Психология как наука руководствуется базовыми психологическими принципами, которые составляют фундаментальную основу всех ее направлений.
Разработка этих принципов велась со времени образования психологического знания, видоизменяясь под веянием эпох: девятнадцатый вложил базовые научные направления в развитие психологии как науки двадцатый век привнес этические и деонтологические основы, двадцать первый расширил сферы применения психологии и ее основные положения.
А отцом современной психологии по праву считается американский ученый-психолог, Уильям Джеймс, который разработал основные понятия и методы в психологии.
Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии? Читайте об этом здесь.
Оглавление
Определение основного понятия
Принципом называется основополагающее суждение, которое определяет теоретический и практический фундаментальный базис науки.
В психологии принцип имеет более широкое понятие, определяя направление суждений, что связано с динамичностью объекта изучения — психики человека.
Психологические принципы не являются жесткими постулатами, однако формируют базу для научного познания психологической деятельности личности.
Этика
Этические принципы работы в деятельности психолога были сформулированы на заре становления науки как отрасли медицинского знания. Сама этика занимается изучением моральных и нравственных аспектов той или иной отрасли.
В современной отечественной психологии этические принципы приобрели также и юридическое значение в связи с возросшей ролью к защите информации о личности, религиозных и культурных столкновениях и разногласиях.
А поскольку в психологии субъект и объект фактически являются одним лицом (человек и его психические особенности, которые он формирует, осознает и регулирует), то морально-нравственные нормы возросли в своем значении при работе психолога с пациентом.
Этические принципы в психологии складываются из следующих постулатов:
- Уважительное и ответственное отношение к правам личности и гражданина: психолог уважает свободу слова, выбора, вероисповедания, а также оценивает информацию без собственного субъективного предвзятого мнения. Также работа специалиста не должна нарушить социальное положение человека, его здоровье и личные отношения. При этом специалист создает равные условия для всех пациентов, не отдавая предпочтений.
- Сохранение информации о клиенте: в своей работе психолог руководствуется конфиденциальностью в отношении человека и всей информации о нем. Это обеспечивается сохранением данных в тайне, анонимностью, специалист также не стремится получить дополнительную информацию о пациенте из других источников кроме как своей работы.
Также запрещено снимать на камеру или диктофон психологическое консультирование без предварительного согласия пациента.
- Информированность человека: психолог обязан в доступной форме и по желанию клиента разъяснять суть исследования, состояния человека и методов воздействия. Пациент имеет право на полную информацию о своем психологическом состоянии, а также на отказ от этой информации при желании.
- Добровольность: психологическая помощь оказывается человеку с его согласия, также не допускается насильное участие в психологических опытах и экспериментах в рабочем или учебном коллективе и дискриминация по этому признаку.
- Профессионализм: психолог обязан иметь соответствующий уровень подготовки, который должен быть подтвержден сертификатами или иными документами, если к консультированию привлекаются другие специалисты, то они также должны соответствовать установленным требованиям.
Человек имеет право обратиться к другому специалисту параллельно с консультированием и использовать полученную ранее информацию.
- Достоверность и полнота изложения: психолог обязан предоставлять правдивую, точную и полную информацию клиенту о его правах, возможностях, состоянии, методах исследования и терапии.
- «Не навреди» — специалист должен руководствоваться прежде всего благом пациента, первоочередной задачей консультирования является помощь, нельзя воздействовать на психику пациента в целях личного самоутверждения. Это также означает избегание конфликтов между клиентом и специалистом на почве несогласия (мировоззрения, точек зрения и тому подобное).
- Объективность: психолог должен проводить анализ независимо от любых факторов и воздействий извне. К примеру, в психологии труда недопустимо так или иначе трактовать результаты исследований или терапии в пользу руководителя или работодателя.
Психолог в работе должен обладать следующими качествами:
- высоким уровнем профессионализма;
- прямотой;
- честностью;
- личной отстраненностью;
- этической осведомленностью (знание о границах и способах воздействия, учитывая моральные, этические и нравственные нормы);
- гуманностью.
Это интересно: Для чего применяются игры и упражнения в нейропсихологии?
Принципы психологии как науки
Принципы в психологии сформировались из закономерностей развития психики как явления, которому присущи свои специфические черты.
Во-первых, это многогранность — человеческая психика аккумулирует в себе все аспекты жизнедеятельности человека. А значит формирование принципов ее изучения также произошло при участии других естественных, гуманитарных и точных наук.
Во-вторых, психическое развитие происходит под влиянием как внешних факторов, так и внутренних механизмов, заложенных генетическими особенностями.
Историзм психических особенностей приводит к формированию определенных групп признаков по национальным, географическим и иным критериям. Поэтому принципы психологической науки должны учитывать такое динамическое равновесие между прошлым, настоящим и будущим.
В-третьих, психологические принципы затрагивают многие права человека, используются в педагогической практике, поэтому должны учитывать как юридические,так и морально-нравственные аспекты деятельности психолога.
Виды: кратко
Выделяют следующие основные принципиальные постулаты в психологии:
- детерминизма;
- отражения;
- активности;
- развития;
- взаимообусловленности;
- системности;
- индивидуального подхода;
- единообразия.
Детерминизм
Принцип детерминизма был сформулирован выдающимся философом К. Марксом и гласит: психика есть продукт деятельности человека, который также и способен ее менять.
Особенности психического устройства личности имеют свои причины: физиологические, анатомические, генетические, социальные, бытовые.
Посредством развития в этих сферах психика приобретает свои определенные черты, некоторые из них заложены в личности изначально и предопределяют определенный вектор формирования психологического портрета.
Главным причинным фактором при этом являются социальные контакты и среда, начиная с раннего детского возраста. Общение в семье, учебном и трудовом коллективе видоизменяет даже некоторые природные характеристики.
Также справедливо и обратное: эти самые врожденные особенности способны изменять окружение личности. В том числе и социальную среду.
Качества лидера или ведомого выделят свою роль человека в коллективе, которая будет стимулироваться этим коллективом, а значит и развиваться. Таким образом все изменения в психике определены, но являются пластичными по отношению к окружающему миру.
Отражение
Психика является обширным полем деятельности окружающего мира, своеобразным зеркалом ситуаций и обстановки, в которой находится личность.
Поэтому все изменения окружающего мира так или иначе находят отражение в психике.
Эти изменения наблюдаются в человеке с рождения под влиянием всего, с чем он контактирует.
Личность воспринимает информацию при помощи органов чувств: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой чувствительности и перерабатывает при участии нервной системы.
Некоторые процессы реализуются осознанно, формируя волевое поведение, а некоторые воспринимаются без непосредственного контроля, развивая подсознательные реакции.
Своеобразным отражением реальности являются рефлексы, в особенности врожденные — они являются хранителями генетической памяти отражения определенных опасностей, с которыми человеческому виду пришлось столкнуться.
В процессе жизнедеятельности и обучения формируются новые реакции, они выражаются также при помощи уникальной в живом мире речевой системы и условных знаков письма.
Самоотражение личности находят в творчестве, выдавая переработанную информацию о мире в условных формах: литературе, живописи, искусстве.
Развитие
Этот принцип вытекает из предыдущих двух: всем формам психологического поведения свойственно развиваться.
Развитие отражает непостоянство всех психологических явлений, тем самым определить их можно только в конкретный период времени, по истечении которого может появиться новый феномен как следствие этого развития.
Принято выделять более и менее стационарные аспекты личности. Однако они находятся в подчинении у адаптационного механизма: даже мощные моральные установки могут измениться под влиянием длительных и тягостных обстоятельств.
Так происходит деформация личности. Развитие происходит как в положительном направлении, улучшая приспособительный потенциал психики, так и в отрицательном, что также принято называть деградацией. Этот путь приводит к распаду личности.
Активность
Принцип активности уточняет принцип отражения: все процессы вокруг человека не просто находят отражения в нем, но и избирательно сохраняются в зависимости от направленности деятельности и характера человека.
То есть проявляется избирательность отражения информации: из воспринимаемого многообразия данных в психологической структуре личности остаются только важные для конкретной личности аспекты.
Остальное же теряет свою актуальность и важность со временем, а иногда сразу после поступления в головной мозг. С процессами активности психических процессов тесно связаны особенности памяти и мышления человека.
Взаимообусловленность
Этот постулат относится к обширности связей психических особенностей и деятельности личности, а также окружающего мира.
Особенности поведения и характера складывают психологический портрет, который влияет на физическое состояние (депрессивные реакции на уровне соматических болезней) и психическое (подавленность или воодушевление).
Также происходит и наоборот: особенности психических реакций (сила воли, самоконтроль) могут обуславливать более низкий болевой порог или длительную физическую работу в сложных для организма условиях.
Это так называемая «внутренняя» обусловленность. Однако может быть и внешняя: она связана с взаимодействием личности и окружающей обстановки, которая может меняться сама и менять человека.
В этих случаях зачастую работает эффект маятника — за положительной реакцией, возбуждением или напряжением всегда следует расслабление, затем цикл повторяется.
Системность
Психическая деятельность построена на нескольких уровнях по аналогии с нервной деятельностью. Эти уровни включают в себя кратковременные реакции, модели и паттерны поведения, особенности характера и так далее.
Уровни находятся в иерархическом подчинении, а также формируются зависимо друг от друга. Также принцип системности отражает тесную взаимосвязь психологии как науки с другими отраслями знаний: философией, медициной.
Все эти науки действуют системно, объясняя те или иные психические процессы в организме человека.
В современной психологии был введен принцип изоморфизма, который применялся психологами для разъяснения единства в психологии.
Он означает что процессы в одной сфере деятельности или системе, к примеру в головном мозге равно влияют на деятельность как и процессы в самом организме, к примеру его физическое состояния: здоровье или болезнь.
Индивидуальность
Ключевая фигура психологии это личность. Каждая личность оригинальна и уникальна, поэтому психолог должен находить индивидуальный подход к каждому клиенту.
В рамках психологии данный подход приобретает главенствующее значение и направляет всю деятельность психолога. Также принцип индивидуальности объясняет отсутствие четких классификационных критериев, множество подходов и методик терапии.
Единообразие
Принцип единообразия по-другому называется принципом целостности и единства. Он раскрывает неотрывность личности от ряда условий:
- социальных;
- исторических;
- биологических;
- бытовых.
При анализе психики необходимо учитывать все действующие факторы, анализировать все произошедшие изменения в комплексе с этими факторами, и таким же образом строить психологическую помощь.
Принципы в психологии выражают ее основные тенденции и составляют базовую характеристику этой науки.
Учеными и философами были выделены некоторые специфические для данной науки постулаты, однако в ней также применяются и основные философские, гуманитарные и морально-этические принципы наряду с закономерностями естественно-научных и медицинских явлений.
Принципы специальной психологии: