Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.
В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.
- Что значит: самостоятельный и ответственный?
- Самостоятельность
- Ответственность
- Как узнать о готовности?
- В каком возрасте можно развивать эти качества?
- Первый этап
- Второй
- Третий
- Как это поможет ребенку в жизни?
- Советы психологов и практические рекомендации
- Ошибки родителей
- Повелительный тон
- Подмена понятий
- Помощь из сострадания
- Насмешка
Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.
Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что значит: самостоятельный и ответственный?
Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.
В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.
Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?
к содержанию ↑Самостоятельность
В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.
Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.
Признаки самостоятельности:
- способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
- способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
- способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
- умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
- способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
- способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.
Ответственность
Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.
Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.
К компонентам ответственности относятся:
- понимание поставленной задачи;
- согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
- способность самостоятельно мотивировать свои действия.
Как узнать о готовности?
Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?
Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.
А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.
Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.
Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.
Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».
Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:
- заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
- уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
- аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
- ответственность за данные обещания.
Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.
к содержанию ↑Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.
В каком возрасте можно развивать эти качества?
Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.
Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.
Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.
Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:
к содержанию ↑Первый этап
Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.
Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.
Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.
Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».
к содержанию ↑Второй
Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».
Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.
Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.
А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.
к содержанию ↑Третий
На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.
Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.
Как это поможет ребенку в жизни?
Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.
Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.
Преимущества самостоятельного принятия решений:
- ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
- высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
- мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
- развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
- здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).
Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.
Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.
к содержанию ↑Советы психологов и практические рекомендации
Как воспитать в ребенке самостоятельность:
- Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
- Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
- Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
- Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».
Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.

Как воспитать в ребенке ответственность:
- Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
- Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
- Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
- Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.
к содержанию ↑Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!
Ошибки родителей
Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:
Повелительный тон
Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.
Но делает он это не из-за того, что чувствует ответственность.
Причина кроется во властных родителях, которые постоянно приказывают малышу и не оставляют права выбора (не предлагают альтернативных вариантов).
к содержанию ↑Подмена понятий
Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :
- «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
- «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»
Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.
Помощь из сострадания
Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.
Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.
к содержанию ↑Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.
Насмешка
Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.
У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.
Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).
Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.
Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.
Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.
О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео: