Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение необходимых сведений эмпирическим путём (через органы чувств).
Приблизительно такое определение распространено в учебных пособиях по психологии (Маклаков, Немов, Регуш и др.) и является исчерпывающим.
Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Наблюдение как метод исследования в психологии
В качестве описательного психологического метода наблюдение стало применяться сравнительно недавно.
То, что раньше находило место в естественных и общественных науках, органично вплелось в отдельный исследовательский подход в середине XIX века по мере формирования накопленных психологических знаний в отдельную науку.
В обычной жизни к наблюдению прибегает едва ли не каждый человек. Однако психологическое (научное) наблюдение от повседневного отличают следующие черты:
- Наличие чётко поставленной цели.
- Выделение объекта и/или предмета наблюдения.
- Выбор ситуаций для исследования, но никак не их создание.
- Систематичность, а значит — наличие плана исследования.
- Фиксация результатов.
- Связь наблюдателя и его объекта.
- Невмешательство в жизнь наблюдаемого, более того, полученные знания должны использоваться на его пользу, а не во вред.
- Сложность или невозможность повторного наблюдения.
Из некоторых представленных свойств можно сделать вывод, что такой метод является несовершенным.
К примеру, нельзя предугадать, когда присутствие наблюдателя будет влиять на поведение объекта, нельзя воздействовать на обстановку и ход событий (в таком случае речь идёт уже об эксперименте) и проч.
Ключевой этический вопрос, который следует из такого подхода, — где грань между научным наблюдением и слежкой? — по сей день возникает у исследователей.
К примеру, Американская психологическая ассоциация выработала ряд правил, который разрешает исследования лишь при условии соблюдения специальных мер.
Вот наиболее существенные из них:
- При проведении лабораторного наблюдения следует заручиться согласием участников.
Если исследование проходит «в поле», то получение их согласия участников не считается обязательным.
- «Не навреди». Если речь идёт о клинической психологии, исследователи должны сделать всё что в их силах, дабы не ухудшить состояние наблюдаемых.
- Недопустимо вторжение в частную жизнь. Личные сведения об участниках исследований не придаются огласке и являются строго секретными.
Интроспекция или самонаблюдение
Отдельно стоит выделить самонаблюдение, или интроспекцию. Из самого названия следует, что это наблюдение человеком за процессами собственного сознания, реакцией на разные ситуации и своим поведением.
На заре формирования научной дисциплины психологии (вторая половина XIX в) ряд учёных (Вундт, Титченер, Брентано, Лопатин и др. ) выделят её интроспективное направление.
Однако сразу у них появятся и противники (Джемс, Рубинштейн и др.)
Они выделят следующие проблемы самонаблюдения как научного метода:
- При осознанном наблюдении за собственными психологическими процессами может возникнуть искажение их естественного хода или остановка.
- Невозможность одновременно осознавать процесс психической жизни и фиксировать его. Вследствие чего нередко были описаны лишь воспоминания о внутренней жизни.
Особенности интроспективного метода может проверить на себе любой желающий. Как заставить человека, далекого от психологии, дать адекватную оценку, к примеру, своим когнитивным процессам или эмоциональным реакциям?
Невозможность применить этот подход на пациентах, которые действительно нуждаются в научном наблюдении, и приостановил развитие интроспективного направления уже в начале XX века.
В нашу эпоху методы самонаблюдения вернулись несколько в иной форме. Они нашли применение в психологии труда, психопатологии, при анализе дневников и особенно — анкетировании.
Про несчётное количество описаний процессов внутренней жизни в художественной литературе от реализма до постмодернизма (Толстой, Достоевский, Джойс, Эллис и др.), а также развитие йогических и медитативных практик для повышения осознанности тактично умолчим, так как они не относятся к сфере интересов академической психологии.
Цель
В начале психологического наблюдения следует установить его цель (ответ на вопрос «для чего наблюдать?»). Вот несколько типичных примеров:
- изучение свойств различных психических явлений;
- изучение людей как носителей тех или иных известных психических качеств и сравнение результатов наблюдения с существующими признаками;
- изучение причин, лежащих в основе тех или иных трудностей у всевозможных категорий людей, в разных условиях деятельности и коммуникации;
- изучение особенностей людей, имеющих различные психические характеристики.
В зависимости от цели оно может быть выжидательным (фиксируется всё, чем проявит себя объект) и выбирающим (производится отбор нужных явлений и фактов).
Второй способ значительно практичнее, так как обостряет восприятие и выделяет один объект на фоне остальных, а значит — требует меньше времени.
Это интересно: Область применения и цель методики незаконченных предложений
Достоинства и недостатки
Рассмотрим преимущества и недостатки метода наблюдения.
Плюсы:
- Широкий спектр получаемых сведений. Можно сфокусироваться на каких-то отдельных качествах объекта (поведение, речь, жесты и т. д.), а можно собирать целостную картину.
- Сохранение естественных условий и обстоятельств деятельности объекта.
- Неограниченный охват лиц, за которыми можно вести наблюдение, от объектов не требуется прохождение специальной подготовки.
- Наблюдение позволяет использовать обширный арсенал средств фиксации.
Минусы:
- Выводы не являются объективными, поскольку напрямую зависят от подготовленности, интересов, предпочтений, опыта и иных качеств наблюдателя.
- Невозможно влиять на обстоятельства и ситуацию наблюдения.
- Есть риск того, что присутствие наблюдателя повлияет на поведение исследуемых, а следовательно — исказит результаты.
- Трудность дальнейшей систематизации данных.
- Необходимость значительных ресурсных и человеческих затрат.
- Неповторимость (уникальность) опыта.
Виды
Какие бывают виды наблюдений? Видов психологического наблюдения существует множество. Их классификация зависит от разных факторов:
- Место. Полевое (в естественной среде) или лабораторное, то есть в условиях, созданных искусственно.
- Время. Разовый эпизод, чётко определённый период (несколько часов, три дня, две недели, месяц, полгода и пр.), лонгитюд (длительное исследование).
- Структурная полнота. Либо критерии и параметры известны заранее, либо наблюдение полностью фронтально, грубо говоря, фиксируется вообще всё.
- Направленность. Выявление особенностей поведения конкретного человека (в том числе и самонаблюдение) или группы: их деятельность, коммуникация и иные формы взаимодействия, поведение в определенных ситуациях и т. д.
- Форма записи. Протоколирование, дневник, карта наблюдения, иные форматы рукописных и печатных данных, зарисовки, аудио, фото или видеозапись.
- Позиция исследователя. Он может быть как просто сторонним наблюдателем ситуации, так и быть её непосредственным участником.
Стоит отметить, что метод включенного наблюдения может быть единственным из возможных, если необходимо провести адаптацию исследуемого субъекта, сделать его поведение естественным и непринуждённым.
Этот вид незаменим при изучении детской психики или психических расстройств. Нельзя не причислить к нему опосредованное наблюдение — в этом случае картина дополняется устными, письменными или запечатленными на разные носители свидетельствами других людей.
Это интересно: Предмет и объект психологии и психодиагностики
Методика
Под этим термином обычно понимается регламентированная, изложенная для специального круга лиц, предметно обозначенная система способов отбора и анализа получаемых сведений, которая соответствует конкретному кругу задач.
Такие техники классифицируются по способам организации наблюдения, приемам разделения наблюдаемого потока реальности на составляющие, свойствам и значимости единиц исследования, приемам его регистрации и способами анализа результатов.
Методика, как наиболее полное описание всех шагов исследования включает в себя:
- Выбор обстоятельств и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и теоретическими представлениями об изучаемой действительности.
- Схему в виде переменного списка единиц наблюдения и аспектов их поведения.
- Способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.
Примеры
Как уже было сказано выше, наблюдение является одним из старейших методов познания вообще чего-либо.
Оно может применяться не только при научном исследовании, но и в обычной жизни.
Рассмотрим, как метод может понадобиться в повседневности и в антропологическом исследовании соответственно.
Первый
Наблюдение за ребёнком с целью выявить у него способности к тому или иному занятию (творчество, спорт, и т. д.)
Родители могут не быть дипломированными психологами, чтобы выявить склонности своего чада, например, к пению, или борьбе.
Достаточно просто в нужный момент понаблюдать, чем занимается ребёнок в свободное время.
Тянет к мелкам и фломастерам — следует развивать художественные таланты; любит находить новых друзей и придумывать игры — речь идёт о зачатке организаторских способностей; сосредотачивается наедине с шахматами — самое время уделить внимание счётным и математическим навыкам.
Особую ценность составят опосредованные сведения от воспитателей детского сада или учителей начальной школы: они выступают наблюдателями в то время, когда ребёнок находится не в поле зрения родителей.
Второй
Хрестоматийный случай, который в своё время привёл Леона Фестингера к открытию когнитивного диссонанса. Специалисты тайно проникли в религиозную общину, которая предсказывала катастрофы и стирание с лица земли большей части Северной Америки в определенный день.
Целью исследователей было наблюдение за членами общины после того, как предсказание не сбудется.
Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены секты продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали к покаянию и утверждали, что именно их молитвы предотвратили неизбежное.
Иными словами предзнаменование, которое не свершилось, только укрепило взгляды сектантов.
Наблюдение — один из старейших методов познания реальности, возникший задолго до формирования её как отдельной дисциплины.
Несмотря на свой возраст, этот способ далеко не совершенен, у него есть существенные недостатки в сравнении с тем же экспериментом, тестированием, опросом, беседой и другими методами, возникшими уже после оформления психологии как самостоятельной науки.
Основные условия и виды наблюдения в психологии: