Детские страхи, дефекты воспитания и поведенческие патологии требуют грамотной и аккуратной коррекции.
Излюбленный многими родителями метод «кнута и пряника» часто оказывается неэффективен в решении возникших проблем.
Тут на помощь и приходят терапевтические сказки, которые положительно влияют на настроение и поведение малышей.
Что делать, если ребенок ворует? Рекомендации психологов родителям вы найдете на нашем сайте.
Оглавление
Что это такое в психологии?
Все проблемы родом из детства.
Если в нежном возрасте родители не уделяли воспитанию своего малыша достаточное внимание, в старшем возрасте ребенок столкнется с комплексами, блоками и непроработанными внутренними конфликтами.
«Сказкотерапия» — это направление в психотерапии, с помощью которого осуществляется коррекция поведенческих реакций, фобий и страхов, развитие творческого потенциала и расширение сознания.
Данный метод с успехом применяют в отношении пациентов разных возрастных групп. Но чаще всего к помощи сказкотерапии прибегают в случае с детскими поведенческими патологиями.
Среди ученых, которые исследовали метод сказкотерапии, числятся И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисина и другие уважаемые специалисты.
Типы сказок
Метод сказкотерапии включает в себя пять типов сказок:
- медитативная;
- психотерапевтическая;
- дидактическая;
- психологическая;
- психокоррекционная.
Дидактическая сказка — самая простая и легкая для восприятия. Их используют при работе с детьми младшего школьного возраста и дошколятами. Задача таких сказок — передача навыков и обучение малыша новым знаниям с помощью примера.
Персонажи таких терапевтических рассказов выполняют простые задания и объясняют, почему данный навык так важен (как переходить дорогу, самостоятельно мыть за собой посуду, быть вежливым, убирать за собой игрушки и т.д.).
Благодаря тому, что сказка «одушевляет» предметы и окрашивает простые действия привкусом волшебства, получается очень эффективная агитация малыша к правильным действиям.
Психологическая сказка — психологическая сказка, как и дидактическая, обучает малыша правильному поведению на примере вымышленных персонажей.
Но если дидактический вариант касается бытовой стороны жизни, то психологический затрагивает сферу личностного роста.
Здесь уже рассказчик переходит на высокие категории, рассказывая о проявлениях добра и зла, зачем любить окружающих, почему так важно и ценить все то, что имеешь.
Психокоррекционная сказка — это вымышленная история, которая меняет поведение человека. За основу таких сказок всегда берут сравнение.
В первом случае герой поступает «плохо» (т.е. неэффективно), а затем слушателю демонстрируют альтернативную модель поведения героя.
В результате малыш не просто выслушивает от родителей скучную поучающую лекцию. Он сам делает вывод о том, как надо себя вести, на основе прослушанного материала.
Психотерапевтическая сказка — это самый глубокий и эффективный тип сказок.
Эти сказки наполнены мудростью, которая помогает слушателю справиться со своими страхами и комплексами, пережить психоэмоциональные травмы, выйти из сложной жизненной ситуации.
Большая часть психотерапевтических сказок создается на основе духовных и религиозных источников (притч).
Медитативная сказка — самая сложная из арсенала сказкотерапии. Она не требует наличия логичной структуры, и четкой сюжетной линии.
Главное условие — яркие персонажи и образы, которые можно без труда визуализировать. Важно погружение слушателя в сказку за счет максимальной заинтересованности и сосредоточенности.
Это интересно: Примеры психологических тренингов для детей
Для чего применяется: цели, задачи и функции
Сказкотерапия — это комплексный подход к воспитанию ребенка. Но если разобрать процесс воспитания через терапию на составляющие, можно получить целый перечень задач, которые решает этот чудесный метод:
- Воспитание положительных человеческих качеств. Ребенок перенимает модель поведения у сказочных героев. Он осуждает отрицательных персонажей и сопереживает положительным персонажам. А после прослушивания материала малыш хочет идентифицировать себя как положительными героями и подражает своим любимчикам.
- Обучение в игровой форме (без насилия). Сказка — это развлечение. Но погружаясь в волшебные миры, ребенок узнает от героев сказки что-то новое. Это могут быть цифры, геометрические фигуры, исторические факты, названия стран, интересные обычаи и т.д.
- Практика эмоций. В момент погружения в сказку ребенок сочувствует персонажам, радуется вместе с ними, переживает, смеется и плачет. Но малыш не просто испытывает те или иные чувства. С помощью рассказчика он учится называть эти эмоции своими именами, различать и классифицировать их. Такая практика помогает становлению личности, ведь в будущем человек сможет анализировать свое поведение и находить первопричины (эмоции), приводящие к определенным действиям.
- Привитие базовых ценностей. Честность, справедливость, помощь и любовь к миру. То, насколько важны эти понятия, прекрасно отражают сказки. Они также показывают малышу, что добро всегда побеждает зло.
- Изучение моделей взаимоотношений. Как помочь ребенку найти свое место в мире? С помощью сказок. Примеры героев — это самый простой способ разобраться в типах и моделях взаимоотношений.
Ребенок понимает как нужно вести себя в обществе, общаться с окружающими и поддерживать дружбу.
- Лечение. Потеря близкого человека, смерть домашнего животного, жестокость со стороны взрослых и детей, привитые страхи и фобии. Ребенок, не обладающий достаточным багажом знаний и жизненным опытом, не может справиться с этими проблемами самостоятельно. На помощь приходят сказки, которые в мягкой форме и с помощью образов помогают докопаться до сути проблемы. Сказки позволяют взглянуть на ситуацию с другой стороны и успокоить душевную боль, найти справедливость.
- Расслабление и отдых. Во время прослушивания медитативных сказок (без отрицательных героев) малыш расслабляется, заряжается позитивом и учится находиться в потоке гармонии с самим собой и происходящим вокруг.
Функции сказки:
- диагностическая;
- прогностическая;
- терапевтическая.
Принципы метода
Для того, чтобы сказка оказала необходимый эффект, нужно придерживаться базовых правил:
- История должна быть идентичной проблеме ребенка, но не являться фактическим пересказом этой проблемы (не иметь прямых пересечений).
- Она должна иметь альтернативный (замещающий) вариант поведения. Недостаточно просто показать ребенку, что его поведение или вывод является неправильным. Надо предложить другой, правильный вариант решения проблемы/выхода из ситуации/поведения.
- Сказка не должна изобиловать множеством образов и решать несколько проблем сразу. Она, как лекарство, должна воздействовать на одну «болезнь».
В противном случае внимание ребенка рассредоточиться и малыш не сможет сделать выводы.
- Чтобы сказка подействовала, необходимо рассказать ее несколько раз. Это не обязательно должна быть одна и та же история. Можно рассказать разные истории на одну тему. Так материал точно усвоится.
- Нельзя делать выводы за ребенка или объяснять мораль сказки. Суть терапии в том, чтобы ребенок сам проработал внутренние проблемы с помощью прослушанного материала. Можно помогать малышу, задавая наводящие вопросы или обсуждая сказку после ее прочтения.
Это интересно: Зачем рожать детей: психология и причины
Примеры
Пример психологической сказки/притчи для дошкольников 3-4 лет поможет сориентироваться и самостоятельно сочинить сказку.
Благородный мышонок
Стал маленький мышонок сыр из мышеловки воровать.
Да так аккуратно и тихо он это делал, что ни разу не попался!
Но больше всего удивляло то, что сыр со стола мышонок не трогал. И даже если кусочек хозяйского сыра лежал на самом видном месте, зверек все равно съедал только тот, что доставал из ловушки.
— Почему? — спросила как-то старая кошка у мышонка.
— Не хочу воровать у хозяев сыр и портить им настроение! — сказал мышонок. — Я и своим сыром могу довольствоваться…
«Какой честный и благородный мышонок!» — решила кошка, и рассказала обо всем хозяйке.
С тех пор хозяева перестали ставить мышеловки, и поменяли их на маленькие мисочки, в которых всегда был кусочек сыра для мышонка. Ведь и хозяева дома были благородными людьми.
Беззащитный
Собака громко лаяла, пытаясь сорваться с ненавистной цепи. Перед ней, стараясь слиться с забором, мяукал маленький котенок. Он очень боялся большой и злой собаки. Рядом играли два мальчика. Услышав лай, они забыли про мячик и стали наблюдать за происходящим.
В окне показалась женщина. Увидев котенка, попавшего в беду, женщина поспешила отогнать собаку. Затем она сердито одернула двух друзей:
— Вам совсем не стыдно?
-А чего мы должны стыдиться? Ведь мы просто стояли рядом, ничего не делая! — воскликнули ребята.
— Вот за это и должно быть стыдно! — гневно сказала женщина.
Злая кошка
Кошка Аня не могла найти покоя. Ее мучила зависть к дворовому псу, который жил в своей маленькой будке.
Конкура такая крохотная, а хозяйский дом такой большой!
Но будка ведь принадлежит исключительно псу. А кошка делит свой угол с людьми. Отсюда и зависть.
Стала кошка жаловаться на собаку. Тихо намурлыкивала она о том, что пес обленился и перестал охранять дом.
Умные хозяева выгнали собаку из будки и посадили на цепь злую кошку, чтоб с энтузиазмом охраняла двор. А собаку пустили в сени — век доживать!
Книги Вачкова
Игорь Вачков — доктор наук, профессор, член Президиума Федерации психологов образования России, Президент общества сказкотерапевтов и автор более 50 книг.
Так как он является отечественным специалистом, его методология наиболее подходит менталитету детей стан СНГ.
Его книги рекомендованы к прочтению родителям, которые хотят использовать сказкотерапию для воспитания своих малышей:
- «Введение в сказкотерапию»;
- «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку».
Техники и приемы написания
Условно все терапевтические сказки можно поделить на две категории:
- сказки про ребенка;
- сказки о ребенке.
В первом случае героем приключений выступает сам ребенок, который в компании сказочных друзей покоряет моря и океаны, открывает новые землю и борется со злом.
А во втором случае сказки описывают ситуацию из жизни ребенка, но модель базового и замещающего поведения переносится на героев.
Как писать сказки? Можно использовать для этого каркас или сценарий из:
- реальных ситуаций из жизни (моменты непослушания, страха, проявления отрицательных эмоций и т.д.);
- народных сказок;
- притч;
- собственного жизненного опыта.
Как проводится терапия?
Подбор материала для сказкотерапии необходимо производить в индивидуальном порядке, опираясь на особенности ребенка. Но для большей эффективности лучше придерживаться сценария:
- Расслабление и подготовка (для этого можно использовать легкую медитативную сказку).
- Чтение сказки (не обязательно ограничиваться устной формой изложения, в ход могут пойти куклы, бумажные фигурки персонажей, игрушки и т.д.).
- Обсуждение и анализ (чтец задает ребенку наводящие вопросы, интересуется его мнением и направляет малыша в момент формирования выводов).
Также очень важно использовать ритуалы входа и выхода из сказки, чтобы ребенок смог легко войти и вернуться из драматической/волшебной реальности в привычную.
Для этого можно чертить магический круг, рассыпать «волшебную пыль» и делать любые простые действия, которые будут означать начало терапии.
Тренинги и занятия
Любящие родители могут применять сказкотерапию самостоятельно, как метод для развития и воспитания ребенка.
Но если у малыша есть проблемы (фобии в острой форме, регулярные истерики и крайняя степень непослушания) необходимо прибегнуть к помощи специалистов.
Хорошего эффекта можно добиться при работе в группе (на тренингах и занятиях по сказкотерапии).
Преимущества групповых методов:
- комфортная среда (детям легче переносить терапию в компании детей);
- вовлечение (на некоторых тренингах участники разыгрывают сказки или отдельные эпизоды из сказок, дополняют фантастические истории играми и упражнениями на закрепление материала).
Сказкотерапия — это действительно чудесный метод воспитания, который легко сплотит родителя с ребенком, поможет найти общий язык и не заставит вас скучать.
И даже если вы не считаете себя талантливым рассказчиком, стоит попробовать внедрить данный метод в план развития ребенка.
Сказкотерапия проблем поведения у детей: