Результаты психологических исследований могут быть признаны объективными только при соблюдении эмпирической валидности.
Данный критерий определяется с помощью соответствующих научных методик.
Что является предметом изучения возрастной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Определение в психологии
Под валидностью понимается соответствие применяемых во время исследования методик и полученных в конечном итоге результатов изначально поставленным задачам.
Эмпирические данные в данном контексте рассматриваются в качестве результата проводимого эксперимента.
Понятие эмпирической валидности имеет важное значение при проведении исследований в рамках экспериментальной, организационной психологии, психодиагностики.
Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике
Психодиагностика — это отрасль психологии, которая занимается разработкой принципов, инструментов оценки психологических свойств личности.
В результате проведения психодиагностики специалист может сделать вывод о психологическом состоянии исследуемого индивида. Выделяют три основных этапа исследования:
- сбор данных, соответствующих поставленной исследователем задаче;
- переработка, интерпретация полученных данных;
- вынесение решения.
В психологии используется большое количество методов и приемов, помогающих охарактеризовать личность человека.
Часто сам индивид не понимает, какие качества ему присущи.
Понимание черт характера, особенностей поведения, имеющихся проблем помогает скорректировать состояние и спрогнозировать будущее.
Раскрыть индивидуальные особенности личности помогают психологические тесты. Доверять результатам подобной диагностики можно только в том случае, если она является надежной, достоверной и валидной.
Валидность в психодиагностике понимается как способность теста измерить то, что он должен измерить.
То есть полученные результаты должны в точной степени отображать те сведения, которые автор исследования хотел получить. Если тест отличается валидностью, то он наверняка надежен.
Обычно выделяют три вида измерений валидности:
- отдельного признака, совокупности признаков исследуемого объекта;
- инструментария, применяемого во время проведения исследования;
- социологических индексов.
В настоящее время большой популярностью пользуются психологические тесты, которые люди проходят с целью получения достоверной информации об их личности (черты характера, склонности, внутренние противоречия, комплексы и т.д).
Все эти тесты направлены на измерение психофизиологических параметров человека.
Полезность теста определяется степенью его валидности. Наивысшим показателем является 80%.
Чем выше качество теста, тем точнее будут данные по тем или иным характеристикам. Низкий уровень будет свидетельствовать о плохом качестве материала. Проходя такое тестирование, люди будут получать недостоверные данные.
Профессиональные психологи применяют в своей практике только те тесты, которые прошли проверку на уровень валидности успешно. Подобные методы психодиагностики успешно применяются в менеджменте, обучении, диагностике и т.д.
Важное понятие — валидизация. Это проверка уровня валидности методики. Применяемая для получения результатов методика должна соответствовать тому направлению исследования, в котором она используется.
Валидизация помогает определить действенность, эффективность используемой методики.
Под надежностью полученных в результате психодиагностики данных понимается сохранение во времени в установленных рамках значения всех подвергаемых исследованию параметров.
Надежность является важным критерием проверки используемых методик.
Основным подтверждением надежности полученных результатов является их устойчивость, стабильность.
Так, при проведении первичного и вторичного тестирования определенной группы людей должны в конечном итоге получаться одни и те же показатели. Возможны небольшие несовпадения, но допускается минимальный их процент.
Совпадение данных, полученных в результате повторного опроса одних и тех же людей, свидетельствует об устойчивости результатов, отсутствия выраженного влияния на них случайных факторов.
Несовпадения обычно допускаются по двум причинам: изменчивость самого изучаемого вопроса, факторы внешней среды.
Достоверность с точки зрения психодиагностики — это уверенность исследователя в правильности полученных результатов, подтвержденных специальными экспериментами.
Подразумевается, что по отношению к любому явлению можно применить истинный показатель, который демонстрирует точность и верность результата.
Соответственно, любое отклонение от этого показателя свидетельствует о нарушении точности измерения. Иными словами, о наличии ошибки.
Не учитывается лишь незначительное отклонение от показателя истинности, которое приравнивается к случайной погрешности.
Если тестировать одного и того же человека несколько раз, то каждая попытка будет давать новые данные. Это и будет разброс показателей, который может находиться в границах случайной погрешности, а может выходить за них.
Подобный разброс зависит от двух факторов:
- Случайных неточностей. Происходят под влиянием человеческого фактора. Исследователи — это обычные люди, которые в зависимости от особенностей своего характера, уровня профессионализма, влияния внешних факторов могут допустить неточности.
- Систематических ошибок. Происходят в результате нарушения процедуры проведения исследования, применения неправильных инструментов, допущения неточностей в обработке результатов, низкой валидности применяемых методик.
Разработанная методика проведения исследования должна учитывать вероятность совершения случайных ошибок. Если подобный нюанс не заложен в методике, то ее нельзя считать точной.
Уровень ошибочности измерений определяется при помощи ряда статистических показателей. Допустимый максимальный размер погрешности — 5%.
Это интересно: Методы исследования и анализа в эмпирической психологии
Обеспечение валидности, надежности, достоверности эмпирического исследования
Правильно провести эмпирическое исследование можно только при помощи качественной методологии и методики.
Под методологией понимается набор приемов и методов, которые применяются во время экспериментов. Все эти приемы должны иметь научное обоснование. Только в этом случае методология будет признана достоверной и надежной.
Методика — это готовый алгоритм, который применяется во время проведения стандартных процедур.
Психодиагностические исследования, как и любые другие научные процессы, проходят по одному и тому же стандартному алгоритму.
Качество методики напрямую зависит от правильности проведения отбора, осуществления процедуры, от выбора инструментов. Отклонение от существующих правил приводит к потере достоверности и надежности исследования.
Таким образом, уровень качества методики и методологии напрямую влияет на валидность эксперимента.
Основные критерии, которым должно соответствовать эмпирическое исследование:
- репрезентативность (соответствие характеристик выборки свойствам всей генеральной совокупности в целом);
- точность (минимальная вероятность случайных ошибок);
- правильность (минимальная вероятность систематических ошибок).
Во время проведения исследования важно использовать только надежную информацию, применять адекватные методики оценки, правильно интерпретировать полученные данные, делать верные теоретические выводы.
Важное значение имеет анализ достоверности источника, из которого получается информация. Общепринятые правила: первичные данные всегда точнее вторичных, а официальные сведения всегда надежнее неофициальных.
Поэтому данные, которые получают при помощи анализа первичных источников информации и сведений из официальных документов считаются более достоверными, чем данные из вторичных и неофициальных источников.
Также меньше сомнений вызывают результаты, которые получаются после проверки или даже перепроверки.
Этого можно добиться, используя разные источники информации, проводя повторные исследования одной и той же выборки, применяя разнообразные методы сбора данных.
Основные приемы, которые помогают добиться качественных результатов эмпирического исследования:
- Внесение в опросные листы контрольных и уточняющих вопросов. Это позволяет повысить достоверность получаемой в конечном итоге информации. Уточняющие вопросы детализируют ответ человека, выполняя двойную функцию: получение исследователем дополнительных сведений, проверка достоверности предоставленных данных. Контрольные вопросы являются вспомогательным средством, позволяющим проверить достоверность данных.
По ответам на эти вопросы легко понять, осознанно ли опрашиваемый человек выдает информацию или делает это автоматически.
- Проведение ретеста (повторного тестирования). Допустимый интервал между опросами составляет от одного до нескольких месяцев. Проведение одного и того же исследования через определенный промежуток времени помогает определить устойчивость получаемой от испытуемых информации в разных условиях. Если коэффициент корреляции будет высоким, тест признается надежным. Минимальное значение, которое считается удовлетворительным для признания ретестовой надежности — 0,76. Недостаток подобного приема заключается в риске привыкания испытуемых к содержанию опроса. Нередко они помнят свои ответы на предыдущие вопросы и автоматически повторяют их.
- Проведение параллельных форм тестов. Используются взаимозаменяемые формы тестов. Сначала испытуемые отвечают на один набор вопросов, а затем на дополнительный перечень.
Преимуществом данного приема по сравнению с ретестом является отсутствие у опрашиваемых возможности тренировки и запоминания отдельных ответов.
Также сокращается временной интервал между первичным и вторичным исследованием. Эквивалентность параллельных опросов достигается путем применения одинакового количества заданий в обоих тестах, применения унифицированных вопросов, одинакового расположения вопросов по степени сложности.
- Расщепление опроса. Результаты по тесту делятся на две части. Удобство подобного приема заключается в возможности проведения исследования однократно и получения надежного результата. Тест делится на две части: в одной находятся ответы на четные вопросы, а в другой — на нечетные. При этом учитывается, что части теста схожи по смысловому содержанию. Затем вычисляется коэффициент корреляции. Деление на две части является не единственным приемом расщепления, возможно выделение большего количества частей теста. Метод расщепления часто называют методом определения внутренней согласованности теста (его последовательность внутри себя, адекватность используемых вопросов).
Таким образом, при научном подходе к проведению психодиагностики возможно получение максимально точных и верных данных. Эмпирическая валидность достигается при помощи определенных приемов и методов.
Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии изложено здесь.