Тест «Дом, дерево, человек»: инструкция и интерпретация результатов


В двадцатом веке в психологии произошел существенный прорыв в связи с появлением большого количества методик исследования психики, которые не требовали большой организационной сложности.

Некоторые из них основывались исключительно на вербальном контакте и психологическом консультировании, а другие использовали наглядные средства выражения психических реакций, в том числе и графические. Одной из таких методик является методика исследования «Дом, человек и дерево».

Содержание:

Цель, история и автор


Цель, история и автор методики

Данная методика была разработана в 1948 году в Америке ученым Дж. Буком (Баком в некоторых источниках).

Она являлась первой в своем роде попыткой оценить личность всесторонне: с точки зрения особенностей ее суждений, эмоционального восприятия, особенностей взаимодействия с другими людьми.

Данная методика получила название проективной, поскольку результат оценивается на основе проекции человеком его внутренних характеристик в абстрактные и символьные выражения. К таким выражениям относятся графические изображения, которые интерпретируются определенным образом.

Проективные методики базируются на длительном периоде наблюдений за деятельностью личности и интерпретации особенностей ее деятельности в условных формах.

Методика успешно применяется для диагностики как взрослых, так и детей (в том числе дошкольников).

По настоящее время она занимает ведущее место среди себе подобных методов исследований поскольку достаточно проста в исполнении, а накопленный опыт позволяет более уверенно и надежно интерпретировать результаты.

Данный тест также используется и для оценки интеллектуальных способностей индивида путем рассчитывания специального коэффициента.

Сфера применения, цель, история и автор

Тест используется для составления автопортрета человека и описывает следующие его характеристики:

Тест более эффективен в качестве диагностического этапа, однако не вполне подходит для скрининга или оценки эффективности психотерапевтической помощи.

Методика используется при обращении к психологу в детских и дошкольных учреждениях. Во взрослом возрасте данный метод применяется при первом контакте с пациентом в рамках составления психопортрета.

Данная методика редко применяется при приеме на работу как средство отбора или же в крупных статистических исследованиях, поскольку не вполне отвечает требованиям скрининговых методик исследования.

к содержанию ↑

Инструкция

Инструкция и ход работы

Простота проведения исследования заключается в том, что человеку нужно изобразить на чистом листе три объекта: дом, дерево и человека.

Далее следует опрос по определенным пунктам.

Выбор именно этих объектов обусловлен простотой изображения, а также тем фактом, что люди всех возрастов знакомы с данными предметами.

Перед проведением обследования необходимо поговорить с пациентом, установить доверительное общение и разъяснить суть методики.

Не следует стараться загрузить человека новыми непонятными терминами, однако он должен осознавать важность собственного участия и быть настроенным на честный и реальный результат.

Также следует донести что его художественные способности ни в коей мере не подлежат оцениванию, а изображения носят условный характер.

Для проведения теста потребуется:

  1. Чистый лист бумаги форматом А4, сложенный пополам.
  2. 2 простых карандаша.
  3. Ластик или стирательная резинка.
  4. Бланк с пострисуночным опросником.

Лист, сложенный пополам, образует 4 части. Первая будет являться титульной — на ней фиксируется дата и место проведения исследования, а также основные данные о человеке. Оставшиеся части предназначены для рисунков, для построения дома предлагается развернуть лист горизонтально.

Инструкция по выполнению

После предлагается нарисовать последовательно дом, человека и дерево.

В процессе рисования следует внимательно наблюдать за человеком-его поведение необходимо фиксировать. Следует обратить внимание на:

  • скорость рисования;
  • фразы и обращения в процессе рисования;
  • расположение в аудитории, на кресле или стуле;
  • мимические движения лица;
  • эмоциональные реакции;
  • задаваемые вопросы.

Данный этап является дополнительным источником информации. На процесс рисования не отводится какое-то ограниченное время, однако следует отметить если процесс занял длительное время.

Как правило на выполнение всех рисунков требуется не больше часа или сорока минут. Для того чтобы испытуемому было комфортно следует выбрать оптимальную позицию:если человек правша, то лучше располагаться по левую сторону, а если левша, то наоборот.

Также стоит создать видимость отвлеченности от его деятельности, чтобы позволить клиенту максимально расслабиться и не скрывать свои реакции.

Если человек является очень скрытным и подозрительным можно и вовсе выйти из аудитории. В этой ситуации такой прием оправдан чтобы получить достоверные результаты.

Рисуночная методика «Дом, дерево, человек» — инструкция.

к содержанию ↑

Последующий этап



Последующий этап: беседа

Следующий этап тестирования проходит в виде беседы.

Для расшифровки можно воспользоваться готовым опросником, в котором имеется порядка 64 пунктов.

При этом допускается произвольный порядок получения информации без жесткой формулировки приведенных вопросов.

К таким вопросам относятся:

  1. Кто изображен на рисунке, его возраст, профессия, кем он приходится испытуемому, о чем думает и что делает этот человек, какие он испытывает эмоции, есть ли у него проблемы со здоровьем или в семье, что он напоминает испытуемому и о чем заставляет задуматься.

    Спектр вопросов наиболее полно характеризует нарисованную фигуру и отношение к ней клиента.

  2. Какое изображено дерево, почему человек выбрал именно его, является ли дерево живым или мертвым и что это подтверждает, на кого или на что похоже это дерево, как давно оно растет, как относительно человека на рисунке располагается это дерево, где оно растет в природе, оно растет одно или в лесу, как бы выглядел человек вместо этого дерева, куда бы он смотрел, шевелятся ли ветки у данного дерева. Также описывается окружающая среда: погода, ветер, направление ветра, как сильно светит солнце, есть ли осадки, нравится ли испытуемому такая погода и почему он выбрал именно ее, о чем он думает изображая такую погоду, слышно ли пение птиц у этого дерева в этих погодных условиях.
  3. Последующий этап: расшифровка

  4. Дом: из чего построен этот дом и для чего, как много в доме этажей, хотелось бы клиенту иметь такой дом и почему, как бы он чувствовал себя в этом доме, где бы находилась его комната, о чем человеку напоминает дом и какие появляются эмоции,хотел бы он продать этот дом и почему, кого бы он хотел видеть в этом доме, куда ведут лестницы или двери или любые другие элементы в доме и вокруг, есть ли в доме кто-то, считает ли клиент что такими должны быть все дома.

Далее следует этап уточняющих вопросов. Этому помогает знание интерпретации нарисованных объектов. Например наличие поломанных деталей, мертвых элементов на дереве или в доме отражает психотравмирующую ситуацию.

Во времени может сориентировать расположение этих элементов: высота дома соответствует примерному количеству лет клиента, что позволяет предположить приблизительное время этой ситуации и спросить что произошло.

В рисунке дерева также имеют символичное значение его стороны: правая символизирует прошлое, а левая — будущее. Поэтому следует обратить внимание на необычные детали в этих половинах.

Также стоит выделить тени, которые означают тревогу. Особенно важно если они нарисованы без присутствия солнца, что означает выраженную скрытую тревожную ситуацию.

к содержанию ↑

Интерпретация

Интерпретация деталей

Существует общее и специальное толкование изображенных объектов и их деталей. К общим относится:

  • цвет;
  • детальность изображения;
  • наличие правок, использование ластика;
  • контуры рисунка;
  • расположение рисунка;
  • пропорции объектов.

К специальным относятся все элементы, касающиеся изображения деталей дома, дерева и человечка, то есть символическое трактование элементов (что значат тени, рубцы, повреждения).

к содержанию ↑

Цвет

Желтый цвет в изображении олицетворяет общий агрессивный настрой человека, его враждебность.

Красный цвет означает повышенную сенситивность, потребность в защите и тепле, также он олицетворяет чувственное отношение к окружающему миру.

Зеленый цвет означает потребность в защите и ограждении от опасностей, однако это не касается цвета кроны деревьев или покрытия крыши. Синий и черный цвет отвечают за подавленность и депрессивные реакции. При этом человек может не осознавать этих особенностей. Коричневый цвет указывает на фактическую незрелость человека, его потребность в развитии.

к содержанию ↑

Детали

Детали рисунка

Недостаточная детальность изображения, особенно касающаяся его определяющих признаков (ветви у дерева и так далее) говорит об интеллектуальной бедности и умственном несоответствии.

Однако чрезмерное количество несущественных деталей также указывает на интеллектуальную разрозненность и простоту.

Структурную целостность личности при этом характеризует гармоничный баланс между реальной детализированностью объектов и их упрощением на рисунке. Если преобладает упрощение или наоборот усложнение следует подозревать расстройство личностной организации.

к содержанию ↑

Стирание элементов

Если какие-то линии или детали были стерты и восстановлены с потерей качества, то это говорит об эмоциональном отношении к данному элементу. Если же стерты без следа, то указывает на внутренний скрытый конфликт.

Направление и выраженность контуров символизируют и направленность психических реакций: волевую деятельность, готовность противостоять или сдаться и так далее.

Изображенные объекты имеют свое символичное значение. Дом выражает отношение человека к себе и к своей семье, а также микроклимат этого сообщества. Также он характеризует осознанное восприятие себя человеком.

Стирание элементов: значение

Изображение дерева наоборот характеризует подсознательное самоощущение, а также взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми, реакции на них.

Изображенный человек олицетворяет собственное отношение к своим качествам, а также выраженные эмоциональные реакции на других личностей — как правило символизирует кого-то важного и дорогого и наоборот.

Методика оценивания школьников при этом будет иметь свои особенности:

  1. Повозрастные этапы развития и соответствующие им признаки на рисунке.
  2. Незрелось всех реакций отражается в особенностях изображения.
  3. Применение балльной системы оценивания.

Методика ДДЧ является распространенным инструментом составления психологического автопортрета. Она успешно применяется у всех возрастных групп, но требует специальной подготовки для интерпретации данных.

Анализ психорисунка на тему «Дом, дерево, человек»:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий