Как работают проективные методики в психологии?

Проективные методики в психологии

В числе диагностических инструментов психологии есть множество проективных методик, позволяющих успешно работать с индивидом, добиваясь от него самовыражения через рисунок и текст.


Что это такое в психологии и психодиагностике?

Что это такое в психологии и психодиагностике: понятие

Проективные методики исследования личности — это основанные на трактовке продуктов воображения методы диагностики, преследующие цель объяснить и раскрыть внутренний мир индивида, его индивидуальные (зачастую недоступные для понимания самой личности) переживания и мысли.

Понятие «проекция» широко применяется как в психологии, так и в психодиагностике.

Оно описывает процесс, при котором индивид отвечает на внешний стимул доступными ему способами.

Достоинства и недостатки


Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.

Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:

  1. Ненадежность ввиду особенностей подхода специалиста. Специалист, работающий по проективной методике, может проявить некомпетентность на стадии «расшифровки» полученного материала. Стоит учитывать и субъективный взгляд каждого отдельно взятого профессионала, мнение которого может коренным образом отличаться от мнения коллег.
  2. В чем состоят достоинства и недостатки?

  3. Неконтролируемость процесса. Очень сложно отследить и проконтролировать условия проведения тестов.
  4. Нестандартизированность методики. Не существует универсальной или стандартной схемы подсчета показателей.

Плюсы проективных методик:

  1. Возможность применения при работе с малышами.
  2. Возможность применения при работе с людьми (в частности с детьми), у которых наблюдаются нарушению речевой функции.
  3. Снижение контроля.
  4. Проективные методы позволяют индивиду максимально раскрыться.
  5. Возможность «выйти» на бессознательный уровень и отследить глубинные мотивы индивида.
  6. Терапевтический эффект.

Классификация и виды

Основоположником проективных методик, применяемых в психологии, является ученый К.Г. Юнг.

Его первичный эксперимент представлял собой тест, при котором пациенту озвучивали ряд слов, и в процессе просили к каждому подобрать пару в виде слова-ассоциации, пришедшего на ум в первую очередь.

Классификация, виды и типы

Если слушатель не мог подобрать ассоциацию, запинался или просто повторял за специалистом, слово относили в категорию раздражителей, вызывающих у испытуемого аффект.

Разновидности методик на примере конкретных методов:

  1. Интерпритационные («Тест тематической апперцепции»). При проведении теста человеку демонстрируют двадцать изображений, на каждом из которых отражена определенная эмоция. Затем пациент составляет по каждому изображению краткий рассказ, основываясь на увиденном. Специалист фиксирует каждое слово испытуемого и трактует их, определяя, с каким персонажем человек себя соотнес.
  2. Катартические. Пациента помещают в особые «игровые» условия, где он реагирует на искусственно смоделированную ситуации доступными ему способами (исходя из собственного состояния, настроения, индивидуальных особенностей, актуальных переживаний и т.д.).

    Это группа методов на стыке диагностики и терапевтического лечения.

  3. Конструирование («Тест мира»). Пациенту необходимо создать собственную вселенную, наполняя ее посредством предложенных моделей. В базовый набор входит 232 элемента (предметы и живые объекты, в том числе люди). Психолог должен отследить, какие элементы и в какой очередности человек размещает в своей вселенной, а также как испытуемый распределяет их в пространстве.
  4. Классификация и виды методик

  5. Ассоциативное завершение. Пациент должен завершить за специалистом рассказ или фразы, которые имеют начало, но не имеют конца.
  6. Импрессия («Цветовой метод Люшера»). Пациенту необходимо разложить цветовые карточки, руководствуясь собственным отношением к тому или иному цвету. Сложившееся сочетание специалист трактует с помощью готовых «ключей», созданных самим Люшером. Существует полная и сокращенная вариация теста. В первом случае пацмент работает с набором из 77-ми цветовых карт, во втором случае — с набором из 8 карт.
  7. Метод проективного изображения. В данной категории существует множество конкретных методик, но все они базируются на способности человека передавать эмоции через рисунок.
  8. «Дом-Дерево-Человек». Эта простая методика подходит как для работы с детьми, так и для работы с взрослыми. Испытуемый должен изобразить в произвольном порядке три объекта: дом, дерево и человек. Затем специалист проводит диагностику с предварительным опросом по стандартному плану.

    Интерес для психолога представляет не только ответы пациента, но и сам рисунок (порядок изображение и размеры объектов).

  9. Конститутивный метод («Пятна Роршаха»). Пациенту предлагают набор стимулов в виде чернильных пятен, которые нужно структурировать и описать (наделить смыслом).

Для взрослых

Диагностика для взрослых

Актуальны все виды применяемых в психологии проективных методик, в том числе и изобразительные методики-игры.

Например, проективная методика «Слон», которую применяют для подростков старше 12-ти лет и взрослых.

Испытуемому предлагают нарисовать слона и раскрасить его по своему усмотрению.

Подразумевается, что нарисованный от руки испытуемого слон является отражением его внутреннего мира, проблем и отношения к жизни.

Методика «Мои праздники» также хорошо работает в отношении взрослых испытуемых, если необходимо отследить направленность личности и особенности ее ценностной сферы.

Для детей

Наиболее популярные методики при работе с детьми: «Заданная сказочная ситуация», «Тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Конструктивный рисунок человека», «Пятна Роршаха».

Некоторые методики ориентированы именно на пациентов младшего возраста. Например, проективная Методика Рене Жиля, которая позволяет определить уровень социальной приспособленности ребенка и изучить особенности его взаимоотношений с окружающими.

Тесты для детей

Методика относится к визуально-словестной группе и включает в себя 42 изображения с образами детей и взрослых, а также дополняющие тестовые задания.

Методика «Кинетический рисунок семьи» позволяет увидеть картину семейной ситуации и то, как ее воспринимает ребенок.

Располагая себя и членов семьи на листе в виде фигур или знаков, ребенок как бы распределяет места, подчеркивает значимость и характерные черты каждого изображенного.

Методика «Мира и Лопеца» берет за основу не рисунки и ответы, а движения ребенка. По серии движении специалист может изучить личностные особенности ребенка.

Методика «Времена года» применяется в работе с детьми трех и четырех лет. Малышу показывают изображения и просят его определить, какой именно сезон (время года) передан на картинке и на локальных частях картинки.

За отведенное время ребенок должен высказать и обосновать свою точку зрения, доказать, почему на рисунке (по его мнению) изображено именно то время года, которое он озвучил в качестве предполагаемого.

Программы для детей

Проективные методики для дошкольников не подразумевают творческого проявления в чистом виде (рисуночные тесты), так как малыши еще не обладают способностью передавать на бумаге внятные образы, стандартизированные в процессе взросления.

Дошколята преимущественно изображают картинки-абстракции, которые не отражают внутренних переживаний.

Применять рисуночный метод с малышами можно лишь тогда, когда специалист планирует трактовать не само изображение, а лишь характер и настроение линий, выбор цвета и расположение рисунка на бумаге.

Особенности использования


Основная особенность данной группы методов — это неограниченное число вариантов ответа.

Задачи, поставленные при применении различных тестов, нельзя охарактеризовать как «структурированные». А это значит, что во время ответа человек руководствуется только своей фантазией.

При применении проективных методик допустимы лишь краткие инструкции, которые направляют «поток сознания» пациента в нужное русло.

Также к числу особенностей можно отнести неструктурированность и мнгозначность стимульных материалов, используемых для проведения тестов. Не существует единой и «правильной» системы структурирования проективных материалов и любая вариация имеет «право на существование».

Проективные методики направлены не на измерение отдельной психической функции, а на составление портрета или модуса личности в привязке к ее взаимоотношениям с социумом.

Особенности использования методик

И последняя особенность — это отсутствие возможности подвести процесс анализа полученных данных к общему стандарту.

Отдельные методики не содержат ключей и не подразумевают использование математического прибора для просчета данных.

Интерпретация данных, полученных с помощью методик

Интерпретация полученных данных происходит с помощью системы ключей, если это работа с ограниченным количеством стимульного материала (карточки с заданиями, изображениями и т.д.) или посредством прилагающегося к тесту «алфавита», в котором распространенные знаки (ответы) имеют смысловое выражение.

Для того, чтобы привести результат к общему знаменателю, используются баллы, системы категорий, внутри которых располагаются типы личности и т.д.

Но при этом нельзя говорить об абсолютной достоверности анализа, так как фактор субъективной или недостаточно профессиональной оценки может повлиять на итоговый результат интерпретации даже в том случае, если методика имеет определенный набор стимулов и соответствующие ему ключи и расшифровки.

Негативно отразиться на процессе интерпретации данных может состояние исследователя. Например, специалист, страдающий на момент исследования от повышенной тревожности, будет искать признаки тревожности в ответах своего пациента.

Интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик

Т.е. во время расшифровки и интерпретации психодиагност будет выполнять вторичную проекцию материала, но уже субъективную.

Также негативно отразиться на процессе интерпретации может предварительное личное знакомство специалиста и испытуемого.

В таком случае специалист стремится распознать в пациенте те черты, которые он распознал в нем во время предшествующего этапа общения.

Проективные методики идеальны для работы с детьми и теми взрослыми, которые не идут на контакт со специалистом в случае применения других методик.

Доброжелательная атмосфера, отсутствие рамок и требований, а также элемент творчества способствует тому, чтобы индивид проявил себя.

Проективные методики — применение и интерпретация:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *