Посещение детского сада для ребенка подчас бывает стрессом, несмотря на то, что там на детей возлагается гораздо меньше требований и нагрузки, а все занятия проходят в игровой форме.
Школа — совсем другое дело. Там требования намного выше, и на ребенка впервые возлагают вполне осязаемую ответственность, поэтому важно, чтобы дети были готовы к обучению.
Тему психологической готовности ребенка к школе неоднократно поднимали многие психологи, и давно существуют стандарты, которым должны соответствовать все дети при поступлении.
Почему ребенок истерит по любому поводу? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj
Проблема готовности к школьному обучению
Разберем понятие готовности ребенка к школе в психологии.
Когда дошкольный возраст завершается, ребенок должен быть готов психологически перейти на другой уровень взаимодействия с социумом, что выражается в стремлении и готовности пойти в школу.
Чтобы переход к школьному обучению был наименее болезненным, а ребенок мог усвоить вкладываемые в его голову знания в полном объеме и развить необходимые навыки, он должен соответствовать определенным критериям.
Если кратко, то главные критерии готовности к школе следующие:
- социально-психологическая готовность;
- психофизиологическая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- личностная готовность.
Наиболее остро вопрос готовности ребенка к школе встал, когда в России и некоторых других странах был совершен переход к обучению с шести лет, а не с семи, как было до этого.
Проблемой психологической готовности детей к школе занимались такие специалисты, как:
- К. Н. Поливанова;
- Т. А. Нежнова;
- А. Л. Венгер;
- В. С. Мухина;
- Н. И. Гуткина;
- Е. Е. Кравцова.
Они исследовали связь компонентов готовности и давали собственную трактовку некоторым из них, проводили собственные эксперименты.
Их исследовательская работа позволяет совершенствовать процесс обучения детей, поскольку дает возможность понять, как именно должны работать психика и интеллект ребенка, чтобы он мог продуктивно учиться сразу после поступления в первый класс.
Как полюбить ребенка, если он раздражает? Рекомендации психологов помогут вам!
О понятии психологической готовности ребенка к школе вы можете узнать из видео:
Причины педагогической незрелости
Когда степень развития психики и интеллекта ребенка не соответствует требованиям, которые выдвигает школьное обучение, можно говорить о школьной незрелости.
Это сложная общественная проблема, которая имеет множество причин возникновения.
Тактика подготовки ребенка со школьной незрелостью разрабатывается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших ее, и может включать в себя не только работу с психологом, но и с логопедом, репетиторами, психотерапевтом.
Также ребенку, которого сочли недостаточно готовым к школе, нередко нужно пройти ряд медицинских обследований, чтобы исключить заболевания головного мозга и нервной системы.
Школьная незрелость — распространенная проблема, поскольку встречается у 10-12% первоклассников.
Биологические причины школьной незрелости:
- Нарушения, возникшие в процессе внутриутробного развития ребенка, и последствия родовых травм. Во время внутриутробного развития на плод влияют многочисленные негативные факторы, особенно если мать не придерживается рекомендаций доктора. Инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, вредные привычки матери, прием медикаментов, не предназначенных для беременных, травмы во время родов — все это способно привести к нарушениям в развитии ребенка. При этом в дошкольном возрасте ребенок может развиваться примерно так же, как и другие дети, и проблемы будут обнаружены, когда он начнет школьное обучение.
- Приобретенные соматические нарушения. Осложнения инфекционных заболеваний способны затронуть мозговую деятельность ребенка, поэтому важно не отказываться от вакцинации и учитывать рекомендации врача во время лечения. Ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания внутренних органов, развиваются медленнее, чем их сверстники, поэтому им может понадобиться дополнительное время для подготовки к школьному обучению.
В таких случаях родителям обычно предлагают отдать ребенка в школу не в шестилетнем, а в семилетнем возрасте.
Психосоциальные причины школьной незрелости:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, асоциальная семья. Дети родителей, имеющих зависимость от алкоголя либо наркотиков, обычно не получают достаточное количество внимания, их практически не обучают, могут избивать, а жизнь в грязных, плохо проветриваемых помещениях негативно влияет на работу организма ребенка.
- Стрессы, психические заболевания, психоэмоциональные травмы. Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности психики. Некоторые дети более восприимчивы к негативным событиям, происходящим в их жизни. У них легко появляются страхи и долго не проходят, а серьезные стрессы, которые и взрослые с трудом переживают (смерть дорогих людей, острые эпизоды психического, физического либо сексуального насилия), способны значительно подорвать их способность и желание развиваться.
- Неправильный подход родителей к воспитанию: жестокость со стороны одного либо обоих родителей, наличие насилия в семье, чрезмерная опека.
При правильно и своевременно проведенной коррекционной работе школьную незрелость возможно сгладить либо устранить полностью.
Если у ребенка в процессе медицинского обследования найдены соматические нарушения, ему нужно пройти специализированное лечение.
Это интересно: Почему ребенок в 2-4 года истерит по любому поводу?
Психологический настрой
Психологическая готовность к школьному обучению — целостная характеристика ребенка шести-семи лет, в которую включены особенности, позволяющие ему продуктивно обучаться в школе вместе со сверстниками, продуктивно взаимодействовать с ними и с преподавателем, принимать на себя социально-психологическую роль школьника.
Она включает в себя ряд компонентов, которые учитываются при оценке степени подготовленности ребенка к школьному обучению.
О причинах детской ревности читайте здесь.
Социальный
Основные социально-психологические навыки, при наличии которых ребенок готов к школьному обучению, — это:
- Способность общаться. Дошкольник старшего возраста должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и с преподавателями, учитывать указания преподавателя, контролировать свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в данном учебном заведении и в обществе в целом.
- Умение и желание выполнять социальную роль школьника. Важно уметь включаться в процесс обучения, учитывать потребности сверстников и продуктивно работать с ними в команде, если этого требуют обстоятельства.
Если социально-психологическая готовность отсутствует, ребенок не умеет должным образом взаимодействовать ни со сверстниками, ни с учителями, нарушает школьную дисциплину, не испытывает выраженной потребности в общении с окружающими.
Аспекты психологической подготовки к школе:
Интеллектуальный
Основные навыки и способности, связанные с интеллектуальной готовностью:
- Достаточная для возраста развитость словесно-логического и образного мышления. Ребенок умеет находить сходство и различие между предметами, умение группировать объекты в зависимости от их характеристик, Способность отыскивать логическую взаимосвязь между явлениями и предметами.
- Необходимый уровень развитости произвольного внимания. Ребенок способен концентрироваться на выполнении определенной деятельности на протяжении 15-20 минут.
- Способность осмыслить информацию, которую выдает учитель, и использовать ее при выполнении заданий.
- Наличие определенного количества знаний об окружающем мире, явлениях, присутствующих в нем, достаточная развитость когнитивных навыков, умение оперировать базовой информацией, важной для школьного обучения (связанной с математикой, речью).
Интеллектуальная готовность — один из важных, но не приоритетный элемент готовности к школе, поскольку нередки случаи, когда ребенок имеет внушительный для его возраста объем знаний, но при этом не умеет контролировать свое поведение, с трудом взаимодействует с окружающими.
Об интеллектуальной готовности к школе в этом видео:
Психофизиологический
Навыки и способности, связанные с психофизиологической готовностью:
- Достаточная развитость мелкой моторики. Умение пользоваться карандашами, ручками, ножницами.
- Развитая координация движений, способность ориентироваться в пространстве. Ребенок знает, где находится право, где лево, где верх, а где низ, может показать.
- Зрительно-моторная координация. Ребенок может согласовывать зрительные образы с движениями; способен перерисовать элементарную фигуру с образа, расположенного в отдалении.
Как лечить синдром навязчивых движений у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
Личностный
К личностной готовности относятся:
- Мотивационная готовность. У ребенка сформирована социальная мотивация, он нацелен на приобретение высокого положения в коллективе, стремится к познанию и обучению, способен контролировать сиюминутные желания ради достижения более приоритетной цели.
- Наличие самооценки и Я-образа. Ребенок способен оценить собственные достижения и степень развитости умений и навыков.
- Психоэмоциональная зрелость. Осознание важности соблюдения общественных норм и правил, способность контролировать чувства и эмоции, умение получать удовольствие от созерцания прекрасного и от получения новых знаний.
Как подготовить ребенка к школе? Ошибки родителей:
Критерии готовности дошкольника с олигофренией
Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки.
Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания.
Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация.
Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает:
- интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования;
- мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность;
- эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий.
- Социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии.
Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия.
Как снизить повышенную тревожность у дошкольника? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.
Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренией) в школе, дома, школе-интернате:
Это интересно: Как уговорить маму, чтобы не идти завтра в школу?
Подготовка
Чтобы дошкольник старшего возраста был готов к школе, ему требуется поддержка родителей. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите, как он общается с незнакомыми сверстниками, как реагирует на взрослых, как держит ручку и карандаш.
Предложите ему пройти несколько простых тестов, показывающих степень развитости его интеллекта и когнитивных навыков, и в зависимости от результата постарайтесь помочь ему улучшить показатели.
Также стоит расспросить воспитателей, работающих с ребенком, о том, есть ли у него какие-либо сложности в процессе выполнения заданий.
- Мелкую моторику развивает перебирание маленьких предметов (например, пуговиц), заплетание косичек из веревочек, лепка из пластилина, а чтобы ребенок увереннее держал карандаш, можно купить ему раскраску с любимыми героями, чаще предлагать порисовать.
- Отточить знания цифр и улучшить навык ориентировки в пространстве помогут графические диктанты для дошкольников.
- Развить мыслительные способности поможет регулярная практика: предлагайте ребенку раскладывать предметы, в зависимости от их характеристик, играйте с ним в простые игры наподобие «Найди лишнее», «Назови одним словом».
- Память можно развить при помощи заучивания стихотворений, считалочек, песен. Игра «Послушай и опиши»: взрослый называет слово, обозначающее предмет, а ребенок по памяти описывает его особенности: запах, цвет, форму. К примеру, взрослый говорит слово «лимон», а ребенок рассказывает о том, что лимон кислый на вкус, имеет желтую окраску и округлую форму.
В процессе занятий важно учитывать потребности ребенка и не превращать веселые упражнения в каторгу.
Если малыш плохо себя чувствует, не выглядит заинтересованным, уроки лучше отложить. И не забывайте хвалить его за успехи.
Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.
В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.
Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.
Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.
Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.
Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.
Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.
Суть методики Керна-Йирасека
Тест, разработанный Керном-Йирасеком в конце 70-х годов 20-го века, позволяет быстро оценить степень подготовленности ребенка к школьному обучению.
Он включает в себя оценку речевых способностей, интеллектуального развития, умения рисовать, волевых качеств. Его можно провести как с группой детей, так и с одним ребенком.
Он включает в себя три задания:
- Ребенка просят нарисовать человека. Когда рисунок готов, взрослый оценивает его качество по критериям, определенным в тесте, и ставит баллы — от 1 до 5. Чем качественнее результат, тем меньше баллов начисляется.
- Дошкольника просят перевернуть лист. На его обратной стороне написана короткая фраза, и взрослый просит скопировать ее так, как будто это рисунок. После также ставит баллы, в зависимости от разборчивости получившегося текста.
- На листе нарисованы точки в определенном порядке, и ребенка просят их точно скопировать. Баллы, как и в предыдущих заданиях, выставляются в зависимости от результата. В конце сумма баллов подсчитывается, и взрослый делает выводы.
Этот тест активно используют в детских садах для оценки готовности детей к школе.
Но даже если ребенок показал неудовлетворительные результаты в нем, это можно исправить, если усердно с ним заниматься в течение нескольких месяцев.
Если ребенок готов психологически к школе, ему будет проще адаптироваться в ней, и его успехи будут радовать и родителей, и его самого. Важно лишь постараться поддержать его в процессе развития.
Тесты на готовность к школе: