Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии?


Анализ продуктов деятельности в психологии

Один из популярных методов определения черт личностиконтент-анализ.

С его помощью собирается информация о наиболее выраженных мотивациях, эмоциях, стремлениях человека.

Также, посредством анализа продуктов деятельности возможно обнаружить личное отношение исследуемого к знакомым, друзьям, родителями. Данная статья рассказывает о методе, его классификации, плюсах и минусах применения.

Содержание:

Что это за метод?


Что это за метод: описание

Анализ продуктов деятельности — один из видов анализа в общей психологии, задача которого — исследование работ в учебной и трудовой сферах, а также других специфических вещей, производимых человеком (личные дневники, рисунки).

Метод используется для формирования выводов о человеке, создавшего данные вещи, для определения его психологических черт.

Метод внедрен в практику из гуманитарных наук. Он базируется на теории неотделимости сознания и деятельности, определенной Рубинштейном.

Согласно теории, то, что делает человек в практической плоскости неразрывно связано с его образом мыслей, темпераментом, набором комплексов, установок и т.д.

Поэтому анализ используется в огромном количестве сфер — начиная с воспитателей детских садов (для выявления проблем в развитии или психологическом состоянии ребенка) и заканчивая криминалистами (для образования психологического портрета преступника, его мотивов).

Контакт с самим человеком при этом необязателен. Упор делается на произведенные им продукты. В некоторых случаях анализ именуется праксиметрическим, или контент-анализом (в основном, в американской психологии).

к содержанию ↑

Классификация

Классификация работы

В работе с продуктами деятельности выделяют понятие «документальный источник», которое подразумевает под собой:

  1. Тексты (письма, сообщения в социальных сетях, СМС). При этом написанные от руки тексты представляют больший интерес — можно понять психологию человека по почерку и эмоциональное состояние на момент написания. В отдельную подкатегорию выделяют графологию — методику анализа почерка.
  2. Автобиографии.
  3. Личные дневники, заметки, записи. Цель которых (для автора) заключалась в анализе своих действий, интерпретации случившихся событий и рефлексия по их подводу.
  4. Фотографии, а также видеозаписи.
  5. Продукты творческой деятельности (рисунки, художественные тексты, стихи, музыка).

Контент-анализ можно разделить на два уровня:

  1. Обработка количественных данных. Для отсечения предвзятости, личного отношения исследователя к человеку, была введена система учета единиц.

    Она исключает человеческий фактор, являясь, по сути, переводом обнаруженных закономерностей (единиц) в математический счет.

    Задача анализа — выдать статистический результат. На сегодняшний день большую часть количественного анализа выполняют компьютеры.

  2. Обработка качественных данных. Классификация методовЗадача — выделить смысловые единицы. Определить степень влияния определенных черт характера, установок, предубеждений, образов на личность. Т.е. из всех полученных количественных данных выделить наиболее важные, ключевые. Этот уровень в большей степени зависит от исследователя, его способности творчески анализировать результат.

Помимо работы с документальными (физическими) источниками, исследователь может использовать иные способы изучения личности субъекта:

  • устное интервью;
  • беседа;
  • тест на закачивание предложений, тест на ассоциации.

В отличие от «безжизненных» письменных и визуальных документов, разговор наделен эмоциями, взглядами, жестами. Это позволяет вести анализ в реальном времени и выявлять те закономерности в поведении, которые не выявлялись при классическом формате контент-анализа.

Психолог может фиксировать неуверенность, страх, нежелание отвечать на определенный тип вопросов, скованность, ложь.

Для получения наиболее достоверных результатов, рекомендуется объединять оба формата исследования — как работу с письменными источниками, так и живую беседу.

Но в полной мере, интервьюирование к контент-анализу не относится, поскольку он предполагает дистанцирование от субъекта и концентрирование исключительно на его продуктах деятельности.

к содержанию ↑

В каких случаях применяется?



В каких случаях применяется: отрасли

Спектр применения анализа крайне широк. Наибольшую же популярность он приобрел в сферах:

  1. Криминалистика. Проводится анализ деятельности подозреваемого. Выявляются признаки агрессии, эмоциональной нестабильности. Идет поиск информации, в которой бы отмечалось личное отношение к потерпевшему. Метод особенно актуален в случае, когда подозреваемый вне зоны досягаемости.
  2. Детская и школьная психология. В детском саду контент-анализ ложится на плечи воспитателей. Им важно определить общий уровень развития ребенка, его отношение к сверстникам, родителям, окружающему миру через рисунки, тексты. В школе возможностей для проведения исследований больше — можно применять на всем классе, группе учеников.

    Добавляются психологические тесты, как средство для выяснения дополнительной к анализу информации.

  3. Работа. Работодатель может использовать метод еще на стадии принятия сотрудника на должность — через кадровика. В дальнейшем, контент-анализ используется для выявления прогресса в исполняемой деятельности и общего психологического уровня человека. последнее позволяет определить, комфортно ли сотруднику на рабочем месте, существуют ли разногласия или конфликты с коллегами.
к содержанию ↑

Каким образом проводится?

Каким образом проводится исследование?

Проведение анализа состоит из следующих этапов:

  1. Ставятся цели и задачи исследования. Зависит от конкретных обстоятельств и сфер применения (общая психология, криминалистика, возрастная психология).
  2. Проводится отбор продуктов деятельности, которые выполняют критерии целей и задач. Не все, что произвел человек подойдет для его психологической характеристики в данной конкретной ситуации.
  3. Создание таблицы. В нее заносятся единицы анализа — частота обнаружения определенных схожих черт. Например, берется дневник и рисунок ученика. В тексте обнаруживаются агрессивные высказывания в сторону родителей, на рисунке — родители изображены монстрами. Делается предварительный вывод о его отношении к маме и папе. Единица, в этом примере, — агрессивное неприятие родителей. Статистически высчитывается удельный вес единиц.

    После сбора данных, исследователь занимается интегральными подсчетами и подготавливает финальные выводы.

  4. Заключительный этап. Происходит интерпретация данных. Подводятся итоги — дается описание психики человека, либо отдельные закономерности в поведении.
к содержанию ↑

Пример применения


Пример применения на практике

Рассмотрим два примера анализа и его практическое применение:

  1. В области деловых взаимоотношений. В организации есть доступ к тем документам, которые создают и обрабатывают подчиненные. Это позволяет провести анализ ряда факторов: ответственность в выполнении задания, аккуратность, внимательность. Начальство может сформировать профессиограмму отдельного сотрудника, в которую войдет характеристика его личности в контексте выполняемых им работ. Она может использоваться в дальнейшем для корректировки задач исполнителя, или для его повышения, в случае обнаружения выдающихся навыков.
  2. В области возрастной психологии. Например, в классе есть ребенок, не выделяющийся на фоне остальных. При этом дома или с друзьями он вполне активен, общителен.

    Анализ его продуктов деятельности может выявить причины, по которым он пассивно действует именно в школе.

    В подростковом возрасте особенно ярко выражена склонность к рефлексии, фиксировании чувств и переживаний на бумаге. Причиной может оказаться травля, психологическое давления от конкретных одноклассников.

к содержанию ↑

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки методики

Достоинства:

  1. Позволяет провести анализ личности и дать рекомендации по ее развитию.
  2. Метод относительно быстрый в исполнении.
  3. Возможность проведения тестирования среди нескольких участников.
  4. Классификация и процедура метода отлажена, что позволяет проводить исследование в сжатые сроки по отработанному алгоритму.
  5. Достоверность, правдивость материала. Некоторые виды документов пишутся без оглядки на то, что их когда-либо будут анализировать с целью формирования личностной характеристики. Например, очерки, статьи, личные рисунки.

    Поэтому исследуемый честен в самовыражении и не пытается скрыть свои негативные мысли, отрицательные стороны.

  6. Отсутствует реакция на исследователя. Вследствие возможности проведения анализа без участия субъекта. Субъект не может влиять на свое поведение, подстраивать его с целью сокрытия чего-либо, поскольку он безучастен.

Недостатки:

    Достоинства и недостатки способа

  1. Позволяет увидеть лишь часть картины. Невозможно составить исчерпывающую характеристику личности только по документам.
  2. В редких случаях — отсутствие реальных результатов деятельности. Например, в случае расследования смерти взрослого человека, собрать информацию о котором не получилось.
  3. Невозможно исключить интерпретацию исследователей полностью.
  4. Способ не отвечает на вопрос «Почему». Чаще всего результат — констатация фактов, а глубинные мотивы и их источники определить через анализ документации невозможно. Для этого приходится прибегать к личному консультированию и профессиональной работе с человеком.
  5. Сложность в языке. Особенно — когда исследования проводятся носителями другого языка. Также затруднения вызывают находимые в текстах жаргонные слова или элементы профессионального сленга. Иногда они ошибочно считают определяющими факторами в оценке личности.

    В то время как на практике, использование сленга и характерных для социального класса человека слов, может никак не описывать отличительные особенности его индивидуальности.

Метод анализа продуктов деятельности может проводиться на любых уровнях. Он является перспективным за счет простоты сбора данных и их быстрой обработки компьютером.

Анализ мыслей — как правильно делать:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий