В системе психологических знаний особое место занимает такое ответвление, как когнитивная психология.
Данное направление можно назвать достаточно современным, обладающим интересными методами и теориями. Когнитивная психология — что это такое?
Что такое когнитивистика? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Понятие
Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.
Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.
Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.
Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.
История возникновения
Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.
В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.
Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.
Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.
На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.
Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:
Это интересно: Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим
Разделы
В состав современной когнитивно-поведенческой психологии включают следующие разделы:
мышление, принятие решения;
- восприятие;
- развитие;
- распознавание образов;
- речь;
- внимание;
- воображение;
- память;
- интеллект (причем сюда относят естественный и, в некоторой степени, искусственный).
О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.
Основные положения и методы
В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма, заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.
В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.
Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.
Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:
- Вводный этап: индивид получает некие инструменты (к примеру, дневник), благодаря которым становится возможным выявить ошибочные суждения и их причины.
Эмпирический этап, когда индивид с помощью психотерапевта прорабатывает приемы корректного соотношения различных явлений. То есть формулируются аргументы за и против, рассматриваются преимущества и недостатки моделей поведения.
- Прагматичный этап, итогом которого становится осознание индивидом собственных ответных действий.
Существуют и другие методы, выбор которых должен основываться на типе психического расстройства поведения человека. Например, методы целенаправленного повторения, децентрации, смены ролей или замены эмоций.
Это интересно: Что является предметом изучения возрастной психологии?
Какие идеи изучает и рассматривает?
Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития и распознавание образов.
Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.
Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.
Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные функции психики работают по схожей схеме.
Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.
Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.
Известные представители
Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.
Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл.
Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.
Модели внимания
Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.
Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания. К основным из них относят:
- селективные модели внимания;
- внимание в качестве перцептивного действия;
- внимание в качестве умственного усилия.
Селективные
Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.
Главная идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.
Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации, то есть ее селекция.
Перцептивное действие
Внимание в качестве перцептивного действия рассматривал У. Найссер, который критиковал селективную модель.
Он считал, что внимание представляет собой направленность основного потока деятельности, связанной с обработкой информации, на ограниченную часть наличного входа. То есть он определял его в виде процесса активного выбора.
Умственное усилие
Внимание в качестве умственного усилия также называют емкостной моделью Д. Канемана.
Он отмечал наличие ограничения в способности индивида выполнять умственную работу.
Под вниманием Д. Канеман понимал некое внутреннее усилие, на выполнение которого требуются ресурсы. Таким образом, акт внимания зависит в большей степени ни от желаний индивида, а от объективной сложности поставленной перед ним задачи.
О метафорах и моделях внимания в когнитивной психологии этот ролик:
Когнитивизм в социальной психологии: плюсы и минусы
Когнитивизм занимает значительное место в сфере социальной психологии.
Его основной принцип состоит в рассмотрении социального поведения индивида на основе познавательных процессов человека.
Направление изучения заключается во взаимодействии между различными когнитивными структурами, существования между ними соответствий и несоответствий.
В соответствии с теориями когнитивного соответствия, основной мотивирующий фактор поведения человека состоит в потребности формирования сбалансированности и соответствия когнитивных структур индивида.
Все перечисленные теории пытаются объяснить социальное поведение индивида через призму познавательных способностей.
К их минусам можно отнести то, что идея, согласно которой все действия и поступки совершаются для формирования связанной картины мира в сознании индивида, делают теории методологически уязвимыми, так как данное формирование не связано с реальным миром.
Несмотря на это, когнитивизм в социальной психологии получил довольно широкое распространение. Это можно объяснить тем, что он подчеркивает особую роль познавательных образований в объяснении социального поведения индивида.
Необходимо отметить некую непоследовательность данной позиции и сложный круг противоречий, в который попадает когнитивистский подход.
Тем не менее, внимание к вопросам рационального поведения индивида, роли мышления и разума для объяснения окружающего мира делают этот подход довольно значимым в сфере социальной психологии.
Итак, когнитивная психология занимает важное место в системе психологических наук.
Ее основные положения часто используют в других направлениях, например, социальной психологии, психологии образования, психологии личности.
Кратко о когнитивном направлении в социальной психологии: