Как проверить психологическую готовность ребенка к школе?


Психологическая готовность ребенка к школе

Посещение детского сада для ребенка подчас бывает стрессом, несмотря на то, что там на детей возлагается гораздо меньше требований и нагрузки, а все занятия проходят в игровой форме.

Школа — совсем другое дело. Там требования намного выше, и на ребенка впервые возлагают вполне осязаемую ответственность, поэтому важно, чтобы дети были готовы к обучению.

Тему психологической готовности ребенка к школе неоднократно поднимали многие психологи, и давно существуют стандарты, которым должны соответствовать все дети при поступлении.

Проблема готовности к школьному обучению


В чем проблема готовности к школьному обучению?

Разберем понятие готовности ребенка к школе в психологии.

Когда дошкольный возраст завершается, ребенок должен быть готов психологически перейти на другой уровень взаимодействия с социумом, что выражается в стремлении и готовности пойти в школу.

Чтобы переход к школьному обучению был наименее болезненным, а ребенок мог усвоить вкладываемые в его голову знания в полном объеме и развить необходимые навыки, он должен соответствовать определенным критериям.

Если кратко, то главные критерии готовности к школе следующие:

  • социально-психологическая готовность;
  • психофизиологическая готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • мотивационная готовность;
  • личностная готовность.

Наиболее остро вопрос готовности ребенка к школе встал, когда в России и некоторых других странах был совершен переход к обучению с шести лет, а не с семи, как было до этого.

Проблемой психологической готовности детей к школе занимались такие специалисты, как:

    Кто изучал проблему готовности к школьному обучению?

  • К. Н. Поливанова;
  • Т. А. Нежнова;
  • А. Л. Венгер;
  • В. С. Мухина;
  • Н. И. Гуткина;
  • Е. Е. Кравцова.

Они исследовали связь компонентов готовности и давали собственную трактовку некоторым из них, проводили собственные эксперименты.

Их исследовательская работа позволяет совершенствовать процесс обучения детей, поскольку дает возможность понять, как именно должны работать психика и интеллект ребенка, чтобы он мог продуктивно учиться сразу после поступления в первый класс.

О понятии психологической готовности ребенка к школе вы можете узнать из видео:

к содержанию ↑

Причины педагогической незрелости

Когда степень развития психики и интеллекта ребенка не соответствует требованиям, которые выдвигает школьное обучение, можно говорить о школьной незрелости.

Это сложная общественная проблема, которая имеет множество причин возникновения.

Тактика подготовки ребенка со школьной незрелостью разрабатывается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших ее, и может включать в себя не только работу с психологом, но и с логопедом, репетиторами, психотерапевтом.

Также ребенку, которого сочли недостаточно готовым к школе, нередко нужно пройти ряд медицинских обследований, чтобы исключить заболевания головного мозга и нервной системы.

Причины педагогической незрелости у детей

Школьная незрелость — распространенная проблема, поскольку встречается у 10-12% первоклассников.

Биологические причины школьной незрелости:

  1. Нарушения, возникшие в процессе внутриутробного развития ребенка, и последствия родовых травм. Во время внутриутробного развития на плод влияют многочисленные негативные факторы, особенно если мать не придерживается рекомендаций доктора. Инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, вредные привычки матери, прием медикаментов, не предназначенных для беременных, травмы во время родов — все это способно привести к нарушениям в развитии ребенка. При этом в дошкольном возрасте ребенок может развиваться примерно так же, как и другие дети, и проблемы будут обнаружены, когда он начнет школьное обучение.
  2. Приобретенные соматические нарушения. Осложнения инфекционных заболеваний способны затронуть мозговую деятельность ребенка, поэтому важно не отказываться от вакцинации и учитывать рекомендации врача во время лечения. Ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания внутренних органов, развиваются медленнее, чем их сверстники, поэтому им может понадобиться дополнительное время для подготовки к школьному обучению.

    В таких случаях родителям обычно предлагают отдать ребенка в школу не в шестилетнем, а в семилетнем возрасте.

Психосоциальные причины школьной незрелости:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия, асоциальная семья. Дети родителей, имеющих зависимость от алкоголя либо наркотиков, обычно не получают достаточное количество внимания, их практически не обучают, могут избивать, а жизнь в грязных, плохо проветриваемых помещениях негативно влияет на работу организма ребенка.
  2. Биологические причины педагогической незрелости

  3. Стрессы, психические заболевания, психоэмоциональные травмы. Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности психики. Некоторые дети более восприимчивы к негативным событиям, происходящим в их жизни. У них легко появляются страхи и долго не проходят, а серьезные стрессы, которые и взрослые с трудом переживают (смерть дорогих людей, острые эпизоды психического, физического либо сексуального насилия), способны значительно подорвать их способность и желание развиваться.
  4. Неправильный подход родителей к воспитанию: жестокость со стороны одного либо обоих родителей, наличие насилия в семье, чрезмерная опека.

При правильно и своевременно проведенной коррекционной работе школьную незрелость возможно сгладить либо устранить полностью.

Если у ребенка в процессе медицинского обследования найдены соматические нарушения, ему нужно пройти специализированное лечение.

к содержанию ↑

Психологический настрой



Психологическая готовность к школьному обучению — целостная характеристика ребенка шести-семи лет, в которую включены особенности, позволяющие ему продуктивно обучаться в школе вместе со сверстниками, продуктивно взаимодействовать с ними и с преподавателем, принимать на себя социально-психологическую роль школьника.

Она включает в себя ряд компонентов, которые учитываются при оценке степени подготовленности ребенка к школьному обучению.

к содержанию ↑

Социальный

Социальный настрой

Основные социально-психологические навыки, при наличии которых ребенок готов к школьному обучению, — это:

  1. Способность общаться. Дошкольник старшего возраста должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и с преподавателями, учитывать указания преподавателя, контролировать свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в данном учебном заведении и в обществе в целом.
  2. Умение и желание выполнять социальную роль школьника. Важно уметь включаться в процесс обучения, учитывать потребности сверстников и продуктивно работать с ними в команде, если этого требуют обстоятельства.

Если социально-психологическая готовность отсутствует, ребенок не умеет должным образом взаимодействовать ни со сверстниками, ни с учителями, нарушает школьную дисциплину, не испытывает выраженной потребности в общении с окружающими.

Аспекты психологической подготовки к школе:

к содержанию ↑

Интеллектуальный

Основные навыки и способности, связанные с интеллектуальной готовностью:

  1. Достаточная для возраста развитость словесно-логического и образного мышления. Ребенок умеет находить сходство и различие между предметами, умение группировать объекты в зависимости от их характеристик, Способность отыскивать логическую взаимосвязь между явлениями и предметами.
  2. Необходимый уровень развитости произвольного внимания. Ребенок способен концентрироваться на выполнении определенной деятельности на протяжении 15-20 минут.
  3. Интеллектуальная готовность

  4. Способность осмыслить информацию, которую выдает учитель, и использовать ее при выполнении заданий.
  5. Наличие определенного количества знаний об окружающем мире, явлениях, присутствующих в нем, достаточная развитость когнитивных навыков, умение оперировать базовой информацией, важной для школьного обучения (связанной с математикой, речью).

Интеллектуальная готовность — один из важных, но не приоритетный элемент готовности к школе, поскольку нередки случаи, когда ребенок имеет внушительный для его возраста объем знаний, но при этом не умеет контролировать свое поведение, с трудом взаимодействует с окружающими.

Об интеллектуальной готовности к школе в этом видео:

к содержанию ↑

Психофизиологический

Навыки и способности, связанные с психофизиологической готовностью:

  1. Достаточная развитость мелкой моторики. Умение пользоваться карандашами, ручками, ножницами.
  2. Развитая координация движений, способность ориентироваться в пространстве. Ребенок знает, где находится право, где лево, где верх, а где низ, может показать.
  3. Зрительно-моторная координация. Ребенок может согласовывать зрительные образы с движениями; способен перерисовать элементарную фигуру с образа, расположенного в отдалении.
к содержанию ↑

Личностный

Личностный настрой

К личностной готовности относятся:

  1. Мотивационная готовность. У ребенка сформирована социальная мотивация, он нацелен на приобретение высокого положения в коллективе, стремится к познанию и обучению, способен контролировать сиюминутные желания ради достижения более приоритетной цели.
  2. Наличие самооценки и Я-образа. Ребенок способен оценить собственные достижения и степень развитости умений и навыков.
  3. Психоэмоциональная зрелость. Осознание важности соблюдения общественных норм и правил, способность контролировать чувства и эмоции, умение получать удовольствие от созерцания прекрасного и от получения новых знаний.

Как подготовить ребенка к школе? Ошибки родителей:

к содержанию ↑

Критерии готовности дошкольника с олигофренией

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки.

Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания.

Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация.

Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает:

    Критерии готовности к учебному процессу дошкольника с олигофренией

  • интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования;
  • мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность;
  • эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий.
  • Социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии.

Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия.

Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренией) в школе, дома, школе-интернате:

к содержанию ↑

Подготовка


Чтобы дошкольник старшего возраста был готов к школе, ему требуется поддержка родителей. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите, как он общается с незнакомыми сверстниками, как реагирует на взрослых, как держит ручку и карандаш.

Предложите ему пройти несколько простых тестов, показывающих степень развитости его интеллекта и когнитивных навыков, и в зависимости от результата постарайтесь помочь ему улучшить показатели.

Также стоит расспросить воспитателей, работающих с ребенком, о том, есть ли у него какие-либо сложности в процессе выполнения заданий.

    Подготовка дома

  1. Мелкую моторику развивает перебирание маленьких предметов (например, пуговиц), заплетание косичек из веревочек, лепка из пластилина, а чтобы ребенок увереннее держал карандаш, можно купить ему раскраску с любимыми героями, чаще предлагать порисовать.
  2. Отточить знания цифр и улучшить навык ориентировки в пространстве помогут графические диктанты для дошкольников.
  3. Развить мыслительные способности поможет регулярная практика: предлагайте ребенку раскладывать предметы, в зависимости от их характеристик, играйте с ним в простые игры наподобие «Найди лишнее», «Назови одним словом».
  4. Память можно развить при помощи заучивания стихотворений, считалочек, песен. Игра «Послушай и опиши»: взрослый называет слово, обозначающее предмет, а ребенок по памяти описывает его особенности: запах, цвет, форму. К примеру, взрослый говорит слово «лимон», а ребенок рассказывает о том, что лимон кислый на вкус, имеет желтую окраску и округлую форму.

В процессе занятий важно учитывать потребности ребенка и не превращать веселые упражнения в каторгу.

Если малыш плохо себя чувствует, не выглядит заинтересованным, уроки лучше отложить. И не забывайте хвалить его за успехи.

к содержанию ↑

Суть методики Керна-Йирасека

Тест, разработанный Керном-Йирасеком в конце 70-х годов 20-го века, позволяет быстро оценить степень подготовленности ребенка к школьному обучению.

Он включает в себя оценку речевых способностей, интеллектуального развития, умения рисовать, волевых качеств. Его можно провести как с группой детей, так и с одним ребенком.

В чем суть методики Керна-Йирасека?

Он включает в себя три задания:

  1. Ребенка просят нарисовать человека. Когда рисунок готов, взрослый оценивает его качество по критериям, определенным в тесте, и ставит баллы — от 1 до 5. Чем качественнее результат, тем меньше баллов начисляется.
  2. Дошкольника просят перевернуть лист. На его обратной стороне написана короткая фраза, и взрослый просит скопировать ее так, как будто это рисунок. После также ставит баллы, в зависимости от разборчивости получившегося текста.
  3. На листе нарисованы точки в определенном порядке, и ребенка просят их точно скопировать. Баллы, как и в предыдущих заданиях, выставляются в зависимости от результата. В конце сумма баллов подсчитывается, и взрослый делает выводы.

Этот тест активно используют в детских садах для оценки готовности детей к школе.

Но даже если ребенок показал неудовлетворительные результаты в нем, это можно исправить, если усердно с ним заниматься в течение нескольких месяцев.

Если ребенок готов психологически к школе, ему будет проще адаптироваться в ней, и его успехи будут радовать и родителей, и его самого. Важно лишь постараться поддержать его в процессе развития.

Тесты на готовность к школе:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий