Методы исследования и анализа в эмпирической психологии


Метод эмпирического исследования

С момента зарождения эмпирической психологии главной задачей данного направления являлось наблюдение и выявление психических фактов, а также принципов их взаимной связи.

Таким образом, эмпирическая психология делает акцент на конкретных явлениях психической жизни и состояниях человека, а не на бессмертной душе.

Определение основных понятий


Определение основных понятий и терминов

Эмпиризм — что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.

Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.

Эмпирики (эмпиристы) — кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.

Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.

Эмпирически — посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.

Эмпирический материал — любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.

Эмпирическое мышление — мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически абстракции.

Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.

Эмпирическое обобщение — создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).

Определение основных понятий темы

Эмпирическое наблюдение — один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.

Эмпирический анализ — анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.

Эмпирический способ — способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.

Эмпирические доказательства — информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.

Эмпирическая проверка — метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.

Эмпирические данные в психологии — данные, полученные через органы чувств, опытным путем.

В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.

к содержанию ↑

Эмпирическое и теоретическое мышление

Эмпирическое и теоретическое мышление - в чем разница?

В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории.

Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.

Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.

Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.

И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения. Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.

Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «общих». Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства.

Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.

Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.

к содержанию ↑

Психология



Классическая психология

Классическая эмпирическая психология отличается от понятия «эмпирический», которым оперируют сегодня.

Она базируется на идее о том, что науке необходимо отойти от рассуждений о душе и перейти к изучению душевных явлений.

Классическая эмпирическая психология сознания находится в рамках позиции, при которой идеи возникают в опыте. Данное направление не занимается изучением психических явлений через эмпирический подход.

Оно не требует опытных исследований. А данные, полученные чувственным изучением или самонаблюдением/наблюдением, имеют место быть только как примеры. В данной школе точка зрения распространяется лишь на источник возникновения идей.

Сторонники этого направления в психологии полагают, что психические процессы не могут подлежать объективному изучению через самонаблюдение, так как для каждого отдельно взятого индивида психические переживания будут индивидуальны и не смогут выступать в качестве универсального шаблона.

Сознание является замкнутой системой внутреннего мира, подчиняющейся частным законам, выявить которые можно только опытным путем. И полученный опыт нельзя применить к другим людям.

Эмпирическая психология делит мир на духовное и материальное начало, т.е. придерживается дуализма.

Эмпирическая психология сознания

Когда и кем был введен термин?

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким ученым-философом Вольфом в 18 веке для выделения в самостоятельную категорию дисциплины, изучающей конкретные явления психики.

Когда стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология? Социальная э.п. получила бурное развитие в первой половине 20-го века, когда ученые из-за сложности исследования больших групп перешли к наблюдению за малыми группами.

Кому принадлежит определение эмпирической психологии? Определение принадлежит Христиану Вольфу. В дальнейшем Дж. Локк внес некоторые изменения в концепцию, придав понятию «опыт» двусмысленный характер и тем самым по-новому определив данное направление.

к содержанию ↑

Задачи исследования

Задачи исследования определяет цель исследования. Если конечная цель — научное познание, то в списке задач числится изучение специфических черт, структуры, причинно-следственных связей, образов проявления, выявление классификаций и взаимосвязь с другими элементами психической организации.

Прикладные исследования порождают задачи по анализу механизмов управления поведенческими реакциями и выяснению условий, в которых проявляются те или иные психологические качества индивида.

Соответственно среди задач значится искусственное воспроизведение соответствующих условий.

Практические исследования перетекают в задачи по психологической поддержки/помощи и выявлению технологий, которые помогут эффективнее справляться с оказанием психологической помощи.

к содержанию ↑

Основные методы

Основные методы: список

Активно применяются методы эмпирического исследования в психологии и педагогике, обеспечивая положительный результат (подробный портрет изучаемого объекта/явления).

При этом чаще психолого-педагогические методы применяются в совокупности, а не в качестве единичного исследования.

к содержанию ↑

Наблюдение

Метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное восприятие поведенческих стратегий объекта и обработка полученной информации.

При этом нарушение естественного течения процесса недопустимо, и исследователь не вмешивается в экспериментальную среду.

Виды наблюдения включают в себя:

  • внешнее (наблюдение со стороны);
  • внутреннее (самонаблюдение);
  • свободное (не имеет плана);
  • стандартизированное (ограничено планом);
  • включенное (исследователь/наблюдатель является одновременно и участником);
  • стороннее (наблюдатель/исследователь не принимает участия в процессе).

Наблюдение по систематичности:

  • несистемное;
  • системное.

Наблюдение по объектам:

  • сплошное (регистрируются все нюансы поведения);
  • выборочное (регистрируются отдельные типы поведения).
к содержанию ↑

Анкетирование

Что дает анкетирование?

За основу берут данные, полученные путем наблюдения и других методов.

Затем на базе этой информации составляют анкеты.

Виды анкет в психологии:

  • прямые (вопросы подразумевают свободный и осознанный ответ со стороны анкетируемого объекта);
  • селективные (испытуемый выбирает наиболее подходящий/близкий ему ответ из готового списка);
  • анкеты-шкалы (испытуемый оценивает правильность тех или иных утверждений-ответов методом оценки в баллах).
к содержанию ↑

Беседа

В процессе беседы участники вступают в диалог. Один из участников диалога является испытуемым. Второй участник выявляет психологические реакции и особенности испытуемого, а затем фиксирует их.

Опрос

В ходе опроса испытуемый дает ответы на адресованные ему вопросы, которые помогают выявить психологические особенности индивида.

Виды опросов:

  • устный;
  • письменный;
  • свободный;
  • по заданным стандартам.

Тест

Виды тестов

Тесты применяют для получения точных характеристик (выраженных в качестве и количестве).

Метод подразумевает четко установленную модель сбора и последующей обработки полученных данных.

Виды тестов:

  • тестовый опросник;
  • тестовые задания.
к содержанию ↑

Эксперимент

Метод психологического исследования, при котором формируется ситуация, способствующая проявлению личных психологических свойств изучаемого объекта.

Виды экспериментов:

  • естественный;
  • лабораторный.

Моделирование

Создание модели, которая повторяет ключевые особенности изучаемого феномена с целью провести наблюдение (при отсутствии возможности изучить реальный прототип).

Социометрия

Социометрия - что это?

Исследование группы на предмет межличностных отношений (как пример структуры взаимоотношений и совместимостей).

По Ананьеву к обсервационным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, психодиагностика, праксиометрический метод, моделирование, биографический метод.

К эмпирическому методу возрастной психологии относятся все перечисленные выше методы.

к содержанию ↑

Структура знания кратко

Структура эмпирического знания содержит 4 уровня:

  1. Начальный уровень. Единичные или протокольные высказывания, содержащие условие существования или нет. В подобных протоколах обязательно регистрируют время и место как условия наблюдения.
  2. Второй уровень. Основой уровня являются факты (утверждения общего порядка в статической или универсальной форме). В них регистрируется информация об отсутствии или наличии определенных событий, свойств, отношений и т.д. в исследуемой плоскости. Также регистрации подлежит количественные параметры зафиксированных данных.
  3. Третий уровень. Основой уровня являются эмпирические законы, которым присущи временное и/ или пространственное постоянство.
  4. Четвертый (высший) уровень. Феноменологические теории или совокупность связанных между собой законов и фактов.

Благодаря эмпирической школе психология отошла от умозрительного анализа психики и сделала шаг к экспериментальным методам ее изучения. Это породило множество открытий в области психологической жизни.

Эмпирические методы познания:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий