Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний?


Как воспитать ребенка без криков и наказаний?

Кто из нас не любит повоспитывать других? А уж детей то наставлять на путь истинный любят все.

Особенно встав в позу, повысив голос и сдвинув брови. При этом многие забывают, а некоторые и не знают, что такая манера общения с детьми — это не воспитание, а нечто совсем другое.

Воспитание детей: понятие и психология


Воспитание детей - что это: понятие и психология

Кто-то под воспитанием подразумевает набор не всегда одобряемых нормальными педагогами приемов для ограничения свободы личности, применяемых с целью вылепливания из маленького человека субъекта, удобного для окружающих его взрослых.

Но на самом деле результатом процесса должно быть получение ребенком навыков встраивания в социум таким образом, чтобы пользу от этого получал как новый член общества, так и оно само.

В идеале эти навыки желательно транслировать в самой гуманной форме, с поволокой мудрости на глазах педагога, подпитывающейся теплом от огня в очах воспитываемого из-за желания узнать как можно больше. На деле же выходит далеко не так сказочно.

И порой родителям, несколько успокоившимся после очередного преподавания урока жизни, даже становится стыдно за свои педагогические потуги донести до чада суть чего-то там.

Но не всем. Как же перейти в категорию пап и мам, способных воспитывать детей без крика и затяжных нравоучений?

к содержанию ↑

Воспитанный ребенок — какой он?

Если исходить из общепринятых норм, то от воспитанного ребенка ожидается, что он должен:

    Воспитанный ребенок - какой он: описание

  1. Быть причесанным и с проборчиком, как у приказчиков в старорусских фильмах, держать в верхнем карманчике белоснежный платочек, не ковырять в носу, не дергать девочек за волосы, всем бабушкам у подъезда говорить «здравствуйте» и не мучать кошек.
  2. Всегда «молчать в тряпочку», когда рядом вещает взрослый.
  3. Не закатывать истерик в магазине по поводу резкой нехватки «вон той игрушки», какого-то продукта или любого прочего товара.

Что касаемо правил относительно кошек, девочек, козявок в носу и истерик в магазине — трудно с ними не согласиться, а вот в отношении бабушек следует объяснить чаду, что здороваться нужно только с хорошо знакомыми тетями преклонного возраста. А с чужими не стоит — они, ведь, всякие бывают.

Относительно проборчика и платочка в кармане — тоже дело вкуса и уровня прогрессивности взглядов. Например, пакетик с влажными одноразовыми салфетками куда практичней и гигиеничней носовичка, а прическа под приказчика уже давно не в моде.

И привычка всегда молча соглашаться со всеми высказываниями взрослых, судя по статистике психологов разных стран, прямая дорога к неврозу — в лучшем случае. В худшем она выльется в неспособность противостоять противоправным действиям педофила или человека с замашками тирана.

Другое дело навык не перебивать и не вклиниваться «танком» в чей-то разговор, требуя полного внимания к своей персоне… Поэтому, стремясь вырастить воспитанного ребенка, не перегибайте палку и делайте это в интересах себя и чада, а не окружающего мира. Естественно, в пределах разумного.

Если хочется конкретики, то можно говорить, что воспитание хорошее, если ребенок в состоянии:

    Воспитанный и прилежный ребенок - какой он?

  1. Принять как данность, что высказывания и требования своего взрослого, т. е. члена семьи — в приоритете. Если мама-папа заявили, что что-то сделать нужно обязательно, значит, это нужно выполнить. Чтобы чаду не было обидно, и если на то есть время, нормальные родители объясняют необходимость действия.
  2. Понять, что «нет» — это почти навсегда или до момента, когда по возрасту будет можно. Но не раньше.

Когда эти пункты регламента выполняются, то дети с раннего возраста легко усваивают, что нельзя:

  • использовать песок, плевки, тумаки, как аргументы в споре;
  • грубо обращаться с кем бы то ни было;
  • брать чужие вещи без разрешения у знакомых;
  • брать что-либо вообще у чужих людей, если папы-мамы нет рядом и они совершенно однозначно разрешили попользоваться предложенным;
  • кидаться едой;
  • справлять нужду в подъездах, парках и прочих местах, где нет туалета;
  • заходя в транспорт, людное место, расталкивать других локтями;
  • активно разминаться вне игровой комнаты, детской площадки;
  • мусорить в доме и на улице.
к содержанию ↑

Методы и стили



В любой ситуации стремитесь к диалогу. Старайтесь объяснять, почему желательно соблюдать то или иное правило поведения. Тогда оно и запомнится легче, и выполнять его будет проще.

Лучше всего воспитывать своим примером. Тогда чадо не будет страдать от когнитивного диссонанса и чувствовать ущербность из-за того, что вам можно делать определенные вещи, а ему нет.

Необходимость возрастных ограничений нужно обязательно обосновывать, если ребенок уже в состоянии осознавать объясняемое.

Как воспитывать девочек:

    Основные методы и стили

  1. Как принцессу в смысле создания атмосферы уважения и любви. Тогда дочери будет проще стать королевой по жизни. И здесь не имеется в виду отстранение от обязанностей по дому или привитие самоощущения своей сверхличности. Королева, образно говоря, должна стремиться к созданию комфортных условий вокруг себя и должна уметь этого добиваться частично своими силами.
  2. Соответственно половой принадлежности. В одежде приоритетом должны быть платья, но если дочка против, не настаивайте. Но все же подыскивайте варианты именно девчачьей одежды.
  3. Стремитесь никогда не повышать голос при общении. Тогда в будущем она не будет воспринимать чужую агрессию, как норму, что убережет ее от токсичных связей.
  4. Приучайте к правильному уходу за собой, объясняйте, как правильно пользоваться средствами гигиены, косметикой, одеждой.

Как воспитывать мальчиков:

  1. С раннего возраста подчеркивайте, что он мужчина и должен быть внимателен к слабым.
  2. Учите разбираться в эмоциях, справляться с гневом безопасными способами. Например, за счет выполнения активных физических упражнений.

    Но при этом акцентируйте внимание на том, что обращаться за помощью — это достойная и нормальная практика.

  3. Учите обращаться с инструментами, следить за гигиеной, порядком.
  4. Приучите следить за своим здоровьем, объясняйте на ярких примерах последствия плохих привычек.
к содержанию ↑

Проблемы

Основные проблемы воспитания детей:

    Какие проблемы возникают?

  1. Слишком много желающих принять участие в процессе. Обычная практика, когда молодая семья живет с родителями и у разных поколений различающиеся методики.
  2. Если бабушка лезет в воспитание ребенка, тот в его отсутствие нужно либо настойчиво договариваться о согласованности мер в воспитании, либо уходить жить на отдельную жилплощадь.
  3. Желание воспитать не так, как меня, но определенная стратегия отсутствует.
  4. Неумение выдерживать испытания детской истерикой, из-за чего сложно устанавливать пограничные рамки дозволенного и запрещенного.
  5. Игнорирование факта, что окружающий мир полон таких же субъектов, как и вы, поэтому им тоже не нравится, когда ущемляют их права и интересы.

    И если не научить ребенка стремлению соблюдать обоюдно выгодный компромисс в любых вопросах, чаду будет сложно обрастать полезными и дружескими связями.

к содержанию ↑

Ошибки родителей


Ошибки родителей в воспитании детей:

  1. Злоупотребление запретами. Когда все нельзя, создаются предпосылки для формирования абсолютно апатичного ребенка или бунтаря.
  2. Стремление самоутверждаться за счет ребенка. Увы, в таком случае родители редко интересуются темой правильного воспитания детей, поскольку взрослые считают свое поведение правильным и их устраивает возможность подавлять и командовать младшими в семье.
  3. Привычка повышать голос в общении с детьми. Через короткий промежуток времени они начнут абстрагироваться от происходящего всякий раз, когда ощутят повышение децибел в вашем голосе — докричаться вообще не сумеете ни по какому поводу.
  4. Главные ошибки родителей

  5. Нежелание вникать в проблемы детей и ставить себя на их место, чтобы адекватно воспринять размер проблемы, беспокоящей ребенка. Например, малыш опасается спать в темной комнате из-за опасения, что «живущий под кроватью монстр выберется и атакует». Игнорируя проявления страха чада, родители оставляют сына наедине с проблемой, демонстрируют свою отстраненность от него и подталкивают к формированию ощущения у малыша ненужности.
  6. Гиперпротекция в воспитании ребенка. Помощь в быту, самообслуживании и остальных сферах должна оказываться в случае, если ребенок не в состоянии выполнить объем работы самостоятельно.

    Лучше показывать, как делать правильно, выполнять начальный этап работы, но не проводить весь процесс до конца самостоятельно, лишая маленького человека возможности получить навык.

    Да, какое-то время результат будет кривоват, но со временем ситуация выровняется.

  7. Отсутствие согласованности в действиях, советах, рекомендациях. Когда в семье между родителями и прочими старшими родственниками ситуация, напоминающая сюжет басни Крылова по лебедя, щуку и рака, то у ребенка нет возможности выбрать определенную стратегию поведения и от этого он сильно нервничает, испытывает проблемы с концентрацией, учится манипулированию людьми.
к содержанию ↑

Правильная тактика без крика и наказания

Можно ли отучить себя от повышения голоса на ребенка? Если есть сильное желание.

  1. Крик — это не воспитание, а ваше заявление о собственной беспомощности и неумении нормально общаться с окружающими. Думайте об этом, когда в очередной раз захотите повысить голос.
  2. Если в детстве на вас часто кричали, вспомните, хоть раз, в подробностях свои ощущения. Вы действительно хотите, чтобы теперь и ваш ребенок тоже пережил подобное?
к содержанию ↑

С рождения

С самого его рождения

Как воспитывать малыша от 0 лет?

Все, что требуется от родителей такого малыша: ласка, любовь и забота об обеспечении комфортных условий.

Последнее легче всего создать с помощью режима дня: так проще и ребенку, и родителям.

к содержанию ↑

В возрасте 1-2 года

Как воспитывать детей возраста 1-2 лет:

  1. Терпеливо объясняя простейшие правила.
  2. Не вступая в долгую полемику: если чего-то нельзя, то проще это убрать подальше от глаз, чем объяснять крохе, почему нельзя.
  3. Практикуя обучение навыкам через личный пример.
  4. Всегда ища причину категорического отказа от чего-либо, кажущегося вам естественным и привлекательным.
к содержанию ↑

В 3-4 года

Как воспитывать трехлетнего ребенка? Советы психологов родителям:

  1. Учитывайте, что начинается период подражательного поведения по половому признаку. Девочки копируют поведение матери, мальчики — отца.
  2. Стремитесь удовлетворить интеллектуальный голод: это лучший период для формирования любви к чтению.

    Подбирайте книги с нужными мотивирующими историями.

От 5 лет

Воспитание детей от 5 лет и старше:

  1. Проявляйте тактичность в любых вопросах.
  2. Старайтесь подробно, но доступно объяснять следствия поступков, избегая усиления драматизма.
  3. Поручайте посильные занятия и не забывайте хвалить за хороший результат. В случае затруднений, ненавязчиво предлагайте помощь.

Если мужа нет

Если мужа в семье нет

Как воспитывать ребенка одной без мужа:

  1. После достижения двух лет желательно обеспечить возможность иногда общаться с другими мужчинами из числа родственников или друзей.
  2. Не устраивать перед ребенком обличительных выступлений с формулировкой все мужчины подлецы, а твой отец — в первую очередь.
к содержанию ↑

Если детей двое

Как воспитывать двоих детей:

  1. Обязательно равными. Разделение на любимчика и «козла отпущения» недопустимо.
  2. По достижении одного из детей 12 лет, обеспечить ему отдельную территорию.

    Если нет возможности перевести в собственную комнату, можно грамотно поделить детскую на зону старшего и младшего.

Развитие смелости в малышах

Как воспитывать в ребенке смелость:

  1. Никогда не насмехаться над его опасениями.
  2. Выяснять исток страха и показывать, что, как правило, бояться нечего. Например, продемонстрировать, что устрашающая тень на стене — это лишь силуэт какого-то предмета интерьера.
  3. Подставлять плечо во время преодоления испуга.
  4. Проигрывать с участием знакомых игрушек проблемную ситуацию.
  5. Учить смелым поступкам с учетом возраста ребенка.
  6. По возможности устранять факторы, повышающие нервозность ребенка, а уже потом постепенно развивать в нем уверенность в собственных силах.
к содержанию ↑

Юлия Гиппенрейтер

Юлия Гиппенрейтер и ее мнение

Не имея практического опыта в воспитании детей или столкнувшись с проблемой, которую сложно разрешить самостоятельными усилиями, многие родители обращаются к помощи из внешнего мира.

Например, ищут ответы на вопросы в книгах на тему детской или подростковой психологии.

Для части родителей хорошим подспорьем оказывается литература Юлии Гиппенрейтер — одного из заслуженных и признанных детских психологов в России.

Благодаря трудам Юлии Борисовны проще преодолевать трудности, которые, как оказывается, возникают почти в каждой семье, где есть дети.

Многочисленные примеры с описаниями ситуаций из жизни других людей, искавших способ налаживания диалога с собственными детьми, помогает читателям не только осознать, что они не одиноки со своей проблемой, но и позволяет взглянуть на нее с другого ракурса.

В воспитании главное что? Правильный посыл, грамотная передача и своевременность процесса.

Поэтому всегда учитывайте эти три фактора, если хотите, чтобы оно оказалось правильным и результативным.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Советы психолога:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий