Становление экспериментальной психологии и виды экспериментов

Виды экспериментов в психологии

Экспериментальная психология — это больше, чем просто одна дисциплина. Она включает научные исследования для каждой школы психологии — от социальной до педагогической психологии.

Все психологи-экспериментаторы и ученые верят в одни и те же четыре основных принципа: детерминизм, эмпиризм, скупость, проверяемость.


ЭП относится к работе тех, кто применяет экспериментальные методы к психологическому исследованию и процессам, лежащим в его основе.

Экспериментальные психологи используют людей и животных для изучения множества тем, включая ощущения и восприятие, память, познание, обучение, мотивацию, эмоции, процессы развития, социальную психологию и нейронные субстраты всего этого.

Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Кратко об истории становления и основоположниках

Кратко об истории становления и основоположниках науки

Когда сформировалась психология, как самостоятельная экспериментальная наука?

Психика интересовала людей во всех культурах, но систематическое накопление эмпирических знаний на эту тему начинается только в XIX веке.

Ранее психология рассматривалась как область философии. Первые попытки применения экспериментального метода связаны с именами немецких ученых: Йоханнеса Маллера, Германа фон Гельмхольца и Густава Фехнера.

Фехнер — немецкий физик и философ — был ключевой фигурой в создании психофизики, науки, связанной с количественными отношениями между ощущениями и производящими их стимулами.

Он разработал экспериментальные процедуры в экспериментальной психологии для измерения ощущений по отношению к физической величине раздражителей. Самое главное, он разработал уравнение для выражения теории едва заметной разницы, выдвинутой ранее Эрнстом Генрихом Вебером.

Идею возможности измерения психических явлений высказал Х. Вольф. Он считал, что метод математики, если его правильно применять, может быть использован для расширения других областей человеческого знания.

Согласно Вольфу, человеческое знание следует понимать, прежде всего, как способность или предрасположенность человеческого разума воспринимать факты о реальности.

Одним из основоположников ЭП в России является Н. Н. Ланге. По его мнению, роль эксперимента заключается в том, чтобы с помощью внешних средств запоминать и фиксировать наблюдаемые процессы.

Вильгельм Вундт и его первая лаборатория

Вильгельм Вундт и его первая лаборатория: история

Кто является создателем первой экспериментальной психологической лаборатории?

Экспериментальная психология возникла как современная академическая дисциплина в 19 веке, когда Вильгельм Вундт ввел математический и экспериментальный подход к этой области.

Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 — 1920) — немецкий психолог и философ, считающийся первым представителем экспериментальной психологии. Трактует психологию как науку естественную, которая должна быть изучена методами исследования.

Он отделял психологию от философии, анализируя работу ума более структурированным способом, с акцентом на объективные измерения и контроль.

Первоначально эта область ограничивалась основными экспериментальными исследованиями по таким вопросам, как обучение и кондиционирование, впечатления и восприятие, мотивация и эмоции.

Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Это была первая лаборатория, посвященная психологии.

В этом центре проводились исследования процессов связывания и апперцепции. Важным методом исследования он считал интроспекции.

Лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, затем для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в ранние годы были тесно смоделированы по модели Вундта.

Предмет и методика исследований


Предмет и методика исследований психологии

Экспериментальная психология не является специфической областью психологии, а, как правило, относится к стандартным методам и техникам, которые психологи с научной подготовкой используют для сбора и анализа данных.

Объектом изучения в психологии является человек.

Экспериментальный метод пытается объяснить деятельность людей, функциональную организацию психических процессов путем манипулирования переменными, которые могут привести к подобному поведению.

Он в первую очередь связан с открытием законов, описывающих манипулируемые отношения. Этот термин обычно обозначает все области психологии, использующие экспериментальный метод.

Методика содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. Эксперименты проводят между субъектами и внутри субъектов. На основе одного исследовательского метода может быть создан целый ряд методик.

Области психологии включают в себя изучение ощущений и восприятия, обучение и память, мотивацию и биологическую психологию.

Однако существуют экспериментальные отрасли во многих других областях, включая детскую психологию, клиническую психологию, психологию образования и социальную психологию. Обычно психолог-экспериментатор имеет дело с нормальными, неповрежденными организмами.

В биологической психологии, однако, исследования часто проводятся с организмами, модифицированными хирургией, радиацией, лекарственным лечением или длительными лишениями различного рода, или с организмами, которые естественным образом представляют органические аномалии или эмоциональные расстройства.

Планы и задачи


Основные планы и задачи

Одной из основных задач ЭП является разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур.

Это тактика исследования выраженная в конкретной системе операций планирования.

Есть три критерия, которые должны быть выполнены в истинном эксперименте:

  • контрольная группа и экспериментальная группа;
  • управляемая исследователем переменная;
  • случайные задания.

Экспериментальное проектирование относится к тому, как участники распределяются по различным условиям (или 4 уровням) в эксперименте.

Самый распространенный способ проектирования эксперимента — разделить участников на две группы: экспериментальную и контрольную. Затем внести изменения в экспериментальную группу.

Исследователь должен решить, как он (она) будет распределять свою выборку на эти 4 уровня. Например, если имеется 10 участников, будут ли все 10 участников участвовать в обоих условиях (например, повторные меры) или участники будут разделены пополам и будут участвовать только в одном условии каждый? Завершается эксперимент измерением и сравнением результатов разных групп.

В настоящее время экспериментальные психологи работают как с людьми, так и с животными, проводя экспериментальные лабораторные исследования, направленные на формулировку общих законов психологии.

Они сосредоточены на влиянии волатильности стимулов (в физиологии, в психологии, в поведении, подсознательный стимул) на реакцию. В частности, поведение, инсценированная реакция, условная реакция, возбудительная реакция.

Целью таких исследований является, среди прочего, выявление стимулов, в которых различные единицы ведут себя аналогично.

Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов


Понятие, виды, достоинства и недостатки психологических экспериментов

Что такое эксперимент в психологии?

Эксперимент в психологии — это один из основных методов исследования для проверки различных предположений (гипотез) методом проб и ошибок в условиях, построенных и контролируемых исследователем.

Ведущими составляющими являются контроль над переменными, скрупулезное измерение и установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента одно или несколько условий (независимых переменных) могут организованно изменяться, и влияние этих изменений на связанные условия (зависимые переменные) измеряется, регистрируется, проверяется и анализируется для получения заключения.

Есть несколько видов экспериментов:

Лабораторный

Этот тип эксперимента проводится в хорошо контролируемой среде (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проходить эксперимент, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и с использованием стандартизированной процедуры. Участники распределяются случайным образом по каждой группе независимых переменных.

Достоинства: легче воспроизвести (т. е. скопировать) лабораторный эксперимент. Это происходит потому, что используется стандартизированная процедура. Он учитывает точный контроль посторонних и независимых переменных. Это позволяет установить причинно-следственную связь.

Лабораторный: недостатки

Недостатки: искусственность установки может привести к неестественному поведению, которое не отражает реальную жизнь, т. е. низкую экологическую обоснованность.

Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты в реальной жизни.

Характеристики спроса или эффекты экспериментатора могут искажать результаты и становиться запутывающими переменными.

Естественный

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (то есть реальной) среде участников.

Достоинства: поведение в естественном эксперименте с большей вероятностью отражает реальную жизнь из-за его естественной обстановки.

Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты, поскольку участники могут не знать, что они изучаются.

Используется в ситуациях, в которых было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, исследовать стресс.

Недостатки: они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты. Нет никакого контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты.

Полевой

Полевой опыт

Полевые опыты проводятся тоже повседневной среде (по схеме естественного).

Но участники проинформированы об этом. Экспериментатор все еще манипулирует независимой переменной, но в реальной обстановке (поэтому не может контролировать посторонние переменные).

Достоинства: более высокая экологическая обоснованность, чем в лабораторном эксперименте. Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты.

Недостатки: меньше контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты. Это затрудняет для другого исследователя воспроизведение исследования точно таким же образом.

Формирующий

Психолого-педагогический эксперимент — люди участвуют в обучении и приобретение каких-либо навыков.

Достоинства: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности;

Недостатки: предмет изучения социальной психологии ограничен.

Мысленный и констатирующий

Мысленный: при проведении этого эксперимента ситуация обыгрывается не в реальном мире, а в воображении.

Констатирующий — это анкетирование и опросы, применение наглядного материала. Проверяет, насколько точно выполнена задача.

Интересные примеры

Исследование автокатастрофы Лофтус и Палмера

Исследование автокатастрофы Лофтус и Палмера: цель

Тот факт, что показания очевидцев могут быть ненадежными, и на них могут влиять наводящие вопросы, иллюстрируется их классическим психологическим исследованием.

Студенты предложили посмотреть разные ролики с изображением автокатастроф.

Цель: проверить их гипотезу о том, что словам, используемых в показаниях очевидцев, может изменять память.

Таким образом, они были направлены на то, чтобы показать, что наводящие вопросы могут исказить показания свидетелей и тем самым иметь конфабулирующий эффект, поскольку показания будут искажены сигналами, содержащимися в вопросе.

Чтобы проверить это, свидетелей попросили оценить скорость автомобилей, используя различные формы вопросов. В зависимости от нюансов вопроса, выдавались ответы, сильно отличающиеся друг от друга.

Маленький Альберт

В самом известном и спорном эксперименте Джон Уотсон проверил свою теорию обусловленности. Эксперимент стал известен как «маленький Альберт». В нем участвовал 11-месячный мальчик, которому разрешалось играть с различными животными, такими как крысы и кролики.

Профессор хотел доказать, что фобии у людей появляются в раннем возрасте.

Ребенок играл с белой крысой, потом ему показывали похожие на нее объекты (вату, кролика). Так продолжалось 2 месяца.

Потом во время игр мальчика Уотсон стал бить молотком по металлу, вызывая испуг у мальчика. В результате этого Альберт перестал прикасаться к своему другу — крысе. Их разлучили на некоторое время.

Потом снова крысу принесли мальчику. Тот громко заплакал. Аналогичная реакция была у него и на похожие предметы. Профессор Уотсон доказал свою теорию, но психологически искалечил ребенка.

Исследование заикания

Исследование заикания у сирот

В 1939 году 22 сироты, живущие в Давенпорте, штат Айова, стали подопытными Венделла Джонсона и Мэри Тюдор, двух исследователей из Университета Айовы.

Исследование было о заикании, но оно было осуществлено бесчеловечно.

Во-первых, опыт был проведен над детьми, во-вторых, о настоящих целях и методах никому не было сообщено. Детей разделили на две группы. Члены одной группы получали положительную логопедию, их постоянно хвалили их за беглость речи.

Многие дети постепенно избавились от заикания. Другая группа получала негативную логопедию. Им постоянно указывали на дефекты речи, заставляли молчать, если говорили неправильно.

В конце концов, у детей второй группы, говоривших нормально до эксперимента, развились проблемы с речью, которые они сохранили до конца жизни.

Джонсон и Тюдор никогда не публиковали результаты своих исследований из страха, что их сравнят с экспериментаторами над людьми — нацистами.

Изучение привязанности

Исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие 65 детей, которые были усыновлены, или возвращены своим матерям через какое-то время, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.

Это называется продольным исследованием. Предоставляемый уход был хорошего качества, но опекуны не поощрялись к формированию привязанности к детям.

Изучение привязанности психологами

К 4 годам 24 ребенка были усыновлены, 15 вернулись в свой родной дом (восстановлены), а остальные остались в учреждениях.

В четыре года ни у кого из детей, помещенных в специальные учреждения, не возникло привязанностей, но к восьми годам у усыновленных детей сформировались хорошие привязанности.

Кроме того, их социальное и интеллектуальное развитие было лучше, чем у детей, вернувшихся в свои семьи. Те, кто вернулся в свои естественные семьи (восстановленные), показали больше поведенческих проблем, а привязанности были слабее.

Тем не менее, все дети, которые провели свои ранние годы в детских учреждениях, в большей степени нуждаются во внимании со стороны взрослых и испытывают определенные трудности в социальных отношениях, особенно со своими сверстниками.

Цель экспериментального исследования — помочь миру, психологам и другим специалистам в области психического здоровья лучше понять поведение человека и психологические вопросы.

8 психологических экспериментов:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *