Основные принципы экспериментального метода в психологии

Экспериментальный метод в психологии

Экспериментальная психология считается относительно молодой наукой, однако первые предпосылки развития этого направления появились почти полтора столетия назад.

Этому способствовали прорывные исследования в области физиологии, а в частности психофизиологии.


Открытие основных психофизиологических процессов повлекло за собой их широкое исследование в рамках применения в практической медицине, а также повседневной деятельности.

Психологический эксперимент как новый метод в психологии стал одним из основных «пробников» всех улучшающих психологию методик.

Научные основы экспериментальной психологии исследовались такими великими учеными как Павлов, Сеченов, Бехтерев. А одним из основоположников считается Вильгельм Максимилиан Вундт, немецкий психофизиолог.

Принципы экспериментальной психологии

Каковы принципы экспериментальной психологии?

Предметом исследования в этой области является поведение человека и психологические процессы, которые его обуславливают.

Различными методами можно воздействовать на эти процессы, усиливая или ослабляя какие-либо из них.

Однако при этом экспериментальная психология базируется на некоторых специфичных для этой науки принципах, поскольку объектом исследования является очень сложная система взаимодействий, которая кроме всего прочего затрагивает многие этические и нравственные аспекты жизни людей.

К этим принципам относятся:

  • принцип объединения (единобразного вклада) психологии и физиологии;
  • принцип детерминизма;
  • принцип фальсифицируемости;
  • принцип объективизма;
  • принцип объединения деятельности и сознания;
  • принцип структурности системы;
  • принцип филоонтогенетического развития индивида (генетический).

Первый принцип относится к анатомическому и функциональному единению всех процессов в организме. Физиологические особенности качественно влияют на психологию, моделируя в том или ином направлении.

Так формируются типы темпераментов, типы личностей, а отсюда и основные модели поведения и способы их коррекции.

Разрабатываемые методы эксперимента должны учитывать физиологические особенности, в том числе имеющиеся заболевания. Однако коррекция психики и физиологических отклонений также возможна.

Основные принципы экспериментальной психологии

Принцип детерминизма указывает на причинность всех явлений, в том числе и связанных с «головой».

Зачастую для решения или моделирования какой-либо проблемы необходимо выявить причину.

Так вот принцип детерминизма гласит что такая причина есть всегда.

Фальсифицируемость была предложена ученым, которые ввел такое понятие как научное опровержение выдвинутой теории в ходе эксперимента.

Тем самым подтверждается «реальность» этой теории на практике, если эта практика может ее оспорить. Фальсифицируемость является давним критерием научности.

Принцип объективизма поясняет объективность психологического исследования, в котором влияние субъекта сведено на нет.

То есть исследуемый процесс или явление являются объективными, независимыми от личности исследователя или экспериментатора и протекают сами по себе.

Единство сознания и деятельности объясняется невозможностью одного без другого. Любое действие является осознанным на том или ином уровне сознания, но и любая сознательная активность побуждает к действию. Поэтому обе эти стороны в этой экспериментальной науке исследуются совместно.

Генетический принцип основан на влиянии индивидуального процесса развития личности вплоть до внутриутробной жизни.

Генетический принцип экспериментальной психологии

Он очень близок к первому принципу, однако рассматривает данные процессы с точки зрения их «истории» и тех факторов, которые на них повлияли.

Принцип структурной целостности характеризует психику как нечто неделимое.

Нельзя вырвать какую-то ее часть для исследования и моделирования, результаты при этом не будут действительными.

Задачи исследований


Экспериментальное исследование имеет ряд научных и практических задач. К научным относятся:

  1. Выявление основных закономерностей моделирования в психологии.
  2. Разработка фундаментальных основ психологического эксперимента.
  3. Изучение основных методов психологического эксперимента, разработка методологии.
  4. Выявление надежных и валидных методик эксперимента.
  5. Научное обоснование основных этапов эксперимента и возможность их практической реализации.

Валидность методики означает ее достоверность в ходе текущих и заключительных проверок, отражая погрешности и ошибки.

А надежность сигнализирует о возможности неоднократного воспроизведения результатов. Таким образом научные задачи отражают взаимосвязь теоретических основ психологии с практическим их применением в ходе эксперимента.

Задачи психологических исследований

Практические задачи вытекают из прикладных сфер и направлены на изучение поведения человека.

К этим задачам относятся:

  1. Составление психологического портрета описательными методами.
  2. Выявление причин поведения.
  3. Разработка методов поведенческой коррекции.
  4. Построение прогноза поведения личности.

Практическое применение этого направления особенно актуально в разработке метода эксперимента в сфере психологии управления.

Понятие и характеристика метода

Этот метод в психологии представляет собой научно обоснованную систему теоретических, прикладных и практических методик, знаний и практик, направленных на изучение основных закономерностей поведения, модерирование этих процессов и разработку способов воздействия и регулирования поведенческой сферы.

Понятие эксперимента в психологии было введено в начале 20 века.

Эксперимент как метод психологического исследования


Эксперимент как метод психологического исследования: цели

Эксперимент в психологии состоит из следующих параметров:

  • проблема, выдвигаемая в качестве объекта исследования;
  • научное обоснование основных направлений эксперимента, научной базы;
  • информация, полученная эмпирическим путем;
  • методика проведения эксперимента;
  • оценка результатов и практическое их применение.

Психологический эксперимент в отличие от многих других областей имеет следующие особенности:

  1. Высокий риск погрешности, обусловленный максимальным человеческим фактором и высокой степенью взаимосвязи всех психологических процессов.

    Результаты при этом подлежат более сложному анализу и чаще дают противоречивые данные.

  2. Большая роль накопленного опыта в реализации поведения, в связи с чем трудно проверить эффективность тех или иных методов воздействия.
  3. Трудности при подборе экспериментальных групп по однородности.
  4. Отсутствие единых научных и методологических подходов (большое количество направлений и теорий, выдвинутых различными учеными в период расцвета психологии как науки: психоанализ З. Фрейда, когнитивная психология, гештальт-терапия).

Эксперимент как метод психологического исследования - что это такое?

Эксперимент в психологии проводится при участии одной или нескольких групп наблюдаемых.

При этом выделяется контрольная и испытуемая группа.

Если в качестве методики применяется наблюдение, то можно остановиться на одной группе. Если изучаются или моделируются процессы, то необходим контроль для оценки влияющих факторов или поведенческих методик.

Периодически группы оценивают при помощи как психологических, так и физиологических методик, к примеру наблюдая за качеством и продолжительностью сна при оценке тревожности.

Большое значение имеют опросники и шкалы, позволяющие оценить качество жизни испытуемых.

Методики

Все основные методики в психологическом исследовании основаны на эмпирическом опыте, то есть взаимодействии объекта и субъекта. А от способа этого взаимодействия будет зависеть вид методики. Выделяют :

    Лабораторные методики

  • лабораторные;
  • тестовые;
  • экспериментальные;
  • комплексные.

Лабораторные методики основаны на моделировании ситуации специалистом.

За исходные данные берется фактическая информация, однако остальная работа проделывается психологом в лаборатории.

Тестовые методики предполагают изучение поведения при помощи тестов, при этом ими можно и ограничиться.

Если же включить в эксперимент действие какого-либо фактора или помощь психолога в разных формах, то последующий анализ даже тестовых результатов будет относиться к комплексному.

Эксперимент при этом может быть естественным, то есть наблюдаемым без вмешательства извне или же искусственным.

В этом случае подключается внешнее воздействие, к примеру изучение напряженности отношений в коллективе при искусственно созданной конкуренции или любом другом изменении условий.

Работа психолога с людьми при этом стоит между двумя этими видами, поскольку может проводиться и там и там.

В рамках искусственного эксперимента выделяют патопсихологический эксперимент. В основе него лежит моделирование такой ситуации, которая позволит выявить имеющиеся психологические нарушения, то есть патологии.

Основные методики

Основными принципами патопсихологического эксперимента являются максимальное «обострение» имеющихся проблем в ходе эксперимента и своевременная коррекция расстройств с учетом медицинских отклонений (последствия травм головы, длительного кислородного голодания и т.д.).

При оценке эффективности применяются как автоматизированные тестовые методики, так и индивидуальные и требующие оценки психолога, к примеру цветовой тест.

Критика


На оценку значимости психологического эксперимента сложилось 2 противоположных взгляда. Первый полностью отрицает эту отрасль как научно или практически значимую.

Основной причиной этого является сложность и непредсказуемость психики, а также трудности в достоверной оценке результатов, которые могут трактоваться двояко.

Кроме того, отсутствуют единые методики и критерии, множество теорий и направлений (когнитивно-поведенческая терапия и т.д.) не позволяют исследователям сделать объективные выводы, даже основываясь на статистической обработке результатов.

В статистике также возникают проблемы, поскольку возрастает роль ошибок и погрешностей, а достоверно значимое число испытуемых, удовлетворяющих всем критериям эсксперимента, не всегда удается найти и работа сводится к одной небольшой группе.

 чем состоит критика?

Другая точка зрения поддерживается все большим числом специалистов, которые утверждают что это новое направление в научной психологии, которое должно оцениваться с иных позиций, а именно с большой практической значимости.

Психологические эксперименты приобрели огромное значение при подборе рабочих коллективов, при улучшении производительности как элемент успешного менеджмента.

При этом в основе всех тестов и гипотез лежит проверенное научное знание, что позволяет аргументированно оспорить ненаучность такого подхода.

Экспериментальная психология получила большое развитие в связи с расширением сферы услуг, территориального взаимодействия и широкого обмена знаниями.

Методики экспериментов могут сильно различаться, однако подчиняются общим принципам и относятся к научным методам исследования.

Результаты экспериментов в большинстве случаев имеют прикладное значение, при этом возрастает их роль в рабочих и учебных коллективах.

Смотрите фильм об экспериментальной психологии:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *