Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования


Наблюдение как метод психологического исследования

Один из самых старых методов исследования в психологии является наблюдение.

Его активное использование началось еще в догиппократовский период, когда научные знания получались путем непосредственной регистрации.

В дальнейшем наблюдение эффективно использовалось при изучении типов темперамента, нервной деятельности в начале двадцатого столетия. Не потеряла свою эффективность оно и в современной психологии.

Содержание:

Общая информация


Общая информация об основных методах

Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая — психика человека.

Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.

Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.

Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.

Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.

Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический «опыт», который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.

Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.

к содержанию ↑

Понятие

Понятие наблюдения

Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.

В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.

При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.

Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.

В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.

к содержанию ↑

Где применяется?



Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе;
  • анализа основных характеристик личности;
  • проведения эксперимента для получения описательных данных;
  • Где и для чего применяется?

  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения;
  • контроля за поведением;
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции;
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы;
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

к содержанию ↑

Предмет изучения

В зависимости от целей исследования предметом могут быть разные объекты. Сюда относятся:

  1. Поведенческие реакции индивида и коллектива. Эти реакции могут наблюдаться как во взаимодействии, так и вычленяя конкретные для анализа субъективной реакции.
  2. Психологические вербальные и невербальные коммуникации: словесный контакт, мимика, эмоциональное отражение. Все эти сигналы формируют психологический портрет, который также может быть предметом наблюдения.
  3. Модели взаимодействия людей. Сюда относятся конфликты, способы их разрешения, варианты коммуникаций внутри коллектива, вычленение лидера и аутсайдера. Предметом в этом случае являются коммуникативные формы поведения и особенности психики, позволяющие их реализовывать.
  4. Предмет изучения психологами

  5. Личностные характеристики. При слежении за отдельно взятым индивидом предметом исследования будет являться его психическая деятельности и особенности поведения.

Таким образом предмет исследования определяется задачами и условиями процесса, а также количеством исследуемых.

к содержанию ↑

Виды


Данный метод исследования в психологии имеет несколько классификаций. В зависимости от отношения людей к исследователю выделяют скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом не оповещают о проведении изучения, это максимально уменьшает влияние специалиста на процесс, а также позволяет описывать процессы в их естественной среде.

Открытое или явное включает в себя элемент осознанности: люди знают что находятся под наблюдением. Это может как скрыть натуральную реакцию, так и обострить поведенческие особенности. Также такой способ позволяет более широко проводить научные испытания.

Виды наблюдения

Если исследователь находится в гуще событий своего наблюдательного процесса и влияет на его течение и результаты, к примеру общаясь с другими людьми, проводя тренинги или занятия, то такое наблюдение называют вовлеченным.

Если же психолог остается в стороне от происходящего и только фиксирует все изменения, то опыт называется сторонним. Такой способ подходит для этапа сбора информации.

По отношению к изучаемому объекту этот способ делится на самоанализ или самонаблюдение и внешнее исследование. Внешнее осуществляет описание других людей, а самоанализ направлен на самого себя.

При этом исследователь и исследуемый является одним лицом. В ряде случаев этот способ применяется как вспомогательный метод терапии под контролем психолога.

По времени процесса выделяют:

  • разовое;
  • многократное или длительное;
  • периодическое или персистирующее.
к содержанию ↑

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

    Основные этапы исследования

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.
к содержанию ↑

Средства наблюдения

Средства наблюдения и фиксирования

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

к содержанию ↑

Особенности метода

Особенности данного метода

Наблюдение имеет долгую историю и свои сложившиеся специфичные черты:

  • позволяет описывать процессы и явления в естественной среде при минимальных усилиях;
  • не требует особой специальной подготовки;
  • наиболее полно предоставляет информацию о психологических особенностях при полной выборке информации;
  • является составным элементом многих других методик в науке.
к содержанию ↑

Пример

Хорошим примером такой работы в психологии является предварительные и периодические психологические тестирования сотрудников.

Они позволяют наблюдать как за профессиональной пригодностью работника, так и за его деформацией в ходе рабочей деятельности.

Такое наблюдение активно используется в военной и правоохранительной области.

Другим примером является составление психологического портрета личности при обращении за соответствующей помощью. При этом метод однократен, основывается на описательной информации и отражает состояние человека на текущий момент.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы

К достоинствам этого способа в психологии и психодиагностике относят:

  • простоту;
  • дешевизну;
  • широкий охват исследуемых;
  • большой выбор средств реализации;
  • возможность как длительного, так и однократного опыта;
  • частое использование при других исследовательских способах.

Плюсы и минусы методики

Среди недостатков выделяют:

  • высокий процент ошибок и погрешностей;
  • большое количество сторонних факторов воздействия;
  • необходимость присутствия специалиста-исследователя (влияние на сам процесс);
  • трудности в классификации результатов;
  • кратность оценочных этапов (тестирования, опроса), что снижает достоверность результата;
  • отсутствие единых методик проведения.
к содержанию ↑

Самонаблюдение

Метод самонаблюдения используется как для получения информации, так и для самостоятельной коррекции изменений. При этом популярны групповые способы аналитического разбора, которые называются когнитивно-поведенческой терапией.

Это новое направление основано на самоанализе и последующих изменениях в соответствии с результатами. Для проведения этого метода психолог должен изложить испытуемому или пациенту основные принципы и способы проведения самонаблюдения: как вести записи об изменении состояния,на что обратить внимание.

При этом возрастает роль постоянного контроля и взаимодействия с исследователем, что снизит качество результатов если этот метод применяется для получения новой научной информации.

Старый способ психологического исследования не потерял своей актуальности, однако приобрел новые возможности в виде расширения средств обработки результатов.

Эта методика также может использоваться в качестве терапии и элемента других видов исследований. Этот метод отвечает всем требованиям как научный способ получения информации, так и средство самоконтроля в повседневной жизни.

О методе наблюдения в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий