Благодаря различным методам исследований психологи могут отследить степень влияния наследственных факторов на становление психических особенностей индивида.
О близнецовом методе пойдет речь далее.
Что является предметом изучения возрастной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Что это такое в психологии?
Близнецовый метод причислен к категории психогенетических исследований.
Он подразумевает сопоставление психологических черт представителей одной близнецовой пары, чтобы на основе полученных результатов определить, какое влияние на формирование отдельных психических качеств оказывают наследственный фактор.
С чьими именами связана разработка?
Родоначальником близнецового метода является ученый Фрэнсис Гальтон, который в 1875 году предложил данную концепцию, а в 1876 году опубликовал свои идеи в работе, посвященной силе природы и воспитания и их относительности на примере близнецов.
Однако его подход к вопросу имел серьезные логические несостыковки.
После того, как труды Гальтона увидели свет, представители мира науки раскритиковали предположения Фрэнсиса, намекая на огромное количество логических недочетов, обнаруживающихся в статье.
Исследованием близнецов занимался и Э. Торндайк, который взял за основу пятнадцать пар близнецов и их одиночных сестер/братьев, а затем провел ряд тестов и сопоставил результаты. В итоге ученый выявил роль наследственности в индивидуальных психических характеристиках индивида.
Наиболее близко к актуальному близнецовому методу приблизился С. Мерриман, который посредством теста Стенфорда-Бине разделил близнецов подросткового возраста на две группы (дупликатную и братскую).
Методологическая база была образована Сименсом в 1924 году. Он также вывел правила составления выборки для дальнейшей реализации метода.
Это интересно: Кратко и понятно об основных понятиях бихевиоризма
История исследований в России
Революционное на тот момент исследование в России провел С.А. Суханов, который применил эту методику для того, чтобы проанализировать особенности развития психической патологии.
В конце 20-ых годов XX столетия близнецовые исследования стали активно проводить в Медико-генетическом Московском институте.
После волны репрессий, выпавшей на 30-ые годы, отечественные исследования по направлению психогенетики прекратились.
Их возобновили лишь в 1972 году, когда под руководством И. В. Равич-Щербо начала свою работу уникальная лаборатория психогенетики.
На базе Медико-биологического института изучали преимущественно связь между наследственностью и происхождением болезней.
Также в стенах института был разработан специальный математический прибор для обработки результатов по этому методу.
Большой вклад в изучение отличий в особенностях нервной системы близнецов внесла Пантелеева, изучавшая сенсомоторные реакции через призму близнецового метода.
Основная характеристика
Близнецы являются наиболее «выгодным образцом» для организации психогенетических исследований. Выделяют две категории близнецов:
- однояйцевые или монозиготные;
- двуяйцевые или дизиготные.
Близнецовый метод предполагает, что изучение генотипа и фенотипа близнецов позволяет выявить и разграничить степень влияния наследственности и среды на формирование некоторых особенностей человека.
Однояйцевые близнецы имеют одинаковый генетический набор, так как образуются из одной зиготы. Именно поэтому они представляют наибольший интерес для науки. Они являются в некотором роде клонами одного организма. Но при этом монозиготные пары встречаются редко.
Двуяйцевые близнецы формируются из разных зигот, поэтому потенциально у них могут формироваться разные черты и особенности.
Если создать для близнецов индивидуальную среду для жизни и развития, то можно проследить, какие особенности будут развиваться вне зависимости от внешних условий (у каждого из подопытных), а какие являются следствием уникальных условий.
Т.е. осуществляется сравнительная оценка вклада средовых и генетических предпосылок.
Базовые критерии оценки — конкондартность и дискордантность. Если признак появился у каждого близнеца из пары (оба заболели психическими расстройствами), то речь идет о конкордантности по признаку.
Если признак наблюдается только у одного из близнецов (один заболел шизофренией, а другой остался здоров), то речь идет о дискордантности.
Если при сравнении монозиготных (клонов) и дизиготных близнецов коэффициент конкордантности примерно равен, то исследователь может предположить, что особенность сформировалась под влиянием негенетических факторов.
Это интересно: Как работают проективные методики в психологии?
Особенности проведения
Близнецовый метод исследования осуществляется в три этапа:
- Формирование выборки.
- Диагностика зиготности.
- Оценка полученных при сравнении результатов.
В ходе формирования выборки специалист должен обследовать каждого подопытного внутри каждой пары.
Если обследовать одного из близнецов невозможно, выборка считается несостоятельной.
Необходимо также учитывать процент многоплодия для каждой расы и народа, чтобы исключить неточность в результатах.
Возраст и пол близнецов в одной выборке тоже важный критерий, так как различия в этих характеристиках могут негативно отразиться на состоятельности результатов исследования.
Тип зиготности можно определить с помощью изучения количества оболочек плода или посредством полисимптомного сходства.
Последний способ был внедрен Фершуером и Сименсом. Он основан на принципе схожести морфологических черт.
Есть и другой метод (Смита и Пенроуза), базирующийся на принципе анализа зиготности по группам крови близнецов.
Источники смешения влияния переменных
Распространенный источник ошибок при применении метода — отсутствие поправок на среду. Путем исследований было выявлено, что родители не одинаково относятся к каждому представителю пары при условии явных внешних отличий.
Монозиготные близнецы внешне идентичны, поэтому вызывают у родителей схожие эмоции и, следовательно, отношение.
А в случае с дизиготной парой родители воспитывают детей по-разному, так как замечают и реагируют на внешние отличия.
Этот фактор может искажать результаты исследования.
Неточности могут возникнуть и по причине ошибочного определения уровня генетического сходства.
В таком случае исследователь сделает неправильный вывод по итогу, так как изначально будет располагать ложной информацией.
О понятии и значении эмпирической валидности в психологии и психодиагностике читайте здесь.
Варианты
Существует несколько вариантов (методов) исследования.
Классический
В контрольную группу входит монозиготная и дизиготная пара. По каждой получают определенные результаты, которые затем сопоставляют.
А для получения результата требуется продолжительное внутрипарное наблюдение за близнецами (их поведенческими особенностями).
Данный метод является наиболее простым и достоверным при выявлении степени влияния среды и совокупности индивидуальных признаков на индивида по мере его развития.
Контрольный близнец
Метод применяют для определения степени влияния средовых факторов на определенный психологический признак.
Основным условием достоверности метода «контрольной единицы» выступает абсолютное сходство внутри монозиготных пар.
Близнецов разделяют и отправляю одного представителя пары в экспериментальную группу, а другого — в контрольную.
По окончании эксперимента исследователь анализирует результаты влияния факторов на близнеца из экспериментальной группы (по сравнению с близнецом из контрольной группы).
Разлучение
Этот метод наименее гуманный и применяется в случае, если исследователь может наблюдать за разлученными при рождении близнецами, не подозревающими о своей «копии».
Такие дети схожи только на уровне генотипа, но в ходе развития пребывают в совершенно разных условиях.
Однако благоприятные условия для подобного исследования возникают редко, а проконтролировать влияние побочных факторов достаточно сложно.
В научном фонде содержится описание лишь 130-ти монозиготных пар, которые по тем или иным причинным выросли раздельно. Описанные случаи являются «золотым запасом», позволяющим.
Однако при детальном рассмотрении случаев стало известно, что разлученные близнецы по большей части были воспитаны в схожих условиях. А значит, сходство отдельных черт могло быть обусловлено внешними детерминантами.
Метод семей
Метод подразумевает совмещение близнецового и семейного исследования и позволяет определить влияние наследственности на формирование психических патологий.
Исследователь изучает взрослых близнецов, их семей и детей, чтобы определить, кто из родителей (мать или отец) повлиял на особенности развития детей, не являющихся близнецами.
Одиночный
Наблюдению подвергаются те дети, чей близнец погиб при родах. В результате устанавливается роль перинатального развития на онтогенический этап.
С помощью одиночного метода можно выявить психологические особенности в условиях существующей ситуации и определить роль побочных детерминант.
Преимущества
К преимуществам близнецового метода можно отнести его эффективность, хотя некоторые представители научной среды подвергают сомнению достоверность близнецовых исследований.
Но практика показывает, что метод состоятелен и может закрыть множество актуальных вопросов.
Метод наиболее часто применяют в области возрастной психологии, педагогики и дифференциального анализа.
Серьезным препятствием для применения близнецового метода являются некоторые различия, такие как аномалии врожденного характера или масса.
Эти статистические различия современная наука не может «обойти».
Близнецовый метод относится к категории научных и имеет достаточно обширную базу исследований, которая позволяет сегодня по достоинству оценить преимущества метода и свести к минимуму риски смещения влияния переменных.
Поэтому данное исследование активно применяют в самых различных областях (таких как психология, биология, физиология и т.д).
Гены, воспитание и метод близнецов: