Основы гуманистического мировоззрения начинают формироваться в детском возрасте под влиянием обучения в образовательных учреждениях: детских садах, школах.
Гуманизм является опорой для современных представлений о морали, этике, справедливости и позволяет, не опираясь на страх и веру в сверхъестественное, дать людям понимание того, что жизнь и личность каждого человека очень ценны, что недопустимо убивать и причинять какой-либо другой вред.
О психологии человека по поведению и жествам читайте здесь.
Оглавление
Что это такое?
Все слова, связанные с гуманизмом, имеют в своей основе латинское слово «homo», что переводится как «человек».
Отчасти это связано с общим значением понятия: гуманизм подразумевает, что жизнь, и преимущественно человеческая, является наивысшей ценностью.
Отчасти — с тем фактом, что такие качества, как добросердечность, милосердие, человечность, присущи только людям и относятся к наивысшим человеческим качествам, а также тесно связаны с идеями, которые вложены в понятие «гуманизм».
Гуманизм — определение, обозначающее систему, при которой самым значимым и важным становится человеческая жизнь, комфорт человека, его безопасность, свобода, здоровье и счастье.
Это понятие имеет массу и других, более узких, значений, но основа остается неизменной. Также различные философские течения по-своему трактуют это определение.
Например, для марксизма гуманизм никак не связан с индивидуализмом, и общественный комфорт определяется как более значимый, а комфорт отдельных людей — как менее значимый.
Большая часть развитых стран, так или иначе, относятся к гуманистическим.
Слово «гуманность» равноценно по своему значению более привычному слову «человечность» и обозначает такие высшие качества людей, как милосердие, готовность поддержать и помочь, уважение, человеколюбие, стремление выбрать путь ненасилия.
Разные исследователи, общественные и творческие деятели подразумевают под гуманностью что-то свое.
К примеру, Джошем Уолтер считает, что гуманность подразумевает отказ от насилия, готовность не причинять никому боли и дискомфорта в той мере, в какой это реально сделать. Он же придерживается мнения, что гуманность состоит из трех компонентов:
- альтруистические стремления;
- нравственность;
- волевые усилия, позволяющие человеку подавить собственные негативные качества и выбрать путь человечности.
Без них, как он считает, речи о гуманности быть не может.
Соответственно, люди с гуманистическим мировоззрением:
- стремятся отказаться от насилия;
- считают, что человеческая жизнь и счастье являются самым главным;
- в процессе жизни стараются сдерживать собственную эгоистичность и другие негативные качества и выбрать путь, отвечающий их представлениям о человечности и справедливости;
- принимают право других людей жить так, как им хочется, если это никому не вредит;
- придерживаются мнения, что государство должно создавать условия для комфортной, безопасной и счастливой жизни людей;
- осознают, что люди не идеальны и имеют массу недостатков, но верят, что в процессе развития человеческой цивилизации со многими проблемами реально справиться;
- убеждены, что способности человека к творчеству, саморазвитию и адаптации не обладают ограничениями.
Многие гуманисты относят себя к атеистам и отрицают существование сверхъестественных сущностей. Они критично смотрят на реальность и поощряют научный подход.
Несмотря на то, что существуют религиозные формы гуманизма, эта идеология по своей сути к религиозности отношения не имеет.
Как уже упоминалось, основы гуманистического мировоззрения закладываются еще в детском возрасте: ребенку объясняют, что причинение вреда недопустимо, развивают его эмпатию, чтобы он лучше мог понимать окружающих и был готов оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Примеры
Убежденность человека в правильности своих слов и действий — основа любого мировоззрения.
Если человек, принимая решение, руководствуется идеями, являющимися частью гуманизма, то его мировоззрение можно считать гуманистическим.
Примеры:
- Оксана — воспитатель. Она убеждена, что каждый ребенок имеет огромную ценность и потенциал, который можно раскрыть, если приложить усилия. Даже в сложных ситуациях она стремится принять решение, которое, как она считает, пойдет на пользу развитию детей и не навредит их психическому здоровью. Также она уверена, что на детей нельзя давить, им нельзя навязывать жесткие идеологические и религиозные установки и что каждый ребенок должен сам делать выбор.
Особенности всех детей, даже тех, которых называют «трудными», она старается принимать и находить подход.
- Василий работает фельдшером на скорой помощи, а его взгляд на работу и больных отличается от взглядов большинства других фельдшеров, которые считают, что ездить к бомжам и валяющимся под лавками алкоголикам — дело неблагодарное и хорошо бы, чтобы к таким людям никто не вызывал. Он старается помочь всем и на всякий случай проводит тщательный осмотр даже тех людей, которые, на первый взгляд, ни в какой помощи не нуждаются, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно. Он придерживается мнения, что каждый человек важен.
- Светлана, мать троих детей, обладает широкими взглядами и имеет четкие жизненные принципы, тесно связанные с гуманностью. Она осознанно отказалась от какого-либо насилия по отношению к детям и считает, что насилие в «воспитательных целях» недопустимо и неизбежно ведет к развитию психических расстройств. К каждой трудности Светлана подходит с конструктивной точки зрения, а при каждой конфликтной ситуации старается объяснить свою позицию детям и предлагает компромиссы, несмотря на то, что это не всегда бывает легко. Также она старается обучить детей смотреть на реальность критично и опираться на научные исследования при анализе тех или иных ситуаций.
Гуманизм в том или ином виде можно встретить в большинстве художественных произведений: в книгах, фильмах, мультфильмах.
В компьютерных играх с нелинейным сюжетом игроку систематически предлагают сделать моральный выбор в тех или иных ситуациях, исходя из обстоятельств, и лишь ему решать, поступить гуманно или нет.
В известном современном мультфильме «Головоломка» в основе сюжета лежит мысль о том, что каждая человеческая эмоция важна и полезна, даже та, которая, на первый взгляд, выглядит неприятной и лишней.
Это также имеет прямую связь с идеями гуманизма, с гуманностью.
Современный гуманизм более ориентирован на комфорт и счастье отдельных личностей, на индивидуализм.
Поэтому в художественном контенте все чаще проскальзывают ситуации, в которых персонажи делают выбор в пользу собственных мечтаний, желаний, а не идут на поводу у общества или государства.
Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.
Плюсы и минусы
Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.
Основные плюсы гуманистического мировоззрения:
- осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;
Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
- люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
- люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
- также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
- подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
- детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
- потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.
Минусы гуманистического мировоззрения:
- Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.
Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.
- Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.
Особенности и значение воспитания гуманности
Основные особенности воспитания гуманности:
- Одна из основ подобного воспитания — развитие эмпатичности, умения сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место кого-либо другого.
Дети анализируют художественные произведения, воспитатель или учитель могут предложить им представить и описать, как чувствовал себя тот или иной персонаж, почему он поступил так или иначе.
Также используются ролевые игры, опросы («Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-то обидел твоего друга?») и другие приемы (например, использование реальных конфликтных ситуаций между детьми).
- Детям объясняют разницу между добром и злом, между тем, что хорошо, и тем, что плохо, в процессе игр, чтения художественных произведений, в различных жизненных ситуациях, и со временем они начинают четко понимать разницу между этими понятиями.
- Упражнения и игры, направленные на развитие гуманности, должны четко соответствовать возрасту и уровню развития детей. Важно как можно чаще возвращаться к темам, связанным с гуманностью, чтобы дети все усвоили должным образом и получили достаточно материала для размышления.
Общество, в котором гуманность является одной из основ, более здоровое, безопасное и гармоничное, поэтому родителям и всем учебным учреждениям важно воспитывать это качество в детях.
Чем больше людей в детском возрасте впитает в себя основы гуманности, тем меньше будет преступлений, агрессии, насилия.
О возрастных кризисах развития личности начиная с рождения вы можете узнать из нашей статьи.