Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.
В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.
Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.
Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Что значит: самостоятельный и ответственный?
Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.
В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.
Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?
Самостоятельность
В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.
Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.
Признаки самостоятельности:
- способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
- способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
- способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
- умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
- способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
- способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.
Ответственность
Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.
Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.
К компонентам ответственности относятся:
- понимание поставленной задачи;
- согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
- способность самостоятельно мотивировать свои действия.
Как узнать о готовности?
Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?
Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.
А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.
Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.
Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.
Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».
Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:
- заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
- уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
- аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
- ответственность за данные обещания.
Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.
Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.
Это интересно: Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей
В каком возрасте можно развивать эти качества?
Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.
Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.
Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.
Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:
Первый этап
Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.
Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.
Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.
Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».
Второй
Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».
Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.
Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.
А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.
Третий
На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.
Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.
Как это поможет ребенку в жизни?
Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.
Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.
Преимущества самостоятельного принятия решений:
- ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
- высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
- мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
- развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
- здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).
Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.
Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.
Это интересно: Как отучить ребенка бить маму или папу?
Советы психологов и практические рекомендации
Как воспитать в ребенке самостоятельность:
- Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
- Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
- Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
- Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».
Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.
Как воспитать в ребенке ответственность:
- Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
- Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
- Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
- Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.
Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!
Ошибки родителей
Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:
Повелительный тон
Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.
Но делает он это не из-за того, что чувствует ответственность.
Причина кроется во властных родителях, которые постоянно приказывают малышу и не оставляют права выбора (не предлагают альтернативных вариантов).
Подмена понятий
Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :
- «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
- «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»
Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.
Помощь из сострадания
Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.
Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.
Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.
Насмешка
Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.
У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.
Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).
Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.
Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.
Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.
О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео: