Как бороться с буллингом в школе?


Буллинг в школе

Дети, которых травят в школе, становятся невротичными, у них часто развиваются депрессии, они могут предпринимать попытки покончить с собой.

Буллинг в школе — широко распространенное явление, принимающее порою откровенно шокирующие формы.

Согласно исследованию 2007 года, порядка 35% американских школьников сталкивались какими-либо проявлениями буллинга. Более 10% детей сталкиваются с буллингом ежедневно, в отдельных случаях — на протяжении многих лет.

Что это такое?


Что это такое: понятие

Буллинг — агрессия, направленная на одного или нескольких человек и исходящая со стороны основной части коллектива или отдельных его членов.

Более привычное слово, являющееся синонимичным буллингу, — травля.

Буллинг в наиболее агрессивных и заметных формах чаще всего встречается в школе.

Студенты и работники также могут сталкиваться с ним, но это происходит реже и в более скрытых формах (которые, впрочем, в любом случае способны нанести серьезную психическую травму объекту травли).

В процессе травли агрессоры могут прибегать к любым видам насилия, чтобы причинить боль объекту издевательств.

Основные виды насилия:

  • физическое. Это побои (разовые или систематические), шлепки, пинки, толчки, порча вещей и многие другие варианты. Нередко это приводит не только к появлению шишек и синяков на теле ребенка, но и к более серьезным травмам, таким как переломы, повреждения внутренних органов.
  • психологическое. Словесные издевательства, оскорбления, игнорирование, различные действия, которые наносят урон преимущественно психике жертвы (к примеру, отнимание вещей с целью пошвырять их, чтобы жертва побегала, пытаясь отнять, плевки, подсовывание неприятных предметов в рюкзак — бутылок с мочой, трупиков животных).
  • сексуальное. В этот раздел входят не только непосредственно изнасилования жертвы, но и различные грубые действия сексуального характера — облапывание, стаскивание одежды, расстегивание бюстгальтера.

Также травля, начавшаяся в школе, продолжается в интернет-пространстве. Ребенок, вернувшийся со школы домой и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями.

Его одноклассники-агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в школе, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий.

Это еще больше усугубляет состояние ребенка. Неоднократно были зафиксированы случаи, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством из-за травли в интернете.

Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом.

Что это такое и почему так называется?

Рассматривая травлю в школе, важно затрагивать эту сторону явления, поскольку социальные сети давно стали неотъемлемой частью человеческой жизни, и школьные агрессоры регулярно прибегают к кибербуллингу, чтобы усугубить боль жертвы и найти новые поводы для унижений.

Пример школьного буллинга: девочка, которая и ранее не пользовалась популярностью в классе, набирает вес из-за болезни, другие аспекты ее внешности также меняются.

Агрессивная часть одноклассников используют это как повод для начала травли. Они унижают и бьют ее на протяжении нескольких месяцев, пока она не переходит в другую школу.

Кто в группе риска? О детском буллинге в этом ролике:

к содержанию ↑

Причины

Говоря о причинах возникновения школьного буллинга, важно рассмотреть все стороны этого явления. Буллинг возникает не только потому, что жертва имеет какие-либо особенности, делающие ее привлекательным объектом для травли.

Многое зависит от того, как в учебном заведении подходят к вопросу профилактики буллинга и подходят ли вообще, есть ли работающие механизмы, которые остановят травлю, если она все же начнется.

Также значение имеют особенности психики отдельно взятых агрессоров. К примеру, некоторые агрессоры могут иметь не слишком заметные непрофессионалу психические расстройства, а в семьях части агрессоров практикуется насилие.

Да, довольно значительная часть агрессоров не имеют выраженных проблем с психикой и травят жертву просто потому, что это кажется им веселым и не пресекается, но педагогам, решающим проблему буллинга, важно помнить, что такая вероятность существует и, возможно, агрессору нужна профессиональная помощь.

Когда начинается обсуждение причин буллинга, оно обычно скатывается в сферу «Виновата жертва или нет?», особенно когда в диалоге участвуют люди, далекие от теории психологии и педагогики.

Так вот, в большинстве случаев жертва не виновата. Существуют ситуации, когда жертвой становится ребенок, ведущий себя агрессивно по отношению к окружающим, обижающий учителей, высокомерный.

Но таких ситуаций сравнительно немного. В большинстве случаев жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики.

Характеристики ребенка, увеличивающие вероятность, что он станет объектом травли:

    Распространенные причины

  1. Непривлекательная внешность, наличие заболеваний, одним из проявлений которого являются изменения во внешности. Травле часто подвергаются полные дети (причем «полные» — довольно размытое определение, поскольку могут травить из-за «полноты» даже детей, вес которых находится в рамках медицинской нормы, если в классе существуют различные фетфобные предрассудки, а большинство одноклассников худее объекта травли), дети, имеющие различные особенности либо заболевания кожи (к примеру, угревая сыпь, псориаз, витилиго, крупные невусы и заметные родимые пятна), дети с особенностями внешности, которые большинство людей считают непривлекательными (неправильный прикус, слишком крупный, широкий нос, лопоухость и многое другое). Также травле могут подвергаться дети с заметными шрамами, изменениями, связанными с их хроническими заболеваниями, и просто те, внешность которых слишком необычна (рыжие, с большим количеством веснушек, альбиносы). В прошлые десятилетия нередко травили детей, носящих очки, но сейчас близорукость встречается все чаще, поэтому из-за очков травят реже. В подростковом возрасте могут травить девочек, которые не пользуются косметикой, не делают стильные прически, не красят волосы.

    Помимо этого, агрессоров часто привлекают дети из малообеспеченных и неблагополучных семей.

  2. Необычное поведение. Часто травят детей, которые ведут себя не так, как остальные, высказывают взгляды, которые отличаются от взглядов остальных одноклассников, так называемые «белые вороны». Также травле подвергаются тихие, чувствительные, необщительные дети, которым сложно сдерживать эмоции. Им трудно постоять за себя, а их реакции нравятся агрессорам.
  3. Дефекты речи, походки. Заикание, проблемы с проговариванием определенных букв, картавость, проблемы с сохранением равновесия — все это так же может стать поводом для травли.
  4. Плохая физическая подготовка. Чаще всего это касается мальчиков.
  5. Низкий или, наоборот, высокий интеллект. Умные или глупые дети обычно выделяются на фоне основной части одноклассников, что и становится поводом для начала травли.
  6. Причастность к каким-либо меньшинствам. Дети с темной кожей, характерными особенностями внешности своей национальности и расы часто становятся объектом травли. Также распространена травля детей, относящихся к ЛГБТ-сообществу.
  7. Другие характеристики. В эту группу можно отнести случаи, когда дети травят тех, кого учителя сделали своими любимчиками, детей учителей, детей богатых людей, хвастающихся своими девайсами, а также тех, кто ябедничает, ведет себя грубо и неподобающе.

Каковы причины?

При этом, как правило, попытка жертвы исправить свою «неправильность», из-за которой ее, как она считает, травят, ни к чему не приводит.

Полный ребенок, который сумел похудеть, с большей долей вероятности останется объектом травли.

Это связано с тем, что главная причина буллинга — наличие возможности травить кого-либо. Если ребенка уже сочли удобным для травли и это не удается пресечь, он останется жертвой. И при определенных условиях абсолютно любой ребенок может стать изгоем.

Психолог-педагог Людмила Петрановская считает, что стремление травить более слабых — явление, свойственное детям и подросткам из-за особенностей возраста. В этом возрастном периоде дети стремятся быть частью общей «стаи», быть причастным к чему-либо.

Если у детей нет чего-то такого, что их сплачивает, что дает им чувство, что они часть одного целого, они однажды могут понять, что чувство сплоченности, причастности можно получить, если начать совместно кого-то унижать.

Объединившиеся против кого-то дети чувствуют себя прекрасно, ощущают, что делают что-то веселое и даже хорошее.

Поэтому важно, чтобы поведение детей контролировалось взрослым, который не приемлет травлю и стремится выработать механизмы профилактики буллинга.

О причинах буллинга в школе в этом видео:

к содержанию ↑

Распространенные виды



Школьный буллинг, в зависимости от того, кто выступает агрессором, а кто — жертвой, подразделяется на:

  1. Горизонтальный. Это буллинг, при котором агрессор и жертва находятся на одной линии школьной иерархии, то есть являются школьниками. Особняком идут случаи, когда мальчики травят девочек. Они очень распространены, поскольку мальчики в два раза чаще, чем девочки, выступают в качестве агрессоров, а девочки как более слабые являются привлекательным объектом для травли. В качестве изгоя в горизонтальном буллинге может выступать как один человек, так и группа. Количество агрессоров может быть неограниченным, нередко агрессорами становятся практически все одноклассники ребенка.
  2. Вертикальный. Участники буллинга находятся на разных уровнях школьной иерархии. В качестве жертвы или агрессора могут выступать учитель, директор, завуч. Учителя, травящие детей, — не редкость, и обычно они прибегают к психологическим методам воздействия, которые не всегда можно заметить. Учитель может чаще вызывать определенных детей к доске, а если они не смогут ответить на вопросы, начинает унижать прилюдно. Также ученики могут начать травлю учителя, который им не нравится. Обычно в такой травле применяется только психологическое насилие.

Помимо этого, буллинг бывает:

    Распространенные виды издевательств

  1. Открытым. Этот вид буллинга чаще, чем скрытый, встречается в школе. Если буллинг открытый, агрессоры используют грубые, заметные для окружающих методы воздействия на жертву: избивают ее, унижают и так далее.
  2. Скрытым. Участники буллинга (преимущественно агрессоры) пытаются скрыть факт того, что травля присутствует. Используются такие способы воздействия на жертву, как игнорирование, бойкотирование. Также жертву могут унижать втихаря, шантажировать ее.
к содержанию ↑

Психология участников

Традиционно участников буллинга разделяют на:

  1. Агрессоров. В группе агрессоров можно выделить инициаторов травли и союзников. Инициаторы более активны и агрессивны, в отдельных случаях у них могут быть психические заболевания. Они обычно уверены в себе, стремятся самоутвердиться за счет жертвы, получить удовольствие от ее боли. В их голове часто присутствует убеждение «если я могу причинить боль, сделать что угодно, значит, я сильнее». В некоторых случаях агрессорами выступают дети с, напротив, заниженной самооценкой, которые также пытаются самоутвердиться за счет жертвы и почувствовать себя лучше, значимее. Союзниками могут быть не только друзья-подпевалы главного агрессора, но и дети, которые боятся оказаться на месте жертвы и просто подчиняются авторитету в лице главных агрессоров.

    Лишь около 20% агрессоров признаются, что считают травлю заслуженной, остальные просто самоутверждаются за счет жертв и получают удовольствие от процесса, находят издевательства смешным и веселым делом.

  2. Жертв. Изгоем может стать любой ребенок при определенных условиях. Но обычно жертвами становятся тревожные, депрессивные дети, которые ведут себя не так, как все, имеют заниженную самооценку, редко стремятся общаться со сверстниками. Часто жертвы уверены, что им никто не поможет, если они попытаются воздействовать на агрессоров через учителей, других одноклассников и родителей, что обычно связано с их негативным жизненным опытом. И таких ситуаций много: 40% жертв молчат о том, что происходит.
  3. Наблюдателей. Это взрослые и дети, которые знают о том, что кого-то травят, но ничего не предпринимают для того, чтобы это пресечь. Детям-наблюдателям свойственна конформность, они часто боятся, что их начнут травить, если они попытаются заступиться, не хотят потерять свое комфортное положение в классе.

    Психология участников травлиА взрослые могут быть не уверены в своих силах. Также часто люди становятся пассивными наблюдателями из принципа «моя хата с краю, не мое это дело». Среди взрослых бытует мнение, что дети сами должны разобраться со своими проблемами, и такая позиция приносит в основном вред, а не пользу. В отдельных случаях взрослые получают крайне серьезные последствия своего бездействия в виде суицидов, инвалидизации жертв.

Также в некоторые классификации включен еще один тип участника буллинга — защитники. Это могут быть одноклассники, пытающиеся защитить ребенка от нападок. При этом действия защитников обычно не помогают полностью устранить проблему травли.

к содержанию ↑

Последствия травли


Порядка 45% людей, которые были изгоями в детстве, впоследствии страдают различными психическими расстройствами, в особенности депрессией.

Также депрессия, неврозы распространены среди детей-изгоев. У многих из них присутствуют нарушения сна, аутоагрессивные тенденции (вырывание волос, обжигание, расцарапывание кожи), многие всерьез начинают думать о суициде.

Часть из них предпринимают попытки убить себя, и в некоторых случаях у них получается.

У тех, кто выжил после попытки суицида, могут наблюдаться проблемы со здоровьем, к примеру, болезни желудочно-кишечного тракта у тех, кто попытался убить себя при помощи передозировки медикаментов или приема внутрь кислот, щелочей.

У детей-изгоев снижается самооценка, они начинают ненавидеть себя.

Также они боятся всего, что связано со школой, мечтают никогда в нее не возвращаться, у них ухудшается успеваемость. Все это может значительно повлиять на их будущее.

О последствиях издевательств в школе в этом видео:

к содержанию ↑

Как ребенку противостоять буллингу?

Как ребенку противостоять буллингу в школе?

Надо мной издеваются в школе и гнобят: как бороться? Куда жаловаться?

Волшебных рецептов, которые гарантировано позволят ребенку перестать быть изгоем в классе, не существует.

Попытки ребенка поправить свою «неправильность» редко меняют что-то, поскольку проблема буллинга в большинстве случаев не в поведении жертвы, а в поведении агрессора, считающего издевательства делом позволительным и веселым.

Попытки дать сдачи обидчику тоже не всегда работают, а иногда могут только усилить издевательства, распалить агрессоров.

Пресловутое «не обращай внимания», о котором говорят большинство взрослых, когда к ним обращается ребенок, жалующийся, что его обижают, тоже работает далеко не всегда.

Некоторые обидчики, заметив, что жертва пытается игнорировать их, действуют более агрессивно и жестко, чтобы обратить на себя внимание и получить желаемую реакцию.

Если ребенок не шестое воплощение Будды, он не сможет сохранять спокойствие, если его целенаправленно избивают, отнимают вещи, унижают при каждом удобном случае.

Неаккуратное вмешательство взрослых в ситуацию тоже может распалить обидчиков и усилить травлю.

Советы ребенку-изгою:

  1. Если у тебя есть возможность, посещай секции, которые помогут тебе дать отпор, если тебя избивают.
  2. Если буллинг связан с какой-то конфликтной ситуацией, а обидчики до начала травли казались тебе адекватными людьми, попробуй поговорить с ними, предложи конструктивные варианты решения конфликта. Постарайся беседовать с каждым один на один, поскольку в толпе они будут просто работать на публику, и конструктивной беседы не получится.
  3. Расскажи о травле взрослому, которому доверяешь и который к тебе хорошо относится. Это может быть учитель, родственник. Молчать о травле не стоит: взрослые могут попытаться изменить ситуацию эффективнее, чем один угнетаемый ребенок. В конце концов, всегда существуют радикальные методы решения проблемы, такие как смена учебного заведения, судебные иски в адрес обидчиков. Но, если человек, которого ты попросил о помощи, ничего не предпринимает, лучше сказать о травле кому-то еще. Если твои родители не хотят ничего решать и реагируют агрессивно, лучше попытаться обратиться к руководству школы.
  4. Если тебя избили, не молчи об этом. Если после побоев на твоем теле остались видимые следы, ты чувствуешь себя плохо, тебе необходимо обратиться в травмпункт или поликлинику. Там ты сможешь зафиксировать побои, чтобы в дальнейшем твои слова имели больший вес. Скажи медработнику о том, что тебя избили одноклассники и что ты хочешь зафиксировать это.
  5. Также есть смысл обсудить ситуацию со школьным психологом и с руководством школы. Если у тебя есть документ, который подтверждает, что тебя избивали, покажи его им. Также можно показать аудиозаписи, видеозаписи и другие свидетельства происходящего.
  6. Помни, что учителя и руководство школы обязаны помочь тебе, и существуют механизмы, позволяющие решать проблему буллинга. Это групповые сеансы с психологами, психотерапевтами, совместное неагрессивное обсуждение ситуации с участием взрослых и другие методы.

Как ребенку противостоять травле в школе? Узнайте из видео:

к содержанию ↑

Советы психолога родителям и педагогам

Советы родителям униженных сыновей и дочерей:

    Советы психолога родителям изгоя и педагогам

  1. Не пускайте все на самотек. Пассивное отношение к ситуации, рядовые советы вроде «не обращай внимания», обесценивание страданий ребенка фразами «ну, у всех такое бывает», «это возраст такой», «да ну, ерунда какая» не поможет решить проблему и лишь позволит ребенку понять, что Вам не стоит доверять.
  2. Идея прийти в школу и наорать на всех тоже плохая. Проблемы такого рода нужно решать последовательно и в здравом рассудке. Вашему ребенку будет только хуже, если одноклассники будут ассоциировать его с той-матерью-которая-приходит-орать и выглядит смешно.
  3. Поищите информацию о других школах. Возможно, ситуация усугубится настолько, что ребенка придется перевести.
  4. Если Вы видите на теле ребенка следы побоев, необходимо отвести его в травмпункт и получить документ, подтверждающий, что его избили. Особенно важно это, если побои происходят систематически.
  5. Если ребенок говорит, что его избивают, когда он уходит из школы, есть смысл какое-то время встречать его после занятий.
  6. Поговорите с ним, объясните, что постараетесь сделать все возможное для того, чтобы проблема была решена. Дайте ему понять, что с Вами безопасно, Вам можно доверять. Попросите его написать на бумаге имена и фамилии тех, кто обижает его.
  7. Если насилие в отношении ребенка будет продолжаться, важно уведомить о происходящем руководство школы, классного руководителя, школьного психолога. Если они не пытаются решать проблемы, обратитесь в полицию.
  8. Если здоровье ребенка позволяет, предложите ему посещать курсы по самообороне, спортивные секции.
  9. Отведите ребенка к психологу.

Советы преподавателям:

  1. Соберите вместе детей, расспросите их о причинах этого, объясните, что травля недопустима. Расскажите, что чувствуют дети, столкнувшиеся с травлей, ответьте на претензии и вопросы агрессоров. Не повышайте голос, не оскорбляйте никого, сохраняйте самообладание. Также есть смысл побеседовать с каждым из детей, активно участвующих в травле, один на один, чтобы диалог был более продуктивным.

    Когда вокруг агрессора нет поддержки, Ваш авторитет будет значительнее, а у него не будет возможности играть на публику.

  2. Если травля продолжится, вызовите родителей в школу и проведите индивидуальные беседы. Также важно постараться поднять проблему травли на школьных собраниях. Также важно побеседовать с родителями жертв: порою они вообще не в курсе того, что происходит.
  3. Уведомите о происходящем школьного психолога, посоветуйтесь с ним. Полезно направить к нему жертв и обидчиков, чтобы он обсудил ситуацию с каждым их них.
  4. Если вы не классный руководитель группы, свяжитесь с классным руководителем и при необходимости действуйте с ним совместно, особенно если он достаточно пассивно реагирует и вряд ли станет делать что-то самостоятельно.
  5. Если ребенка начнут регулярно избивать, а агрессивность угнетателей возрастет, необходимо уведомить об этом руководство школы.

Важно объяснить ребенку, что он может искать защиты здесь, приходить в кабинет, сообщать о произошедшем.

Как поступать родителям подростка, когда его травят в школе? Мнение психолога:

к содержанию ↑

Профилактика

Основная профилактика буллинга:

  • важно, чтобы в школе были грамотные педагоги, которые заинтересованы в том, чтобы формировать у детей положительные качества;
  • начинать профилактику буллинга надо с младших классов: в этот период в классе еще не сформировалась жесткая иерархия;
  • важно совместно с классом в процессе диалога придумать правила поведения, записать их и повесить в классном кабинете, а при необходимости напоминать об их существовании;
  • нужно стараться объединить школьников общим делом. В этом помогут конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия.
к содержанию ↑

Реальные истории

Несколько историй о травле:

    Реальные истории из жизни

  1. История Кати. В нашем классе существовала иерархия — богатые дети задирали тех, у кого родители не слишком обеспеченные. Надо мной начали издеваться после того, как узнали, что у моей сестры аутизм. Она посещала то же учебное заведение, что и я, и ее активно травили, а меня за компанию: они решили, что у меня не все хорошо с головой и я такая же, как она. Унижений стало меньше лишь в последнем классе школы. Сейчас я не испытываю ненависти к обидчикам и думаю, что они могли измениться.
  2. История Светы. Мой отец кавказец, а мать русская, а я пошла в отца, поэтому меня травили из-за внешности, называли «нерусью» и кричали, чтобы я уехала, шутили, что имя мне выбрали неправильное, надо было кавказское. Особенно обострилась ситуация после нескольких громких дел в отношении кавказцев. Когда меня в очередной раз избили, я рассказала все родителям, и мы решили, что мне нужно перейти в другую школу. Когда я перешла, стало легче, хотя полностью нападки не прекратились.

Также существует множество фильмов и сериалов, затрагивающих тему буллинга в школе, к примеру несколько экранизаций «Кэрри» Стивена Кинга, полнометражное аниме «Форма голоса», известный советский фильм «Чучело», снятый по одноименному произведению Владимира Железникова.

Буллинг — серьезная проблема современности, которую следует решать комплексно и решительно. Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера, и постепенно количество детей, столкнувшихся с буллингом, снизится.

Реальная история жертвы буллинга:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий