Виды контент-анализа в психологии и психодиагностике


Контент анализ в психологии

Психология использует разные научные методы, применение которых зависит от целей и задач исследования.

Одним из используемых методов выступает контент-анализ, который используется в психологии и психодиагностике достаточно давно.

Это мощное оружие в руках психолога, социолога или человека, вовлеченного в среду СМИ, а потому следует понимать сущность и специфику этого метод, чтобы успешно применять её на практике.

Содержание:

Понятие и сущность


Понятие и сущность методики

Контент-анализ в психологии основывается на исследовании специфических особенностей текста, которые раскрываются путем анализа с точки зрения количества и качества изучаемых единиц текста.

Текстом при этом может выступать что угодно, любой носитель информации: видеозапись, интервью, радиопередача, визуальная, графическая информация.

Такой анализ производит интерпретацию содержания текста и выявление числовых закономерностей.

Первостепенной задачей анализа является выделение неких единиц информации, несущих смысл.

Что это может значить на конкретном примере?

Исследователь может выделить культурные и психологические свойства людей и персонажей, являющихся участниками массовой коммуникации, определить характер взаимодействия коммуникаторов, жанры сообщений, основной посыл, проскальзывающий в ряде текстов, и так далее.

После первого шага следует второй этап: исследователь изучает поведение выбранных им смысловых единиц внутри текста, изучая частоту и количество их появления в тексте.

На основании полученных данных можно сделать выводы, польза и применение полученной информации зависит от цели исследования.

Исполнитель (то есть психолог) обязан быть достаточно квалифицированным специалистом.

Понятие и сущность анализа

Как минимум, он должен быть внимательным и скрупулезным, ведь ему придется уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенностей поведения.

Ему придется работать не только с анализом вербального взаимодействия участников коммуникации, но и выявлять признаки неречевого типа, будь то жесты, графические объекты, рукописи.

к содержанию ↑

В чем преимущества данного метода?

Основными плюсами метода выступают:

  • возможность открытия скрытых тенденций и закономерностей;
  • объективность процедур и достоверность результатов;
  • исследователь никаким образом не оказывает воздействие на поведение испытуемых;
  • метод позволяет обнаруживать достоверные показатели, которые внешне не всегда различимы в огромных массивах информации.

Контент-анализ способствует раскрытию психологических особенностей коммуникатора, аудитории, либо сообщения, и проанализировать их взаимосвязь.

Этот научный метод призван раскрыть не видимое на первый взгляд содержание коммуникации, её сущность, изучая то, как проявляется это содержание в тексте.

В чем состоят преимущества данного метода?

Исследователь, таким образом, может обнаружить связь текста с реальностью, протекающей вне текста, что бывает невозможно при упрощённом постижении информации.

В ходе внимательного рассмотрения изучаемой информации, она переводится в количественные показатели, на основании которых ученый уже может сделать множество важных открытий и выводов.

Контент-анализ дает возможность добыть особо ценную информацию, которая отвечала бы таким критериям качества, как объективность, валидность и надежность. Именно это отличает его от обычного содержательного анализа.

к содержанию ↑

Предыстория



Зарождением метода следует считать 20-е годы прошлого столетия, тогда он использовался чаще для выявления особенностей средств массового сообщения.

В те же года Н.А. Рыбников, ученый, специализирующийся на биографических данных, применил данный метод для раскрытия специфических характеристик определенной личности через ее сочинение о своей жизни — автобиографию, которую он воспринимал как психологический документ, в котором фиксируется личность, её развитие или деградация, её история.

Он брал за основу сочинения детей рабочих, предлагая им описать свою жизнь на текущий момент. Исследование позволило выявить градацию положительных или негативных взглядов на своё существование в зависимости от возраста и пола испытуемых школьников.

Предыстория и основатели

Он сделал интересный вывод: девочки младшего возраста более позитивно смотрят на свою жизнь, нежели их сверстники мужского пола.

С возрастом же они меняются ролями, и девочки, взрослея, всё больше выражают тенденцию к негативной оценке своей жизни.

Вслед за этим ученым к методу обратился на практике психолог П.П. Блонский, которого интересовали первые воспоминания людей, в качестве испытуемых он выбрал тех, кто находится внутри сферы образования: школьников, студентов и учителей.

Ученый сделал вывод, что в большинстве своем первым воспоминанием как детей, так и взрослых, являлось несчастье, какой-либо страх.

Этот метод применяется и в социологии, где психодиагностика производится для изучения общественного сознания различных социальных слоев.

Так социолог В.А. Кузьмичев произвел разбор 13 еженедельных советских газет, применив тематическую группировку, применявшуюся ранее в США, выделив такие темы, как спорт, сенсации, экономика, культура и т.д.

Другой ученый, В.Н.Касаткин, исследовал записи здоровых и больных людей. Американский исследователь Г. Лассуэлл применял данный метод, изучая область политики и пропаганды, он преобразовал контент-анализ путём различных нововведений.

Для более ёмкого понимания сути контент-анализа вы можете ознакомиться с трудами вышеописанных ученых, стоявших у истоков метода, вся информация есть в открытом доступе.

к содержанию ↑

Виды анализа

Основные виды анализа

Существует разделение на количественный и качественный контент анализ, которые, однако, могут использоваться совместно для более углубленного проникновения в суть объекта анализа.

При количественном анализе подключается использование процедур математико-статистического характера, здесь всё зависит от единицы анализа, за которую можно взять определенное слово, смысловые блоки, стиль речи и т.д.

Этот вид контент-анализа относительно прост, ведь по сути представляет из себя подсчет слов (смыслов, словосочетаний) в выбранном тексте. Для проведения такого анализа, если, конечно, используется именно текст в прямом его значении, достаточно будет использовать Microsoft Word.

Обращаясь к результатам одного лишь количественного метода сложно будет сделать какие-то категоричные умозаключения и выводы о тексте, но он гарантирует больший процент понимания смысла, посыла автора и иных особенностей анализируемого пласта информации.

Когда используется качественный контент-анализ, обычно исследователь выделяет некую категорию анализа, изучая текст на факт наличия или отсутствия в нем данной категории.

Если говорить о тексте в банальном его значении — наборе слов и предложений, то качественный анализ, в отличие от количественного, после подсчета лексических единиц переходит на следующий уровень: анализирует связь между ними.

Перед началом такого исследования требуется определить цель, для чего мы анализируем текст, смысловые категории и словарь лексических единиц. Здесь уже необходимо будет подсоединить умение анализировать, делать выводы, сопоставлять разные данные и находить закономерности.

к содержанию ↑

Использование в СМИ


Использование в работе СМИ

Этот метод является крайне выгодным инструментом изучения того или иного объекта СМИ.

Текст СМИ зачастую содержит в себе сокрытые символические формы общения с аудиторией, и задачей исследователя является превращение этих форм в статистические объективные данные.

Контент-анализ крайне продуктивный метод изучения как своих источников, так и источников конкурентов. Он позволяет выявить наиболее удачные ходы, которые пускают в ход конкуренты, и внедрить их в свою систему.

С его помощью можно отследить закономерности и тенденции информационного потока, выйти на явные и скрытые намерения коммуникатора и предсказать возможную реакцию аудитории.

Иногда необходимо проанализировать свои материалы, и выявить те аспекты, которые затрудняют восприятие идеи потребителем, посмотреть, на какие смысловые посылы аудитория реагирует хорошо, начинает, например, активнее переходить по ссылкам, продажи начинают расти и т.д.; а на какие реагирует нейтрально, либо вообще негативно.

В этом нам помогут, в том числе, и комментарии пользователей.

к содержанию ↑

Процедура: пример исследования для чайников

Из чего состоит процедура: пример исследования для чайников

Как сделать контент анализ? Первое, с чего следует начать — это определить единицы смысла и единицы счета.

Смысловой единицей могут являться: термины, в которых выражены те или иные важные для исследования понятия, события, идеи, факты.

За единицу счета моно взять массив текста, «заселенный» смысловыми единицами, или число абзацев, строк и знаков.

Единица счета позволяет обнаружить регулярность и частоту появления выбранной категории (или признака этой категории) в источнике информации.

Важно учитывать, что контент-анализ лишь дополняет обычный, содержательный, выступая вспомогательным средством, который позволяет углубить восприятие смысла любого текста, ведь при поверхностном взгляде что-то ускользает мимо нашего взора, и иногда это может являться точкой ступора, когда обычные методы не позволяют продвинуться дальше в исследовании.

При проведении исследования по этому методу следует заранее подготовить определенные инструменты исследователя:

  • таблицу, куда будут внесены единицы и категории анализа;
  • бланк контент-анализа, содержащий необходимые данные об авторе документа, объеме текста и прочее;
  • регистрационная карточка, где записывается количество единиц счета;
  • список изученных текстовых/визуальных/аудио материалов.

Процедура: пример исследования для чайников и результат

Результаты анализа текста, т.е. количество случаев применения в нем, например, определенного набора слов, умозаключения касательно категорий анализа можно прописать как отдельно, так и в бланке.

Итак, наверное, стоит подключить немного конкретики.

Возьмем для примера такой интимный момент, как переписка между двумя людьми. А еще лучше, семейной пары. Там и выстраиваемые долгими годами отношения, свои особенности коммуникации, возникшие со временем, и еще очень много интересных моментов.

Например, берем переписку до и после замужества. Выявляем смысловые единицы, частоту которых нам важно проследить в тексте, к примеру, такие слова, как «люблю», «скучаю», «дом» и т.д.

Самый простой способ: мы копируем текст, и загружаем его в обычный Word, делая поиск по словам.

Сопоставляем количество нужных нам слов до и после замужества, и, может, даже делаем простенький график, где будет отображена частота или падение применения тех или иных смысловых единиц. Вот такой домашний и в чем-то полезный и весёлый контент-анализ.

Если же мы обратимся к сфере СМИ, то на роль предмета исследования подойдет публичная презентация своей деятельности конкурентом — его интервью, тексты блогов. Контент потребителей же заключается в их видимой реакции, то есть в комментариях.

Как проводится процедура: пример исследования для чайников

Можно исследовать негативные отзывы, особенно если всегда всё было ровно и спокойно, а тут вдруг негатив начинает просто литься рекой.

Тогда будет не лишним сопоставить лексическую основу вдруг из ниоткуда вылившихся на вашу компанию рек ругани и порицаний, с ранними негативными комментариями, которых было не так много.

При анализе причин негативных отзывов, следует выделить несколько, на которых основываются критики. Часть из них при сопоставлении с объективными недочетами вашей деятельности, нужно взять на вооружение, чтобы исправить ситуацию.

Если некая доля из них будет основываться на сильных сторонах вашего конкурента, то вы сможете определить заказчика всех этих негативных реплик в ваш адрес.

Когда вы выясните на что опираются люди, вовлеченные в волну заказного негатива, вы сможете принять решение о дальнейших действиях.

На тему контент-анализа существует множество англо и русскоязычных блогов, а в качестве софта можно порекомендовать atlasti.com, gesis.org, provalisresearch.com.

А какие возможности он даст, если применять его в психологии, научной работе, публичной деятельности и рекламе?

Можно проследить, какие темы находят больший отклик у читателя, как меняется состояние клиента после употребления тех или иных смысловых единиц, которые он видит, слышит или читает.

Метод контент-анализа:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий