Предмет изучения гуманистического направления в психологии


Гуманистическое направление в психологии

До середины XX века в психологии преобладало психоаналитическое направление и бихевиоризм, с которыми, тем не менее, не все были полностью согласны.

Психоанализ многое объяснял о формировании личности ребенка, однако практически игнорировал развитие человека в зрелом возрасте, а бихевиоризм, в свою очередь, рассматривал поведение человека, как следствие закрепления условных рефлексов, практически оставляя его на одной ступени с животными — при этом игнорировались высшие человеческие ценности, внутренние переживания и мотивации.

Содержание:

Все это способствовало зарождению третьего течения — гуманистического направления в психологии. Что же представляет собой данное направление? Каковы основные понятия и принципы гуманистической психологии?

Понятие


Основное понятие

Гуманистическая психология — это направление, анализирующее понятия, которые присущи исключительно человеку — творческая деятельность, самоактуализация личности и ее развитие, высшие человеческие ценности, любовь, свобода.

За основу берутся гуманистические качества личности, которые и отличают человека от животного, а также способствуют его совершенствованию на протяжении всей жизни.

Гуманистическая направленность — это нравственные качества личности, определяющие его поведение согласно гуманистическим идеям. Прежде всего, это признание ценности человеческой личности, ее исключительных прав на развитие и благополучие.

Под данными качествами подразумевается комплекс таких черт характера, как терпимость человека к окружающим, стремление им помочь, доброта, уважение к другому человеку, понимание.

к содержанию ↑

Основатель и представители

Одним из основателей данного направления является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу, также известный, как разработчик иерархической модели мотивации, на вершине пирамиды которой находятся эстетические потребности, а в основании лежат физиологические.

Основатель и известные представители

Наряду с А. Маслоу основателем данного направления выступает американский психолог К. Роджерс.

Гуманистическая психология, с его позиции, была верным подходом, потому как каждый человек обладает стремлением к самосовершенствованию.

Человек самостоятельно определяет для себя ценности и смысл своей жизни, а также определяет перспективы развития и личностного роста.

Представителем гуманистической психологии является и немецкий психоаналитик Эрих Фромм.

Гуманистический психоанализ Э. Фромма, в отличие от подхода З. Фрейда, в качестве ключевой проблемы в психологии рассматривал не инстинктивные потребности человека, а его связь с внешним миром.

к содержанию ↑

Теории: кратко



В гуманистической психологии выделены два основных направления:

Теория А. Маслоу, заключающаяся в том, что центральной проблемой психологии является мотивация человека.

При этом она представляется, как основная движущая сила, способная нарушить психическое равновесие личности — ведь только в таком случае возможен рост личности, ее стремление к развитию, иными словами — желанию стать тем, кем человек хочет.

Теория Роджерса: кратко

Для этого должны возникнуть определенные условия, прежде всего — удовлетворение основных физиологических потребностей, а также необходимости в безопасности и защите.

И только в таком случае возможен дальнейший рост индивидуума и его развитие. До этих пор такая возможность остается лишь потенциальной.

Также согласно данной теории, неудовлетворенность базовых потребностей рассматривалась как причина неврозов и психозов.

Теория Карла Роджерса, заключающаяся в том, что в эпицентре меняющегося мира находится сам человек, его чувства и восприятие. В ее основу легли следующие принципы:

  1. Человеческое поведение нельзя объективно рассматривать, поскольку единственно верной будет позиция личности на основе ее субъективного опыта. С иных точек зрения понять другого человека невозможно.
  2. Человек свободен в своем выборе, он самостоятельно определяет свою судьбу и принимает решения.
  3. Человек стремится к совершенству.

По К. Роджерсу, в человеке от природы заложено стремление к самоактуализации и развитию. В качестве помех этому могут выступать соответствующее воспитание или нормы общества, в котором он находится, а также навязываемые ему ценности. Эти же факторы рассматривались, как причины отклонения в поведении.

к содержанию ↑

Предмет изучения

Базовый предмет изучения

Базовыми предметами, изучением которых занимается гуманистическая психология, являются следующие:

  • уникальность и неповторимость каждой отдельно взятой личности, которая находится в постоянном процессе самосозидания, осознает свое жизненное призвание;
  • осознание личностного достоинства;
  • потребности человека в социуме;
  • поиск и определение смысла жизни;
  • потребности в защите и надежности;
  • зрелые личности, достигшие вершин самосовершенствования.

Согласно гуманистической психологии, конфликт между отдельной личностью и обществом отсутствует. Напротив, личность способна ощутить полноту жизни только путем ее признания социумом.

к содержанию ↑

Принципы


Различные теории гуманистической психологии не противоречат следующим основополагающим принципам:

  1. Развитие. Данный принцип подразумевает желание человека двигаться к новым целям, его самосовершенствование и потребность развиваться, которые являются врожденными, а не приобретенными качествами.
  2. Целостность. Человек должен рассматриваться, как целостная сложная система, стремящаяся к развитию собственных потенциалов.
  3. Принципы гуманности

  4. Гуманность. Данный принцип подразумевает, что человек от природы наделен добротой, и только лишь внешние факторы, которые препятствуют реализации его истинной сущности, ведут к проявлению агрессии.
  5. Целевой детерменизм. Человек ориентирован на будущее в соответствии с его ожиданиями, стремлениями и ценностями.
  6. Активность. Человек самостоятельно мыслит, однако при всем этом он способен создавать условия, необходимые для развития другого человека и оказывающие на него влияние.
  7. Неэкспериментальное исследование. В основе данного принципа лежит принцип целостности, который отрицает экспериментальное исследование по той причине, что человек должен рассматриваться в контексте всех составляющих системы, а не отдельно взятых фрагментов опыта.
  8. Репрезентативность. Заключается в совпадении цели и объектов изучения, поскольку для этого берутся здоровые самореализующиеся личности.
к содержанию ↑

Личность в гуманистической психологии

Личность в данном направлении психологии рассматривается как целостная система, которую невозможно делить на фрагменты и рассматривать их в качестве отдельного предмета для изучения.

Другими словами, целое не есть сумма отдельных составляющих частей. Так же, как единый, рассматривается жизненный цикл и приобретаемый в его процессе человеком опыт.

Как рассматривается личность в гуманистической психологии?

Каждая отдельная личность воспринимается, как уникальная.

Именно поэтому различные статистические данные не имеют никакого смысла, поскольку судить о поведении человека можно только лишь исходя из его субъективного опыта.

В качестве истинной реальности в таком случае выступают личные переживания человека.

Человек рассматривается в качестве активного существа, стремящегося к саморазвитию. Руководствуется при этом он своими собственными целями и принципами, которые позволяют ему оставаться в определенной мере независимым от внешних факторов.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы

Гуманистическая концепция в психологии встречает как своих последователей, отмечающих ее сильные стороны, так и подвергается критике со стороны специалистов различных школ.

Плюсы:

  1. Отведение человеку огромной роли в самоуправлении собственным психическим здоровьем.
  2. Учет внешних факторов в формировании личности человека, а не сосредоточенность на внутренних качествах.
  3. Реально оказываемое влияние на терапию, а также сферы здравоохранения и образования.
  4. Рассматривание в качестве объекта изучения здорового человека, а не суждение о психически здоровой личности по наблюдаемым отклонениям в поведении других.

Главные плюсы и минусы

Минусы:

  1. Рассматривание общения двух людей, как равных, что в реальности часто не находит подтверждения.
  2. Так как в качестве объектов исследования берутся здоровые люди с удовлетворенными основными потребностями, данная теория плохо подходит для объяснения поведения людей с нарушениями психики, а также находящимися в плохих социальных условиях.
  3. Слишком большая ответственность человека за собственные поступки.
к содержанию ↑

Методы

Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники — например, опросник «Чувства. Реакции. Убеждения.», разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.

Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:

  • арт-терапия — осознание собственного «Я» посредством музыки, изображений, а также в движениях;
  • визуализация — осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации;
  • аутотренинг по И. Шульцу — путем погружения в себя и диалога со своим глубинным «Я»;
  • восточные техники — медитации, йога и другие практики.

Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.

к содержанию ↑

Терапия и психотерапия

Как применяется терапия и психотерапия?

Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.

Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.

При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.

По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:

  1. Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
  2. При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
  3. Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
  4. Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
  5. Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
  6. Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
  7. Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.
  8. Гуманистическая терапия и психотерапия

  9. При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
  10. Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
  11. Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
  12. Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.

Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.

Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.

О гуманистической психологии в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий