Какие существуют виды наблюдения в психологии?

Виды наблюдения в психологии

Наблюдениеметод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение необходимых сведений эмпирическим путём (через органы чувств).

Приблизительно такое определение распространено в учебных пособиях по психологии (Маклаков, Немов, Регуш и др.) и является исчерпывающим.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Наблюдение как метод исследования в психологии

Наблюдение как метод исследования в психологии: понятие

В качестве описательного психологического метода наблюдение стало применяться сравнительно недавно.

То, что раньше находило место в естественных и общественных науках, органично вплелось в отдельный исследовательский подход в середине XIX века по мере формирования накопленных психологических знаний в отдельную науку.

В обычной жизни к наблюдению прибегает едва ли не каждый человек. Однако психологическое (научное) наблюдение от повседневного отличают следующие черты:

  1. Наличие чётко поставленной цели.
  2. Выделение объекта и/или предмета наблюдения.
  3. Выбор ситуаций для исследования, но никак не их создание.
  4. Систематичность, а значит — наличие плана исследования.
  5. Фиксация результатов.
  6. Связь наблюдателя и его объекта.
  7. Невмешательство в жизнь наблюдаемого, более того, полученные знания должны использоваться на его пользу, а не во вред.
  8. Сложность или невозможность повторного наблюдения.

Из некоторых представленных свойств можно сделать вывод, что такой метод является несовершенным.

К примеру, нельзя предугадать, когда присутствие наблюдателя будет влиять на поведение объекта, нельзя воздействовать на обстановку и ход событий (в таком случае речь идёт уже об эксперименте) и проч.

Наблюдение как метод исследования в психологии: значение

Ключевой этический вопрос, который следует из такого подхода, — где грань между научным наблюдением и слежкой? — по сей день возникает у исследователей.

К примеру, Американская психологическая ассоциация выработала ряд правил, который разрешает исследования лишь при условии соблюдения специальных мер.

Вот наиболее существенные из них:

  1. При проведении лабораторного наблюдения следует заручиться согласием участников.

    Если исследование проходит «в поле», то получение их согласия участников не считается обязательным.

  2. «Не навреди». Если речь идёт о клинической психологии, исследователи должны сделать всё что в их силах, дабы не ухудшить состояние наблюдаемых.
  3. Недопустимо вторжение в частную жизнь. Личные сведения об участниках исследований не придаются огласке и являются строго секретными.

Интроспекция или самонаблюдение

Отдельно стоит выделить самонаблюдение, или интроспекцию. Из самого названия следует, что это наблюдение человеком за процессами собственного сознания, реакцией на разные ситуации и своим поведением.

Интроспекция или самонаблюдение - что это?

На заре формирования научной дисциплины психологии (вторая половина XIX в) ряд учёных (Вундт, Титченер, Брентано, Лопатин и др. ) выделят её интроспективное направление.

Однако сразу у них появятся и противники (Джемс, Рубинштейн и др.)

Они выделят следующие проблемы самонаблюдения как научного метода:

  1. При осознанном наблюдении за собственными психологическими процессами может возникнуть искажение их естественного хода или остановка.
  2. Невозможность одновременно осознавать процесс психической жизни и фиксировать его. Вследствие чего нередко были описаны лишь воспоминания о внутренней жизни.

Особенности интроспективного метода может проверить на себе любой желающий. Как заставить человека, далекого от психологии, дать адекватную оценку, к примеру, своим когнитивным процессам или эмоциональным реакциям?

Невозможность применить этот подход на пациентах, которые действительно нуждаются в научном наблюдении, и приостановил развитие интроспективного направления уже в начале XX века.

В нашу эпоху методы самонаблюдения вернулись несколько в иной форме. Они нашли применение в психологии труда, психопатологии, при анализе дневников и особенно — анкетировании.

Интроспекция или самонаблюдение в психологии

Про несчётное количество описаний процессов внутренней жизни в художественной литературе от реализма до постмодернизма (Толстой, Достоевский, Джойс, Эллис и др.), а также развитие йогических и медитативных практик для повышения осознанности тактично умолчим, так как они не относятся к сфере интересов академической психологии.

Цель


В начале психологического наблюдения следует установить его цель (ответ на вопрос «для чего наблюдать?»). Вот несколько типичных примеров:

  • изучение свойств различных психических явлений;
  • изучение людей как носителей тех или иных известных психических качеств и сравнение результатов наблюдения с существующими признаками;
  • изучение причин, лежащих в основе тех или иных трудностей у всевозможных категорий людей, в разных условиях деятельности и коммуникации;
  • изучение особенностей людей, имеющих различные психические характеристики.

В зависимости от цели оно может быть выжидательным (фиксируется всё, чем проявит себя объект) и выбирающим (производится отбор нужных явлений и фактов).

Второй способ значительно практичнее, так как обостряет восприятие и выделяет один объект на фоне остальных, а значит — требует меньше времени.

Достоинства и недостатки


Достоинства и недостатки методики

Рассмотрим преимущества и недостатки метода наблюдения.

Плюсы:

  1. Широкий спектр получаемых сведений. Можно сфокусироваться на каких-то отдельных качествах объекта (поведение, речь, жесты и т. д.), а можно собирать целостную картину.
  2. Сохранение естественных условий и обстоятельств деятельности объекта.
  3. Неограниченный охват лиц, за которыми можно вести наблюдение, от объектов не требуется прохождение специальной подготовки.
  4. Наблюдение позволяет использовать обширный арсенал средств фиксации.

Минусы:

  1. Выводы не являются объективными, поскольку напрямую зависят от подготовленности, интересов, предпочтений, опыта и иных качеств наблюдателя.
  2. Невозможно влиять на обстоятельства и ситуацию наблюдения.
  3. Есть риск того, что присутствие наблюдателя повлияет на поведение исследуемых, а следовательно — исказит результаты.
  4. Трудность дальнейшей систематизации данных.
  5. Необходимость значительных ресурсных и человеческих затрат.
  6. Неповторимость (уникальность) опыта.

Виды


Какие бывают виды наблюдений? Видов психологического наблюдения существует множество. Их классификация зависит от разных факторов:

    Виды психологического наблюдения

  1. Место. Полевое (в естественной среде) или лабораторное, то есть в условиях, созданных искусственно.
  2. Время. Разовый эпизод, чётко определённый период (несколько часов, три дня, две недели, месяц, полгода и пр.), лонгитюд (длительное исследование).
  3. Структурная полнота. Либо критерии и параметры известны заранее, либо наблюдение полностью фронтально, грубо говоря, фиксируется вообще всё.
  4. Направленность. Выявление особенностей поведения конкретного человека (в том числе и самонаблюдение) или группы: их деятельность, коммуникация и иные формы взаимодействия, поведение в определенных ситуациях и т. д.
  5. Форма записи. Протоколирование, дневник, карта наблюдения, иные форматы рукописных и печатных данных, зарисовки, аудио, фото или видеозапись.
  6. Позиция исследователя. Он может быть как просто сторонним наблюдателем ситуации, так и быть её непосредственным участником.

Стоит отметить, что метод включенного наблюдения может быть единственным из возможных, если необходимо провести адаптацию исследуемого субъекта, сделать его поведение естественным и непринуждённым.

Этот вид незаменим при изучении детской психики или психических расстройств. Нельзя не причислить к нему опосредованное наблюдение — в этом случае картина дополняется устными, письменными или запечатленными на разные носители свидетельствами других людей.

Методика

Методика и техника

Под этим термином обычно понимается регламентированная, изложенная для специального круга лиц, предметно обозначенная система способов отбора и анализа получаемых сведений, которая соответствует конкретному кругу задач.

Такие техники классифицируются по способам организации наблюдения, приемам разделения наблюдаемого потока реальности на составляющие, свойствам и значимости единиц исследования, приемам его регистрации и способами анализа результатов.

Методика, как наиболее полное описание всех шагов исследования включает в себя:

  1. Выбор обстоятельств и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и теоретическими представлениями об изучаемой действительности.
  2. Схему в виде переменного списка единиц наблюдения и аспектов их поведения.
  3. Способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.

В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.

Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.

Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.

Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.

Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.

Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.

Примеры


Как уже было сказано выше, наблюдение является одним из старейших методов познания вообще чего-либо.

Оно может применяться не только при научном исследовании, но и в обычной жизни.

Рассмотрим, как метод может понадобиться в повседневности и в антропологическом исследовании соответственно.

Первый

Первый пример

Наблюдение за ребёнком с целью выявить у него способности к тому или иному занятию (творчество, спорт, и т. д.)

Родители могут не быть дипломированными психологами, чтобы выявить склонности своего чада, например, к пению, или борьбе.

Достаточно просто в нужный момент понаблюдать, чем занимается ребёнок в свободное время.

Тянет к мелкам и фломастерам — следует развивать художественные таланты; любит находить новых друзей и придумывать игры — речь идёт о зачатке организаторских способностей; сосредотачивается наедине с шахматами — самое время уделить внимание счётным и математическим навыкам.

Особую ценность составят опосредованные сведения от воспитателей детского сада или учителей начальной школы: они выступают наблюдателями в то время, когда ребёнок находится не в поле зрения родителей.

Второй

Хрестоматийный случай, который в своё время привёл Леона Фестингера к открытию когнитивного диссонанса. Специалисты тайно проникли в религиозную общину, которая предсказывала катастрофы и стирание с лица земли большей части Северной Америки в определенный день.

Целью исследователей было наблюдение за членами общины после того, как предсказание не сбудется.

Второй пример

Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены секты продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали к покаянию и утверждали, что именно их молитвы предотвратили неизбежное.

Иными словами предзнаменование, которое не свершилось, только укрепило взгляды сектантов.

Наблюдение — один из старейших методов познания реальности, возникший задолго до формирования её как отдельной дисциплины.

Несмотря на свой возраст, этот способ далеко не совершенен, у него есть существенные недостатки в сравнении с тем же экспериментом, тестированием, опросом, беседой и другими методами, возникшими уже после оформления психологии как самостоятельной науки.

Основные условия и виды наблюдения в психологии:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *