Что является предметом изучения возрастной психологии?


Предмет изучения возрастной психологии

Развитие психики человека осуществляется непрерывно.

На нее оказывают воздействие возрастные изменения, события, окружающие люди и поступки самого индивида.

Специалисты выделяют несколько периодов, каждый из которых обладает определенными особенностями.

Что это такое?


Возрастная психология - что это такое?

Возрастной психологией называют отрасль психологической науки, которая изучает факты и закономерности развития человека.

Изучению подвергается возрастная динамика его психики, исследуются механизмы и движущие силы этого процесса.

Специалисты выявляют признаки разных периодов развития, переходные этапы.

Возрастной психофизиологией называют раздел науки, в рамках которого ученые исследуют взаимосвязь между возрастными физическими изменениями организма и психикой человека.

Специалисты уверены, что изменения физиологии влияют на психику индивида и его восприятие себя, приводят к волнениям и переживаниям, оставляют отпечаток на его психическом состоянии.

Объектом изучения для ученых является человек. Их интересует его эволюция в течение жизни, изменения психического состояния и мировоззрения.

Они убеждены, что моровоззрение индивида, его поведение, мнение меняются с каждым годом. Он растет, получает опыт жизненный и профессиональный, становится все более разносторонним, мудрым. События, которые происходят в его жизни, также сказываются на его состоянии.

к содержанию ↑

Что изучает, как наука?

Что изучает, как наука: предмет исследования

Данная отрасль научного знания изучает периодизацию психического развития в онтогенезе.

Для ученых важно выявить закономерности определенных процессов, изменения личности в определенных условиях, обстоятельствах.

Устанавливаются нормы психический функций, выявляются отклонения и нарушения протекания определенных психических процессов.

Для науки значение имеет развитие и ребенка, и взрослого человека, поскольку для каждого возраста характерны определенные физиологические и психологические изменения.

Предметом данной отрасли науки являются возрастные периоды прогресса, причины и процессы перехода от одного этапа к другому. Скорость роста и продолжительность этапов также имеют значение.

У каждого человека эти этапы различаются по скорости продолжительности. У одного они могут быстро сменяться, а у другого сильно замедляются.

к содержанию ↑

Кем сравнивались теории психического развития?



Кем сравнивались теории психического развития личности?

Данный вопрос изучался, анализировался и продолжает рассматриваться множеством ученых.

Выдвигаются различные идеи и теории:

  1. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин говорят о том, что развитие психики — это процесс овладения человеком ею. Этот процесс связан с эволюцией человеческого сознания. Практическая деятельность в процессе жизни сказывается на скорости взросления индивида. Внешние процессы и внутренние взаимосвязаны, приводят к непрерывному прогрессу, совершенствованию психики человека.
  2. С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская рассматривают данный процесс в качестве сложного изменения. Это переход от одной ступени к другой, от одного этапа к другому. Ступени сменяются в течение всей жизни, длятся разное количество времени.
  3. В.В. Зеньковский убежден, что данный процесс связан с духовным началом. Отношения в социуме, душевное состояние оказывают прямое воздействие на внутренние изменения человека. Изменения могут быть как положительного, так и отрицательного характера. Все зависит от конкретных ситуаций, окружения индивида.

Названные ученые внесли огромный вклад в изучение данной науки и ее аспектов. Их теории оличаются друг от друга, но являются подтверждением ранее выдвигаемых гипотез и предположений.

к содержанию ↑

Основные понятия кратко

Основными понятиями этого раздела науки являются:

Термин Определение
Филогенез Зарождение видов, их эволюция, начиная с простейших организмов и завершая человеком.
Онтогенез Это индивидуальное развитие индивидуума, начиная с зачатия и заканчивая концом жизни.
Возраст Стадия эволюции индивида в онтогенезе.
Хронологический возраст Указывается в паспорте человека. Начинается с даты рождения.
Биологический возраст Может отклоняться от хронологического, показывает, насколько хорошо сохранилось тело, сильны ли возрастные изменения. Биологический возраст повышается из-за вредных привычек, заболеваний. Понижается благодаря здоровому образу жизни, замедляя процесс взросления, старения.
Психологический возраст Его определяют, соотнося психическое совершенствование индивида и среднестатистические симптомокомплексы.
Детерминизм Это зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
к содержанию ↑

Отрасли


Отраслями данного научного знания являются:

    Отрасли науки

  1. Детская психология. Изучается развитие детей, становления ребенка личностью, формирование основных процессов. Ученые выясняют, как растет и возрослеет ребенок, каким образом он приобретает черты взрослого человека, через какие трудности и кризисы проходит, как они на нем сказываются.
  2. Юность. Рассматривается старший подростковый период, его кризисы и изменения.

    Основной упор делается на самоопределение подростка, его цели и жизненные позиции. Этот процесс включает в себя проблемы, кризисы, трудности, которые человек преодолевает.

    Он начинает осознавать, что становится старше, появляется ответственность, с которой необходимо справляться.

  3. Зрелый возраст. Выявляются признаки зрелости, течение дальнейшего развития, определение особенностей данного возраста человека. Это длительный этап, который сказывается на индивиде появлением чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь детей, и даже внуков.
  4. Геронтопсихология. Ученые выявляют признаки и причины старения организма, спад активности, ослабление устойчивости, снижение мотивации для выполнения той или иной деятельности. Отрасли психологииИндивид больше не стремится что-то менять, останавливается в развитии, он хочет больше находиться наедине с собой, думать о прожитых годах и анализировать совершенные действия.

Каждая из названных отраслей продолжает изучаться, дополняться новыми фактами и информацией. В их рамках проходят исследования, которые помогают продвинуться в рассмотрении данных отраслей.

к содержанию ↑

Главные задачи

Основные задачи, которые ставит перед собой данный раздел науки:

  1. Изучение возрастной динамики психических процессов. Важно выявить свойства, особенности динамики, узнать ее темпы и скорость развития.
  2. Определение этапов онтогенеза. Ученые выявляют эти этапы, распределяют их в порядке очереди, связывают с определенным возрастом.
  3. Выявляются дифференциально-психологические различия. К ним относят половозрастные и типологические свойства индивида. Специалисты ставят перед собой цель их классифицировать, рассмотреть закономерность и причины развития различий.
  4. Возрастные кризисы. Ученые не только распознают кризисы, но и пытаются помочь индивидам во время таких периодов.

    Они создают специальные методики лечения кризисов, разрабатывают способы предотвращения крайних кризисных ситуаций для облегчения состояния человека.

к содержанию ↑

Методы исследования

Основные методы исследования

Современные методы исследования достаточно разнообразны.

Они помогают изучить картину в целом, понять мельчайшие особенности данных процессов. Методами являются:

  1. Наблюдение. Ученые наблюдают за испытуемыми в различных жизненных ситуациях, делают выводы о тех или иных результатах. стремятся выявить индивидуальные особенности.
  2. Эксперимент. Во время эксперимента испытуемые выполняют различные задания, либо показывают, как справляются с ситуациями. Данный способ показывает, как ведет себя человек, выявляет особенности его психики.
  3. Метод срезов и сравнительный метод. Сопоставляются несколько индивидуумов. Они могут быть как одного возраста, так и разного. Это позволяет сделать определенные выводы.
  4. Тестирование. Человек выполняет тест, по итогам которого ученые получают нужные им сведения для дальнейших изучений.

    Тесты помогают понять, какие трудности испытывает личность, проходит ли она через кризисный этап, беспокоит ли ее что-то.

  5. Беседа, анкетирование. В ходе беседы с человеком, при изучении его анкеты также удается лучше узнать его, выявить отличительные черты, особенности индивидуальности.
  6. Анализ продуктов деятельности. Может сказать многое о человеке, поскольку деятельность оказывает сильное влияние на формирование личности.
к содержанию ↑

Связь с другими науками

Какова связь с другими науками?

Возрастная психология тесно связана с другими науками:

  1. Психофизиология. Связывает внешние и внутренние изменения человека. Во внимание принимаются физиология, старение организма и психика.
  2. Генетическая психология. Говорит о том, что определенные психологические черты передаются от родителей к детям, определяют особенности ребенка, его поведение, предпочтения.
  3. Дифференциальная психология. Пытается выявить особенности каждого индивидуума, темпы его развития.
  4. Педагогическая психология. Рассматриваются процессы воспитания и обучения, создаются наиболее эффективные способы.
  5. Социальная психология. Изучаются изменения в обществе, поведение определенной возрастной группы людей, их отношения.
  6. Медицинская психология. Выявляет отклонения в психике и поведении человека от существующей нормы.

    Специалисты пытаются понять, что вызывает отклонения, когда именно необходимо предпринимать меры для устранения отклонений в процессе лечения.

к содержанию ↑

Литература

На данную тему написано множество книг. Наиболее известными являются:

    Известная литература

  • Б.С. Волков "От рождения до поступления в школу";
  • Л.Ф. Обухова "Возрастная психология";
  • К.О. Казанская "Детская и возрастная психология";
  • В.С. Мухина "Возрастная психология. Феноменология развития";
  • Л.И. Божович "Личность и ее формирование в детском возрасте";
  • Ф. Райс, К. Долджин "Психология подросткового и юношеского возраста".

Данная литература рассматривает вопросы возрастной психологии, подробно описывает тематическую терминологию.

Названные книги будут полезны как для общего развития, так и при изучении данной науки для профессионального совершенствования.

Возрастная психология включает в себя множество аспектов, особенностей. Это огромный раздел научного знания, изучающий вопросы взросления, эволюции человека. Ученые рассматривают не только процессы взросления, но и кризисы, которые случаются в разном возрасте.

Кратко о зарождении возрастной психологии в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий