Двадцатый век стал очень плодотворным для развития психологии ка науки, в том числе методов ее исследования.
Также были разработаны различные методики терапии и обследования.
Многие из них не потеряли своей актуальности и активно используются психологами по всему миру и через много десятков лет после создания, но с некоторыми модификациями. К одной из таких методик относится методика незавершенных предложений Сакса Леви.
О плюсах и минусах метода беседы в психологии читайте здесь.
Оглавление
Из истории возникновения
В пятидесятых годах прошлого столетия группа американских психологов выдвинула идею о создании особого опросника.
Он включал в себя группы предложений, на завершение которых испытуемым предлагались различные варианты, составленные самими учеными или взятые из литературы.
Все предложения имели по несколько вариантов ответа и формировали группы или категории, к примеру категория вопрос о семье обследуемого и его к ней отношении.
Всего было разработано порядка нескольких сотен таких предложений, которые и составили базу методики. Окончательную доработку этой идеи осуществил ученый-психолог Джозеф Сакс в 1950-ом году.
Это методика получила название методика прерванных предложений — все утверждения в ней «прерывались» и человеку предлагалось выбрать вариант в соответствии с личным ощущением.
Чем-то этот метод напоминает тестовый опрос, однако дает более полное и разностороннее понимание психологических особенностей пациента.
Через несколько десятков лет данная методика успешно прошла испытания в советском союзе, где ведущий специалист по психологии Румянцев Г.Г. нашел ей применение в реабилитационных мероприятиях больных с психологическими отклонениями.
Также он предложил использовать этот метод для скрининга больных шизофренией. Эта методика несколько усовершенствовалась и в настоящее время представляет собой опросник из 60 предложений, которые разделены на 15 групп.
Описание
Методика незаконченных предложений относится к группе методик дополнения, поскольку человеку предлагается закончить или дополнить имеющуюся информацию.
При этом она также является аддитивной и проективной, что означает наличие различных вариантов развития событий, которые моделируются исследователем.
Испытуемый при этом выбирает свой «проект», добавляя в него завершение предложения.
Проективная методика помогает:
- Выявить психические расстройства.
- Оценить степень выраженности расстройств.
- Сориентировать в отношении пациента к семье, работе или учебе.
- Составить индивидуальный психологический портрет испытуемого.
- Диагностировать степень нарушения межличностных отношений.
- Оценить степень психологической зрелости.
- Оценить степень эффективности проводимой психологической терапии.
- Выявить положительные и отрицательные качества личности (характера, мотиваций и так далее).
Область применения методики очень широка: от психологических исследований до методов терапии в психологии.
Однако чаще всего эту методику используют при:
- Приеме на работу в рамках профессионального отбора.
- Для определения профессиональной пригодности.
- В рамках учебного процесса для выявления склонностей ребенка в вопросах выбора будущей специальности.
- Оказании психологической помощи.
- Проведении тренингов и обучающих психологических мероприятий.
- Работе в судебной экспертизе с психиатром.
- Проведении специальных осмотров (служба в армии, длительно-замкнутых коллективах и так далее).
Как проводится?
Методику можно провести в виде письменного опроса, когда на специально заготовленных бланках печатаются группы предложений, которые нужно закончить.
Сделать это можно выбрав один из вариантов или сформулировав свой собственный.
В последнем случае оценивается окраска ответа — от выраженной положительной до резко негативной в баллах. 2 балла ставится за максимально позитивное выражение отношения, 1 балл за менее выраженное, а ноль означает нейтральный оттенок ответа.
Отрицательные баллы также имеют свое значение: минус один балл означает незначительный негативный настрой, а минус 2 отражает резкую отрицательную реакцию.
На время выполнения задания в письменной форме отводится неограниченное время, однако сама длительность ответов имеет диагностическое значение. Средне-нормальное время ответа на задание составляет 20 минут.
Устный порос также может успешно применяться, при этом есть возможность уточнить какие-либо детали ответов, а также оценить эмоциональный ответ на предложение закончить какую-либо фразу.
Но при беседе сложно оценить время как один из значимых признаков, поскольку весь процесс управляется испытателем.
Группы, на которые делится опросник включает отношение человека к:
- самому себе;
- к маме и папе;
- к семье в целом;
- к друзьям и дружеским отношениям;
- к противоположному полу и сексуальным отношениям;
- к сотрудникам-коллегам;
- к начальству;
- к подчиненным;
- к переживаниям и тревогам за будущее;
- к будущему в общем;
- к не произошедшим, но желаемым поступкам;
- к чувству вины и совести;
- к поставленным целям и задачам в жизни.
Всего насчитывается 15 групп предложений по 4 в каждой, таким образом 60 предложений.
На них нет неправильных ответов, о чем стоит предупредить человека перед исследованием.
Вопросы не всегда стоят в логически взаимосвязанном порядке. Это означает что они могут быть перемешаны, чобы испытуемый наиболее объективно на них ответил.
Также при интерпретации следует обратить внимание на изложение материала — если написано кратко и сжато, то можно попросить пояснения, а также ненавязчиво выяснить почему сразу не был дан полный ответ.
Оценка результатов требует от психолога подготовки в этой области, поскольку нет четких ответов, а важна сама интерпретация продолжения предложений, которая нередко бывает довольно абстрактной.
Анализ результатов
Интерпретацию методики можно провести качественным и количественным способами. Количественный означает подсчет баллов за характер ответов. Значение баллов описано выше. При этом:
- Суммируются ответы на вопросы из одной группы.
- Общий балл за группу выражает степень и характер настроя на данную область: от резко положительных до полного неприятия.
- Положительный результат может выражать как отношение человека, так и приоритетность данной сферы на данный момент: то есть насколько эта область его волнует.
- На основе «иерархии» областей по количеству баллов можно выстроить приоритеты человека и его потребности в настоящее время(тест не позволяет оценить прошлое отношение).
Качественная оценка результатов складывается из интерпретации времени прохождения задания, а также реакции личности на задании на основе средств вербальной коммуникации.
Качественный анализ затрагивает более сложные для оценки аспекты личности, которые нельзя выразить в каком-либо цифровом эквиваленте.
В результате формируется заключение по тому или иному пункту (к примеру отношение к семье) на основе балльной оценки и личных впечатлений испытателя.
Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: тест.
Это интересно: Какие существуют виды наблюдения в психологии?
Применение у детей
Основной опросник предназначен для людей от 20 до 60 лет и включает такие пункты, которые нельзя оценить у детей младшего возраста.
Однако методика нашла свое применение у школьников и дошкольников.
У детей данная методика имеет свои ограничения: в первую очередь это умение писать, однако можно применить устный подход.
Он иногда более сложен у детей в связи с их невнимательностью и рассредоточенностью, однако является успешной альтернативой.
Она используется для:
- определения отношения к себе и окружающим;
- выявления внутриличностных и внутрисемейных конфликтов;
- оценки замотивированности ребенка в учебе;
- оценки уровня тревожности.
Особенностями методики у данной категории является:
- Сокрещание количества вопросов — 56 у детей от 7 лет до подросткового периода и 24 у дошкольников.
- Более частом и широком применении устного способа сбора информации.
- Изменение характера некоторых в групп: исключаются блоки касаемо межполовых отношений, работы.
Добавлены категории учебы, отношения к сверстникам и воспитателям или учителям.
- Ребенок должен писать ответы быстро, не задумываясь долго над ответом.
- Нет возможности как-либо интерпретировать время ответа (менее показательно чем у взрослых).
- Следует подключать игровую форму подачи задания.
- Методика оценивания складывается из качественных и количественных составляющих.
Часто эту методику используют при приеме в детские дошкольные учреждения, а также в школы.
Плюсы и минусы
Методика незаконченных предложений имеет свои достоинства:
- Простота реализации.
- Минимум необходимых материалов.
- Позволяет решить многие психологические задачи.
- Позволяет оценить состояние на данный момент.
- Имеет долгий успешный опыт применения в психологии.
- Успешно используется в профессиональной деятельности для различных отборов.
- Может применяться как элемент оценки эффективности терапии.
- Используется для выявления некоторых психиатрических заболеваний на этапе скрининга.
- Может быть использована у всех возрастных категорий.
Однако существуют свои недостатки:
- Невозможность проследить какое-то развитие проблемы, так как не затрагивает прошлое.
- Требует подготовки психолога в тонкой интерпретации ответов.
- Оперирует большим количеством абстрактных понятий.
- Может иметь высокий процент погрешности.
Методика прерванных предложений является старым и проверенным способом составления психологического портрета личности, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими и с окружающей обстановкой.
Она успешно используется в различных сферах: науке, профессиональной деятельности, учебе, терапии отклонений. Эта методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Однако детский вариант имеет свои особенности в применении.
Результаты этого способа исследования являются точной характеристикой личности, но должны оцениваться вместе с другими способами психологического обследования человека.
О том, как проводится методика «Закончи предложение», вы можете узнать из видео: