В возрастной психологии дошкольный возраст считается одним из самых сложных. Именно в этот период закладываются основы характера личности, самооценка ребёнка, умение общаться с людьми и выражать себя среди окружающих.
Многое из этого фундамента будет потом основой поведения человека на протяжении всей жизни.
В дошкольном возрасте, особенно на поздней его стадии, ребёнок постепенно учится действовать и мыслить самостоятельно, давать оценку той или иной ситуации.
Но это не значит, что его можно оставлять без родительского внимания ближе к школьному возрасту. Наоборот, именно в этот период детям необходимо повышенное родительское внимание, общение с ними, их советы и помощь.
Как проверить психологическую готовность ребенка к школе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Ранний возраст
Существует несколько обоснованных теорий и школ в психологии, которые определяют поведение ребёнка в младенчестве.
Младенчеством называют возраст подрастающего ребёнка от 2 месяцев до 1 года.
Считается, что по истечении этого периода он формируется, как личность, способная самостоятельно совершать поступки для какой-то осознанной цели. За время младенчества в организме происходят следующие позитивные процессы:
- формируется общая и мелкая моторика;
- нормализуется осознанная координация движений;
- появляется управляемый механизм тонуса мышечной системы;
- наконец, окончательно развиваются зрение и слух, практически до взрослого состояния.
Именно к концу младенческого периода у детей начинает формироваться речь и умение ходить.
Механизм этих процессов различные психологические теории объясняют по-разному:
- Культурно-историческая теория. Согласно теории Выготского, ребёнок изначально — существо социальное. Без помощи родителей он не в состоянии ориентироваться в окружающем мире, ему требуется образовательное общение. При этом, подобное общение не является односторонним, — ребёнок и сам влияет на поведение родителей, особенно матери. Другой приверженец этой теории Эльконин и вовсе считал, что отдельно от окружающего общества малыша рассматривать нельзя, он — часть единой социальной системы, вместе с которой он развивается.
- Теория психоанализа. Одна из самых популярных и противоречивых теорий психологии в мире. Её основатель Фрейд высказал предположение, что качества младенца — инстинктивные, то есть, заложены у него уже с рождения. Инстинкты и детские впечатления, по мнению учёного, потом определяют поведение человека в течение всей жизни.
- Психогенетика. Согласно этой теории (её основоположник — Пиаже), главная роль в формировании мировосприятия младенца относится его наследственному интеллекту. Отчасти это верно, но представители этой школы напрасно не учитывают личный опыт ребёнка, его чувства и реакцию на происходящее вокруг.
- Бихевиоризм. Основоположник этого течения Уотсон, наоборот, считал, что на развитие младенца больше влияет среда, нежели врождённые умения.
Он полагал, что в младенческом возрасте нужно повышенное внимание уделять психическому воспитанию детей, даже в ущерб физическому совершенствованию.
- Гештальтпсихология. По мнению последователей этой школы, психика в младенчестве формируется путём формирования определённых образов — гештальтов. Сначала они размытые, контурные. Даже свою мать в первые месяцы жизни ребёнок воспринимает смутно. Но по мере развития этот образ уже становится отчётливым, формируется осмысление связей между предметами и явлениями, которое потом будет основой миропонимания во взрослой жизни.
Особенности психического развития в младенчестве
Этапы психического развития:
- С самого начала младенческого возраста у ребёнка начинается активное формирование мыслительной функции и памяти. Формируются отдельные условные рефлексы: при появлении рядом кого-нибудь из родителей малыш перестаёт плакать.
- Потом малыш начинает воспринимать мелодичные звуки и отличать их.
- На следующем этапе ребёнок окончательно отличает мать от посторонних людей и начинает узнавать некоторые предметы, например, игрушки или соску.
- К концу развития младенчества появляется уже ассоциативная память.
- На ранней стадии младенческого периода (обычно это — первое полугодие) ребёнок главную информацию получает от общения со взрослыми.
Соответственно, и его психическое развитие во многом зависит от этого общения.
- На этом этапе развития дети овладевают так называемыми экспрессивно-мимическими средствами общения с окружающим миром. Ребёнок изучает мир на основе первичных ощущений: рассматривает предметы, фиксирует чьё-то движение, дотрагивается до предметов руками, может лизать их языком, трогать губами.
- В результате этих действий постепенно развивается хватательная функция, малыш осознанно берёт в руки предметы, начинает развиваться его предметно-манипулятивная деятельность, которая значительно убыстряет процесс познания окружающего.
Если психическое развитие ребёнка происходит без отклонений, к 1 году он осваивает такие функции:
- фиксирует наличие простых предметов, которые нужны для определённых действий: ложку, тарелку, стул, стол;
- осознаёт их предназначение;
- осваивает способы и технику действий данными предметами.
Позже, на ранней стадии дошкольного возраста (до 3 лет), он, как правило, осваивает следующие функции:
- прямохождение; эта способность существенно расширяет границы познания окружающего мира;
- владение речью; умение общаться и воспринимать речь другого человека психическое развитие ребёнка стабилизирует, он может выразить словами свои потребности в познании и потом реализовать их;
- предметную деятельность, она формируется вместе с познанием символов, знаков и жестов.
Психология дошкольника
Дошкольный период развития ребёнка подразделяется на 3 основных этапа:
- младший дошкольный — 3-4 года;
- средний дошкольный — 4-5 лет;
- старший — 5-7 лет.
Психологические особенности поведения детей разных групп существенно отличаются.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок очень чувствителен к вниманию близких, проявлениям любви и ласки. Уже на этом этапе развития этот маленький человек осознаёт, мальчик он или девочка, различает взрослых по половому признаку и старается подражать папе, если он — мальчик, и маме, если он — девочка.
В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет общение со сверстниками, формирование самооценки.
Ведущей психической функцией в дошкольном возрасте является формирование навыков в процессе игры.
Игра занимает доминирующую роль в психическом развитии ребёнка в этот период. В зависимости от возраста, игра бывает разной:
- в 3-4 года она, в основном, режиссёрская;
- в 4-5 лет — образно-ролевая;
- в 6-7 лет — сюжетно-ролевая.
Сначала игра представляет собой манипуляцию различными предметами. Потом, возрастом, начинается ролевая игра, с имитацией деятельности человека.
Игровые действия имеют буквально огромное значение в психическом развитии ребёнка.
В их процессе:
- развивается способность общения со сверстниками;
- появляется творческое мышление;
- совершенствуется интеллектуальная деятельность;
- наконец, именно игровые навыки часто становятся основой способности к обучению в детском саду, а потом и уже в школе.
Особенности психических процессов
Постепенно психические процессы в дошкольном возрасте происходят с развитием различных типов и этапов мышления:
- наглядно-действенное мышление характерно для младшей стадии дошкольного возраста; манипулируя с предметами, ребёнок получает представление об их строении и свойствах;
- наглядно-образное, оно формируется в среднем дошкольном возрасте, когда маленький человек уже начинает воспринимать не только конкретные предметы. но и их образы;
- словесно-логическое, — оно формируется позже, к 6-7 годам, ребёнок учится оперировать абстрактными понятиями;
Это интересно: Какие дети обычно становятся преступниками?
Психологические новообразования дошкольного возраста
Постепенно ребёнок начинает учиться систематизировать увиденное или услышанное, группировать его, образно говоря, привести в порядок.
Он выстраивает собственную картину мира, где много места отводится выдумке. У ребёнка развивается так называемое артификалистское мировоззрение — всё окружающее он пока считает результатом деятельности людей.
Постепенно в качестве психических новообразований у ребёнка в дошкольном возрасте формируются определённые этические нормы. Он уже способен давать собственные моральные оценки и эмоционально окрашивать своё отношение к другим людям.
Появляются и новые мотивы тех или иных поступков. Ребёнок начинает осознавать порядок взаимоотношений между людьми. Если раньше его действия были во многом импульсивными, то постепенно в дошкольном возрасте они становятся более обдуманными.
Начинают формироваться следующие личностные качества:
- обязательность;
- настойчивость в достижении цели;
- осознание определённого чувства долга по отношению к другим людям, в основном, близким.
Ребёнок начинает осознанно управлять своим поведением в соответствии с воспитанными в нём моральными принципами.
Развитие психических функций
Различные процессы и функции психики в дошкольном возрасте развиваются по-разному. Но к 7 годам они уже должны быть окончательно сформированы.
Память
Благодаря развитию памяти ребёнок к старшему дошкольному возрасту должен уметь полноценно усваивать полученные знания, запоминать и систематизировать их.
Большое значение играет умение запоминать избирательно. То есть, не всё подряд увиденное и услышанное, а именно необходимое, полезное и интересное.
Речь
К старшему дошкольному возрасту речь ребёнка уже практически сформулирована, он имеет определённый словарный запас.
Именно к этому возрасту в его речевом багаже уже есть определённый набор синонимов и антонимов.
Вместе с тем, даже в старшем дошкольном возрасте могут ещё сохраняться определённые недостатки во владении речью:
- трудности с произношением шипящих и сонорных звуков;
- неполное владение интонацией;
- недостаточное умение регулирования темпа речи.
Обычно эти речевые недочёты через некоторое время исправляются с расширением круга общения уже в школе.
Внимание
Оно бывает произвольным и непроизвольным. Если на младшей стадии дошкольного возраста непроизвольное внимание доминирует (ребёнок ещё не может его надолго концентрировать на каком-то одном предмете или человеке), то к 6-7 годам дети обычно к такой концентрации способны.
Однако дети в начальных классах всё равно часто отвлекаются на посторонние раздражители и не всегда способны быстро усвоить необходимый объём информации.
Для развития внимания с ребёнком уже в дошкольном возрасте следует проводить специальные занятия, например, на запоминание предметов.
Воображение
Многие психологи считают, что способность к воображению — возможности представлять себе те или иные образы даже в их действии, — является одной из форм проявления высоко развитого интеллекта.
Дети в дошкольном возрасте способны в своём сознании создать богатый внутренний мир.
Нужно только следить, чтобы он со временем не стал альтернативой реальности.
Дошкольный период в жизни ребёнка имеет определяющее значение в формировании личности.
Родители должны знать, что от внимания, которым вы окружите в этот период маленького члена семьи, во многом зависит его адаптация к окружающему миру.
Восприятие собственной личности у маленького человека в возрасте дошкольника:
В статье совершенно правильно написано, что игры для ребенка играют огромную роль в жизни. Во время игры дети общаются с ровесниками, и в дальнейшем будет легче находить друзей.