С момента зарождения эмпирической психологии главной задачей данного направления являлось наблюдение и выявление психических фактов, а также принципов их взаимной связи.
Таким образом, эмпирическая психология делает акцент на конкретных явлениях психической жизни и состояниях человека, а не на бессмертной душе.
О видах и функциях воссоздающего воображения читайте здесь.
Оглавление
Определение основных понятий
Эмпиризм — что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.
Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.
Эмпирики (эмпиристы) — кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.
Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.
Эмпирически — посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.
Эмпирический материал — любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.
Эмпирическое мышление — мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически абстракции.
Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.
Эмпирическое обобщение — создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).
Эмпирическое наблюдение — один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.
Эмпирический анализ — анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.
Эмпирический способ — способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.
Эмпирические доказательства — информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.
Эмпирическая проверка — метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.
Эмпирические данные в психологии — данные, полученные через органы чувств, опытным путем.
В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.
Эмпирическое и теоретическое мышление
В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории.
Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.
Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.
Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.
И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения. Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.
Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «общих». Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства.
Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.
Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.
Это интересно: Определение и примеры принципа детерминизма в психологии
Психология
Классическая эмпирическая психология отличается от понятия «эмпирический», которым оперируют сегодня.
Она базируется на идее о том, что науке необходимо отойти от рассуждений о душе и перейти к изучению душевных явлений.
Классическая эмпирическая психология сознания находится в рамках позиции, при которой идеи возникают в опыте. Данное направление не занимается изучением психических явлений через эмпирический подход.
Оно не требует опытных исследований. А данные, полученные чувственным изучением или самонаблюдением/наблюдением, имеют место быть только как примеры. В данной школе точка зрения распространяется лишь на источник возникновения идей.
Сторонники этого направления в психологии полагают, что психические процессы не могут подлежать объективному изучению через самонаблюдение, так как для каждого отдельно взятого индивида психические переживания будут индивидуальны и не смогут выступать в качестве универсального шаблона.
Сознание является замкнутой системой внутреннего мира, подчиняющейся частным законам, выявить которые можно только опытным путем. И полученный опыт нельзя применить к другим людям.
Эмпирическая психология делит мир на духовное и материальное начало, т.е. придерживается дуализма.
Когда и кем был введен термин?
Термин «эмпирическая психология» был введен немецким ученым-философом Вольфом в 18 веке для выделения в самостоятельную категорию дисциплины, изучающей конкретные явления психики.
Когда стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология? Социальная э.п. получила бурное развитие в первой половине 20-го века, когда ученые из-за сложности исследования больших групп перешли к наблюдению за малыми группами.
Кому принадлежит определение эмпирической психологии? Определение принадлежит Христиану Вольфу. В дальнейшем Дж. Локк внес некоторые изменения в концепцию, придав понятию «опыт» двусмысленный характер и тем самым по-новому определив данное направление.
Задачи исследования
Задачи исследования определяет цель исследования. Если конечная цель — научное познание, то в списке задач числится изучение специфических черт, структуры, причинно-следственных связей, образов проявления, выявление классификаций и взаимосвязь с другими элементами психической организации.
Прикладные исследования порождают задачи по анализу механизмов управления поведенческими реакциями и выяснению условий, в которых проявляются те или иные психологические качества индивида.
Соответственно среди задач значится искусственное воспроизведение соответствующих условий.
Практические исследования перетекают в задачи по психологической поддержки/помощи и выявлению технологий, которые помогут эффективнее справляться с оказанием психологической помощи.
Основные методы
Активно применяются методы эмпирического исследования в психологии и педагогике, обеспечивая положительный результат (подробный портрет изучаемого объекта/явления).
При этом чаще психолого-педагогические методы применяются в совокупности, а не в качестве единичного исследования.
Наблюдение
Метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное восприятие поведенческих стратегий объекта и обработка полученной информации.
При этом нарушение естественного течения процесса недопустимо, и исследователь не вмешивается в экспериментальную среду.
Виды наблюдения включают в себя:
- внешнее (наблюдение со стороны);
- внутреннее (самонаблюдение);
- свободное (не имеет плана);
- стандартизированное (ограничено планом);
- включенное (исследователь/наблюдатель является одновременно и участником);
- стороннее (наблюдатель/исследователь не принимает участия в процессе).
Наблюдение по систематичности:
- несистемное;
- системное.
Наблюдение по объектам:
- сплошное (регистрируются все нюансы поведения);
- выборочное (регистрируются отдельные типы поведения).
Об этапах становления психологии, как науки о сознании человека, вы можете узнать из нашей статьи.
Анкетирование
За основу берут данные, полученные путем наблюдения и других методов.
Затем на базе этой информации составляют анкеты.
Виды анкет в психологии:
- прямые (вопросы подразумевают свободный и осознанный ответ со стороны анкетируемого объекта);
- селективные (испытуемый выбирает наиболее подходящий/близкий ему ответ из готового списка);
- анкеты-шкалы (испытуемый оценивает правильность тех или иных утверждений-ответов методом оценки в баллах).
Беседа
В процессе беседы участники вступают в диалог. Один из участников диалога является испытуемым. Второй участник выявляет психологические реакции и особенности испытуемого, а затем фиксирует их.
Опрос
В ходе опроса испытуемый дает ответы на адресованные ему вопросы, которые помогают выявить психологические особенности индивида.
Виды опросов:
- устный;
- письменный;
- свободный;
- по заданным стандартам.
Что значит принцип детерминизма в психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.
Тест
Тесты применяют для получения точных характеристик (выраженных в качестве и количестве).
Метод подразумевает четко установленную модель сбора и последующей обработки полученных данных.
Виды тестов:
- тестовый опросник;
- тестовые задания.
Эксперимент
Метод психологического исследования, при котором формируется ситуация, способствующая проявлению личных психологических свойств изучаемого объекта.
Виды экспериментов:
- естественный;
- лабораторный.
Моделирование
Создание модели, которая повторяет ключевые особенности изучаемого феномена с целью провести наблюдение (при отсутствии возможности изучить реальный прототип).
Социометрия
Исследование группы на предмет межличностных отношений (как пример структуры взаимоотношений и совместимостей).
По Ананьеву к обсервационным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, психодиагностика, праксиометрический метод, моделирование, биографический метод.
К эмпирическому методу возрастной психологии относятся все перечисленные выше методы.
Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии тут.
Структура знания кратко
Структура эмпирического знания содержит 4 уровня:
- Начальный уровень. Единичные или протокольные высказывания, содержащие условие существования или нет. В подобных протоколах обязательно регистрируют время и место как условия наблюдения.
- Второй уровень. Основой уровня являются факты (утверждения общего порядка в статической или универсальной форме). В них регистрируется информация об отсутствии или наличии определенных событий, свойств, отношений и т.д. в исследуемой плоскости. Также регистрации подлежит количественные параметры зафиксированных данных.
- Третий уровень. Основой уровня являются эмпирические законы, которым присущи временное и/ или пространственное постоянство.
- Четвертый (высший) уровень. Феноменологические теории или совокупность связанных между собой законов и фактов.
Благодаря эмпирической школе психология отошла от умозрительного анализа психики и сделала шаг к экспериментальным методам ее изучения. Это породило множество открытий в области психологической жизни.
Эмпирические методы познания: