Один из самых старых методов исследования в психологии является наблюдение.
Его активное использование началось еще в догиппократовский период, когда научные знания получались путем непосредственной регистрации.
В дальнейшем наблюдение эффективно использовалось при изучении типов темперамента, нервной деятельности в начале двадцатого столетия. Не потеряла свою эффективность оно и в современной психологии.
Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Общая информация
Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая — психика человека.
Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.
Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.
Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.
Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.
Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.
Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический «опыт», который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.
Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.
к содержанию ↑Понятие
Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.
В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.
При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.
Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.
В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.
к содержанию ↑Где применяется?
Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:
- описания текущей психологической обстановки в коллективе;
- анализа основных характеристик личности;
- проведения эксперимента для получения описательных данных;
- самостоятельного использования в рамках самонаблюдения;
- контроля за поведением;
- контроля за эффективностью терапии или методики коррекции;
- получения базы данных для составления научной или ной гипотезы;
- обработки результатов психологических исследований.
Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.
к содержанию ↑Предмет изучения
В зависимости от целей исследования предметом могут быть разные объекты. Сюда относятся:
- Поведенческие реакции индивида и коллектива. Эти реакции могут наблюдаться как во взаимодействии, так и вычленяя конкретные для анализа субъективной реакции.
- Психологические вербальные и невербальные коммуникации: словесный контакт, мимика, эмоциональное отражение. Все эти сигналы формируют психологический портрет, который также может быть предметом наблюдения.
- Модели взаимодействия людей. Сюда относятся конфликты, способы их разрешения, варианты коммуникаций внутри коллектива, вычленение лидера и аутсайдера. Предметом в этом случае являются коммуникативные формы поведения и особенности психики, позволяющие их реализовывать.
- Личностные характеристики. При слежении за отдельно взятым индивидом предметом исследования будет являться его психическая деятельности и особенности поведения.
Таким образом предмет исследования определяется задачами и условиями процесса, а также количеством исследуемых.
к содержанию ↑Виды
Данный метод исследования в психологии имеет несколько классификаций. В зависимости от отношения людей к исследователю выделяют скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом не оповещают о проведении изучения, это максимально уменьшает влияние специалиста на процесс, а также позволяет описывать процессы в их естественной среде.
Открытое или явное включает в себя элемент осознанности: люди знают что находятся под наблюдением. Это может как скрыть натуральную реакцию, так и обострить поведенческие особенности. Также такой способ позволяет более широко проводить научные испытания.
Если исследователь находится в гуще событий своего наблюдательного процесса и влияет на его течение и результаты, к примеру общаясь с другими людьми, проводя тренинги или занятия, то такое наблюдение называют вовлеченным.
Если же психолог остается в стороне от происходящего и только фиксирует все изменения, то опыт называется сторонним. Такой способ подходит для этапа сбора информации.
По отношению к изучаемому объекту этот способ делится на самоанализ или самонаблюдение и внешнее исследование. Внешнее осуществляет описание других людей, а самоанализ направлен на самого себя.
При этом исследователь и исследуемый является одним лицом. В ряде случаев этот способ применяется как вспомогательный метод терапии под контролем психолога.
По времени процесса выделяют:
- разовое;
- многократное или длительное;
- периодическое или персистирующее.
Этапы исследования
Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:
- Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
- Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
- Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
- Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
- Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
- Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
- Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
- Получение результатов и их статистическая обработка.
- Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Средства наблюдения
Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.
Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.
Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.
Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.
Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.
Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.
Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.
к содержанию ↑Особенности метода
Наблюдение имеет долгую историю и свои сложившиеся специфичные черты:
- позволяет описывать процессы и явления в естественной среде при минимальных усилиях;
- не требует особой специальной подготовки;
- наиболее полно предоставляет информацию о психологических особенностях при полной выборке информации;
- является составным элементом многих других методик в науке.
Пример
Хорошим примером такой работы в психологии является предварительные и периодические психологические тестирования сотрудников.
Они позволяют наблюдать как за профессиональной пригодностью работника, так и за его деформацией в ходе рабочей деятельности.
Такое наблюдение активно используется в военной и правоохранительной области.
Другим примером является составление психологического портрета личности при обращении за соответствующей помощью. При этом метод однократен, основывается на описательной информации и отражает состояние человека на текущий момент.
к содержанию ↑Плюсы и минусы
К достоинствам этого способа в психологии и психодиагностике относят:
- простоту;
- дешевизну;
- широкий охват исследуемых;
- большой выбор средств реализации;
- возможность как длительного, так и однократного опыта;
- частое использование при других исследовательских способах.
Среди недостатков выделяют:
- высокий процент ошибок и погрешностей;
- большое количество сторонних факторов воздействия;
- необходимость присутствия специалиста-исследователя (влияние на сам процесс);
- трудности в классификации результатов;
- кратность оценочных этапов (тестирования, опроса), что снижает достоверность результата;
- отсутствие единых методик проведения.
Самонаблюдение
Метод самонаблюдения используется как для получения информации, так и для самостоятельной коррекции изменений. При этом популярны групповые способы аналитического разбора, которые называются когнитивно-поведенческой терапией.
Это новое направление основано на самоанализе и последующих изменениях в соответствии с результатами. Для проведения этого метода психолог должен изложить испытуемому или пациенту основные принципы и способы проведения самонаблюдения: как вести записи об изменении состояния,на что обратить внимание.
При этом возрастает роль постоянного контроля и взаимодействия с исследователем, что снизит качество результатов если этот метод применяется для получения новой научной информации.
Старый способ психологического исследования не потерял своей актуальности, однако приобрел новые возможности в виде расширения средств обработки результатов.
Эта методика также может использоваться в качестве терапии и элемента других видов исследований. Этот метод отвечает всем требованиям как научный способ получения информации, так и средство самоконтроля в повседневной жизни.
О методе наблюдения в этом видео: