Кратко и понятно об основных понятиях бихевиоризма


Бихевиоризм: кратко

В психологии распространены совершенно разные и порой противоречащие друг другу подходы к изучению поведенческих особенностей.

Так среди самых любопытных и спорных направлений можно выделить бихевиоризм, вокруг которого не утихают споры.

Что это такое: кратко и понятно


Что это такое в психологии: кратко и понятно

Рассмотрим основные понятия.

Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.

Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.

При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.

Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение, считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.

А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.

Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.

Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.

Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.

Что это такое: описание кратко и понятно

Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.

А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.

к содержанию ↑

История и представители

Кто является основоположником бихевиоризма? Джон Уотсон бихевиоризм вывел в отдельную категорию. Но еще до его знаменитой книги «Психология, какой ее видит бихевиорист» свет увидели труды других ученых, сформировавших мощную базу для дальнейшего развития направления.

Так в 1898 году Эдвард Торндайк впервые вложил новый смысл в понятия «интеллект» и «ассоциативный процесс». В результате он дал толчок для нового витка в истории психологии.

И пусть Торндайк бихевиоризм не популяризовал под известным нам названием, но этот ученый сыграл огромную роль в его развитии. Ведь именно он перевел взгляд психологии с бессознательных явлений на процесс взаимодействия между организмом и средой.

Первые упоминания о бихевиоризме появились в первой половине 20-го века в работе Д. Уотсона. Центральной идеей труда были размышления о том, что психолог должен заострять внимание на поведении, не привязывая его к мышлению и психической деятельности.

История появления и представители

По мнению Уотсона оптимальным методов изучения являлось наблюдение за человеком в той же форма, в какой обычно проводятся наблюдения за предметами естественных наук.

При этом в книге четко прослеживается отрицание значимости изучения сознания, ощущений и эмоций индивида, так как они, по мнению Уотсона, являются лишь продуктом философского влияния.

Далее бихевиоризм как наука о поведении распространился в России. Понятие появилось в трудах Сеченова, Павлова и Бехтерева.

Русские исследователи отвергли теорию, в рамках которой организм подразделяется на душу и тело и предложили новаторский взгляд, под которым понималась целостность организма в процессе взаимоотношений со средой.

к содержанию ↑

Эксперименты

Среди экспериментов, проведенных бихевиаристами или учеными, которые внесли свой вклад в развитие направления, есть несколько, достойных особенного внимания:

Маленький Альберт

В 1920 году Джон Уотсон поставил эксперимент над годовалым мальчиком. Впоследствии эксперимент назвали некорректным и даже жестоким.

Но для того, чтобы доказать истинность своей теории, Джон целенаправленно заставлял ребенка испытывать страх. На первом этапе эксперимента ученый предлагал малышу поиграть с белой крысой, которая не вызывала у ребенка негативных реакций.

Через некоторое время Уотсон стал сопровождать игру с крысой громкими звуками, которые пугали ребенка. У малыша Альберта развился страх по отношению к белой крысе, которая ассоциировалась с резким шумом непонятной природы.

Эту фобию ребенок перенес на другие предметы, напоминающие грызуна (маскарадная борода, обрез шерсти, мягкая игрушка и т.д.).

к содержанию ↑

Собака Павлова

Собака Павлова: опыты

Павлов, провел довольно интересный эксперимент, который стал «оружием» бихевиористов.

Посредством наблюдений ученый установил, что при созерцании пищи у пса начинает выделяться слюна.

Затем визуальный образ был подкреплен звонком. Каждый раз, когда животному демонстрировали миску с едой, раздавался характерный звук.

На финальном этапе Павлов использовал только звук (звонок). Характерный звоночек даже при условии отсутствия еды провоцировал у подопытных собак выделение слюны.

к содержанию ↑

Эксперимент с обезьяной

Известные последователи бихевиоризма Уильям Хантер и Карл Лешли изучали отсроченную реакцию.

Примером данного явления являлся эксперимент с обезьяной, которой демонстрировали два контейнера.

В одном из контейнеров находилось лакомство. После того, как примат замечал угощение, между подопытным и контейнерами ставили перегородку. Через определенный промежуток времени преграду убирали и ждали реакции.

к содержанию ↑

Что является предметом изучения и исследования?



Что является главным предметом изучения и исследования?

Предмет изучения бихевиоризма — поведение (сокращения мышц, изменение в работе желез).

Поведение рассматривается как реакция (R) стимул извне (S) врожденного или приобретенного характера.

В широком смысле предметом изучения являются любые слова и поступки, которые совершает человек.

Из анализа реакций на раздражитель исключаются любые ненаблюдаемые составляющие (физиологические и психические). Т.е. поведение рассматривается как механические процессы внешнего проявления.

Предметом изучения являются также мысли, но только при условии их передачи через «внешнюю речь».

к содержанию ↑

Основные идеи и теория личности

Бихевористический подход подразумевает, что личность — это приобретенный человеком опыт за весь период жизни. Т.е. личность является набором изучаемых моделей поведения. А поведение в данной связи — это сформированный под внешним влиянием индивидуальный и предсказуемый шаблон.

Классическую схему можно упростить до формулы «стимул + реакция = бихевиоризм». Но Торндайк дополнил эту формулу понятием «подкрепление».

Подкрепление может быть со знаком «плюс», таким как похвала, поощрение, награда, достижение ожидаемого результата и т.д. Но оно также может быть со знаком «минус»: боль, разочарование, критика, наказание и т.д.

Поведение строится на том, что человек стремится к положительному подкреплению или хочет избежать отрицательного его варианта.

Основные идеи и теория личности: формула

Личность в таком случае становится набором инструментов, которыми располагает человек в отношении реакции (сознательный контроль регулируемых инстинктов, навыки, пластичность и способность сохранять навыки).

Из этого вытекает что личность — это система организованных и устойчивых навыков.

Бихевиористский подход рассматривает человека как результат реакций, действий и научения.

к содержанию ↑

Бихевиоральное направление: положения


В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон вывел положения, опровергающие постулаты, которые на момент появления труда господствовали в психологии.

  1. Традиционная психология ошибочно полагает объектом изучения сознание. Интроспекция не является прямым и единственным методом исследования.
  2. В бихевиористстской концепции психология является объективной и экспериментальной областью естественной науки, не нуждающейся в интроспекции (ровно как химия, физика и другие области).
  3. Отказ от выделения сознания в качестве самостоятельного объекта изучения стирает барьер, существующий между психическим и физическим.
к содержанию ↑

Методы

Какие методы используются?

Психология постоянно шла к тому, чтобы перенять методы, применяемые в области естественных наук.

Поэтому методология бихевиоризма тесно связана с физикой, которая является одной из самых старых и почитаемых наук.

Объективные методы бихевиоризма:

  • наблюдение;
  • тест;
  • метод условных рефлексов;
  • метод дословной записи.

Метод тестов, ранее использовавшийся в отношении психических качеств, был направлен на поведение. Т.е. тесты показывали не интеллектуальные параметры или личностные особенности психики, а реакцию человека на те, или иные раздражители (стимулы).

Вокруг метода дословной записи возникло множество споров. Казалось бы, данный метод слишком тесно связан с интроспекцией, которую так активно отрицает бихевиоризм. Но речевые реакции представлялись для Уотсона объективно наблюдаемым и оцениваемым явлением.

к содержанию ↑

Терапия и психотерапия

Бихевиоральная терапия основана на трудах И.П Павлова и Б. Скиннера. Психотерапия направлена на отучение от «плохих» привычек и реакций и дальнейшее/замещающее научение правильным поведенческим моделям.

Теорию научения бихевиоризм выстраивает не на объяснении клиенту сути проблемы, а на прямом воздействии на «неправильную» модель поведения, которую необходимо скорректировать. Чаще всего для этого используется оператное научение и метод условных рефлексов.

Оператный бихевиоризм Скиннера — это теория о наличии трех типов реакций: безусловно-рефлекторных, условно-рефлекторных и оперантных.

Последний тип подразумевает реакции, которые организм производит самостоятельно, без внешнего стимула, чтобы осуществить «пробу» результатов на предмет их полезности/положительности.

к содержанию ↑

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание - что это?

На первом этапе выявляются способы подкрепления, которые являются для человека наиболее приятными. Затем клиента учат расслабляться.

После этого выявляются тревожные ситуации, которые ранжируются по степени переносимости.

В ходе терапии в момент расслабления клиенту напоминают о минимально тревожной ситуации, постепенно поднимаясь до максимально тревожной.

к содержанию ↑

Аверсивное обуславливание

  1. Пример №1: Каждый раз, когда человек тянется к сигарете, прикрепленное к руке устройство выдает слабый разряд тока. Вырабатывается соответствующая реакция избегания.
  2. Пример №2: Кодирование от алкоголизма связано с приемом препаратов, которые вызывают приступы рвоты в ответ на употребление спиртных напитков. В результате человек связывает алкоголь и неприятные ощущения.
к содержанию ↑

Оперантное научение

За каждый положительный поступок заключенный получает жетон. За плохие поступки жетоны отнимают. В дальнейшем жетоны можно обменять на привилегии (дополнительный обед, сигареты, гигиенические принадлежности).

Бихевиоризм в педагогике является одним из базовых методов работы с детьми (в т.ч. с дошкольниками), который применяется в синтезе с другими методами.

Примеры из жизни

Примеры реакций из жизни

В бихевиоризме все реакции делятся на приобретенные и наследственные, а также на внутренние и внешние.

Наружные приобретенные реакции: игра в футбол, умение пользоваться салфетками, умение рисовать фигуры.

Наружные наследственные реакции: чихание, частое дыхание, моргание.

Внутренние наследственные реакции: секреция желез.

к содержанию ↑

Недостатки бихевиоризма и критика

Бихевиоризм — поведенческая психология, которая считается слишком упрощенным направлением психологии (и оттого особенно уязвимым к критике).

Основные «претензии» к бехивиоризму:

  • из-за специфической трактовки поведения (как набор реакций) человек низводится до уровня управляемой куклы;
  • из-за аргументации поведения ходом жизненной истории вопрос с врожденными наклонностями остается «открытым»;
  • бихевиоризм не объясняет выдающихся достижений в области науки и творчества;
  • из-за опытной базы в виде изучения животных, направление описывает поведение человека лишь по линии тех черт, которые «роднят» человека с животными;
  • неэтичность методов (использование болевого воздействия);
  • невнимание к категориям «мораль» и «нравственность»;
  • невнимание к индивидуальным особенностям психики человека.

Бихевиоризм (в том числе и такие его направления как радикальный бихевиоризм, логический бихевиоризм и т.д.) имеет ряд серьезных недостатков, из-за которых не может рассматриваться в качестве абсолютно жизнеспособного направления психологии.

Но бихевиоральные методы на данный момент активно применяется в современной психотерапии и приносят положительные результаты.

О бихевиоризме в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий