Психология детей младенческого и дошкольного возраста


Психология дошкольного возраста

В возрастной психологии дошкольный возраст считается одним из самых сложных. Именно в этот период закладываются основы характера личности, самооценка ребёнка, умение общаться с людьми и выражать себя среди окружающих.

Многое из этого фундамента будет потом основой поведения человека на протяжении всей жизни.

В дошкольном возрасте, особенно на поздней его стадии, ребёнок постепенно учится действовать и мыслить самостоятельно, давать оценку той или иной ситуации.

Но это не значит, что его можно оставлять без родительского внимания ближе к школьному возрасту. Наоборот, именно в этот период детям необходимо повышенное родительское внимание, общение с ними, их советы и помощь.

к содержанию ↑

Ранний возраст


Ранний возраст: развитие

Существует несколько обоснованных теорий и школ в психологии, которые определяют поведение ребёнка в младенчестве.

Младенчеством называют возраст подрастающего ребёнка от 2 месяцев до 1 года.

Считается, что по истечении этого периода он формируется, как личность, способная самостоятельно совершать поступки для какой-то осознанной цели. За время младенчества в организме происходят следующие позитивные процессы:

  • формируется общая и мелкая моторика;
  • нормализуется осознанная координация движений;
  • появляется управляемый механизм тонуса мышечной системы;
  • наконец, окончательно развиваются зрение и слух, практически до взрослого состояния.

Именно к концу младенческого периода у детей начинает формироваться речь и умение ходить.

Механизм этих процессов различные психологические теории объясняют по-разному:

  1. Культурно-историческая теория. Согласно теории Выготского, ребёнок изначально — существо социальное. Без помощи родителей он не в состоянии ориентироваться в окружающем мире, ему требуется образовательное общение. При этом, подобное общение не является односторонним, — ребёнок и сам влияет на поведение родителей, особенно матери. Другой приверженец этой теории Эльконин и вовсе считал, что отдельно от окружающего общества малыша рассматривать нельзя, он — часть единой социальной системы, вместе с которой он развивается.
  2. Ранний возраст: теории

  3. Теория психоанализа. Одна из самых популярных и противоречивых теорий психологии в мире. Её основатель Фрейд высказал предположение, что качества младенца — инстинктивные, то есть, заложены у него уже с рождения. Инстинкты и детские впечатления, по мнению учёного, потом определяют поведение человека в течение всей жизни.
  4. Психогенетика. Согласно этой теории (её основоположник — Пиаже), главная роль в формировании мировосприятия младенца относится его наследственному интеллекту. Отчасти это верно, но представители этой школы напрасно не учитывают личный опыт ребёнка, его чувства и реакцию на происходящее вокруг.
  5. Бихевиоризм. Основоположник этого течения Уотсон, наоборот, считал, что на развитие младенца больше влияет среда, нежели врождённые умения.

    Он полагал, что в младенческом возрасте нужно повышенное внимание уделять психическому воспитанию детей, даже в ущерб физическому совершенствованию.

  6. Гештальтпсихология. По мнению последователей этой школы, психика в младенчестве формируется путём формирования определённых образов — гештальтов. Сначала они размытые, контурные. Даже свою мать в первые месяцы жизни ребёнок воспринимает смутно. Но по мере развития этот образ уже становится отчётливым, формируется осмысление связей между предметами и явлениями, которое потом будет основой миропонимания во взрослой жизни.
к содержанию ↑

Особенности психического развития в младенчестве

Каковы особенности психического развития в младенчестве?

Этапы психического развития:

  1. С самого начала младенческого возраста у ребёнка начинается активное формирование мыслительной функции и памяти. Формируются отдельные условные рефлексы: при появлении рядом кого-нибудь из родителей малыш перестаёт плакать.
  2. Потом малыш начинает воспринимать мелодичные звуки и отличать их.
  3. На следующем этапе ребёнок окончательно отличает мать от посторонних людей и начинает узнавать некоторые предметы, например, игрушки или соску.
  4. К концу развития младенчества появляется уже ассоциативная память.
  5. На ранней стадии младенческого периода (обычно это — первое полугодие) ребёнок главную информацию получает от общения со взрослыми.

    Соответственно, и его психическое развитие во многом зависит от этого общения.

  6. На этом этапе развития дети овладевают так называемыми экспрессивно-мимическими средствами общения с окружающим миром. Ребёнок изучает мир на основе первичных ощущений: рассматривает предметы, фиксирует чьё-то движение, дотрагивается до предметов руками, может лизать их языком, трогать губами.
  7. В результате этих действий постепенно развивается хватательная функция, малыш осознанно берёт в руки предметы, начинает развиваться его предметно-манипулятивная деятельность, которая значительно убыстряет процесс познания окружающего.

Особенности психического развития в младенчестве до года

Если психическое развитие ребёнка происходит без отклонений, к 1 году он осваивает такие функции:

  • фиксирует наличие простых предметов, которые нужны для определённых действий: ложку, тарелку, стул, стол;
  • осознаёт их предназначение;
  • осваивает способы и технику действий данными предметами.

Позже, на ранней стадии дошкольного возраста (до 3 лет), он, как правило, осваивает следующие функции:

  • прямохождение; эта способность существенно расширяет границы познания окружающего мира;
  • владение речью; умение общаться и воспринимать речь другого человека психическое развитие ребёнка стабилизирует, он может выразить словами свои потребности в познании и потом реализовать их;
  • предметную деятельность, она формируется вместе с познанием символов, знаков и жестов.
к содержанию ↑

Психология дошкольника



Дошкольный период развития ребёнка подразделяется на 3 основных этапа:

  • младший дошкольный — 3-4 года;
  • средний дошкольный — 4-5 лет;
  • старший — 5-7 лет.

Психологические особенности поведения детей разных групп существенно отличаются.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок очень чувствителен к вниманию близких, проявлениям любви и ласки. Уже на этом этапе развития этот маленький человек осознаёт, мальчик он или девочка, различает взрослых по половому признаку и старается подражать папе, если он — мальчик, и маме, если он — девочка.

Психология ребенка-дошкольника

В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет общение со сверстниками, формирование самооценки.

Ведущей психической функцией в дошкольном возрасте является формирование навыков в процессе игры.

Игра занимает доминирующую роль в психическом развитии ребёнка в этот период. В зависимости от возраста, игра бывает разной:

  • в 3-4 года она, в основном, режиссёрская;
  • в 4-5 лет — образно-ролевая;
  • в 6-7 лет — сюжетно-ролевая.

Сначала игра представляет собой манипуляцию различными предметами. Потом, возрастом, начинается ролевая игра, с имитацией деятельности человека.

Игровые действия имеют буквально огромное значение в психическом развитии ребёнка.

В их процессе:

  • развивается способность общения со сверстниками;
  • появляется творческое мышление;
  • совершенствуется интеллектуальная деятельность;
  • наконец, именно игровые навыки часто становятся основой способности к обучению в детском саду, а потом и уже в школе.
к содержанию ↑

Особенности психических процессов

Постепенно психические процессы в дошкольном возрасте происходят с развитием различных типов и этапов мышления:

    Особенности психических процессов детей

  • наглядно-действенное мышление характерно для младшей стадии дошкольного возраста; манипулируя с предметами, ребёнок получает представление об их строении и свойствах;
  • наглядно-образное, оно формируется в среднем дошкольном возрасте, когда маленький человек уже начинает воспринимать не только конкретные предметы. но и их образы;
  • словесно-логическое, — оно формируется позже, к 6-7 годам, ребёнок учится оперировать абстрактными понятиями;
к содержанию ↑

Психологические новообразования дошкольного возраста


Постепенно ребёнок начинает учиться систематизировать увиденное или услышанное, группировать его, образно говоря, привести в порядок.

Он выстраивает собственную картину мира, где много места отводится выдумке. У ребёнка развивается так называемое артификалистское мировоззрение — всё окружающее он пока считает результатом деятельности людей.

Постепенно в качестве психических новообразований у ребёнка в дошкольном возрасте формируются определённые этические нормы. Он уже способен давать собственные моральные оценки и эмоционально окрашивать своё отношение к другим людям.

Появляются и новые мотивы тех или иных поступков. Ребёнок начинает осознавать порядок взаимоотношений между людьми. Если раньше его действия были во многом импульсивными, то постепенно в дошкольном возрасте они становятся более обдуманными.

Главные психологические новообразования дошкольного возраста

Начинают формироваться следующие личностные качества:

  • обязательность;
  • настойчивость в достижении цели;
  • осознание определённого чувства долга по отношению к другим людям, в основном, близким.

Ребёнок начинает осознанно управлять своим поведением в соответствии с воспитанными в нём моральными принципами.

к содержанию ↑

Развитие психических функций

Различные процессы и функции психики в дошкольном возрасте развиваются по-разному. Но к 7 годам они уже должны быть окончательно сформированы.

Память

Благодаря развитию памяти ребёнок к старшему дошкольному возрасту должен уметь полноценно усваивать полученные знания, запоминать и систематизировать их.

Большое значение играет умение запоминать избирательно. То есть, не всё подряд увиденное и услышанное, а именно необходимое, полезное и интересное.

Речь

Речь: значение

К старшему дошкольному возрасту речь ребёнка уже практически сформулирована, он имеет определённый словарный запас.

Именно к этому возрасту в его речевом багаже уже есть определённый набор синонимов и антонимов.

Вместе с тем, даже в старшем дошкольном возрасте могут ещё сохраняться определённые недостатки во владении речью:

  • трудности с произношением шипящих и сонорных звуков;
  • неполное владение интонацией;
  • недостаточное умение регулирования темпа речи.

Обычно эти речевые недочёты через некоторое время исправляются с расширением круга общения уже в школе.

к содержанию ↑

Внимание

Оно бывает произвольным и непроизвольным. Если на младшей стадии дошкольного возраста непроизвольное внимание доминирует (ребёнок ещё не может его надолго концентрировать на каком-то одном предмете или человеке), то к 6-7 годам дети обычно к такой концентрации способны.

Однако дети в начальных классах всё равно часто отвлекаются на посторонние раздражители и не всегда способны быстро усвоить необходимый объём информации.

Для развития внимания с ребёнком уже в дошкольном возрасте следует проводить специальные занятия, например, на запоминание предметов.

к содержанию ↑

Воображение

Воображение ребенка

Многие психологи считают, что способность к воображению — возможности представлять себе те или иные образы даже в их действии, — является одной из форм проявления высоко развитого интеллекта.

Дети в дошкольном возрасте способны в своём сознании создать богатый внутренний мир.

Нужно только следить, чтобы он со временем не стал альтернативой реальности.

Дошкольный период в жизни ребёнка имеет определяющее значение в формировании личности.

Родители должны знать, что от внимания, которым вы окружите в этот период маленького члена семьи, во многом зависит его адаптация к окружающему миру.

Восприятие собственной личности у маленького человека в возрасте дошкольника:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий