Примеры, признаки и профилактика делинквентного поведения


Делинквентное поведение: примеры

Делинквентное поведение выражается в нарушении общественных и правовых норм.

Примеры делинквентного поведения свидетельствуют об общественной опасности подобного явления и необходимости борьбы с ним.

Однако, делинквентное и девиантное поведения имеют существенные различия, о которых тоже стоит посмнить.

Понятие делинквента


Понятие делинквента в психологии

Под делинквентом понимают человека, чьи поступки носят антиобщественный, противозаконный характер.

Действия данного субъекта сопряжены с нарушением правовых норм.

Ненадлежащее поведение делинквента приводит к наступлению правовых последствий для него.

Делинквентом может быть взрослый человек или подросток.

Особое внимание специалистов обращено на проблему отклоняющегося поведения именно у подростков, поскольку данные представители общества в силу возрастных особенностей своей психики входят в группу риска.

Своевременно оказанная помощь со стороны родителей, педагогов, представителей общественных организаций может исключить дальнейшее развитие преступной личности ребенка.

к содержанию ↑

Делинквентное поведение — что это такое?

Это поведение, в результате которого происходит нарушение общественного порядка, установленных норм и законов.

Подобные антиобщественные действия приводят к причинению материального, морального ущерба отдельным представителям общества или всему обществу в целом.

Делинквентное поведение - что это такое: описание

Совершение делинквентных поступков приводит не только к осуждению нарушителя обществом, но и к наступлению для него юридических последствий.

Уровень понесенного наказания напрямую зависит от вида совершенного проступка.

к содержанию ↑

Признаки



Признаки делинквентного поведения:

  1. Антиобщественный характер деяния. Гражданин совершает действия, которые направлены на нарушение существующих в обществе устоев, норм морали и этики.
  2. Нарушение норм закона. Совершаемые действия носят не только антиобщественный, но и преступный характер.

    Помимо нарушения неписаных общественных устоев происходит и совершение противоправного поступка, влекущего за собой наступление юридической ответственности.

  3. Демонстративность. Как правило, деяния носят демонстративный характер.

    Общие признакиПри их совершении преступник стремится привлечь внимание к себе, вызвать осуждение общества.

  4. Осознанность действий. В большинстве случаев (за исключением случаев, когда правонарушитель признан недееспособным) преступник отдает себе полный отчет в том, что его действия являются противозаконными.
к содержанию ↑

Виды и примеры

  1. Дисциплинарные проступки. Антиобщественные действия, которые нарушают существующие в обществе нормы и правила, но не является нарушением закона.

    За подобные поступки степень ответственности незначительная (штрафы, выговоры, удержания с доходов, увольнение с работы).

    Например: опоздания на работу, нарушения трудовой дисциплины, нарушения правил охраны труда и т.д.

  2. Мелкие административные правонарушения. Нарушение существующих норм законодательства, за которые не назначается серьезная уголовная ответственность (штрафы, предупреждения).

    Основные виды и примерыНапример: оскорбления других лиц, распитие спиртного в общественном месте, непристойные жесты, нарушение правил общественного движения.

  3. Преступления. Правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Например: кражи, распространение наркотиков, побои, мошенничество, убийство и т.д.
к содержанию ↑

Причины


Как правило, формирование делинквентного поведения происходит под влиянием не одного фактора, а их совокупности.

Предпосылки, способствующие возникновению проблем, появляются в большинстве случаев уже в детстве.

Ребенок, растущий в неблагоприятной среде, с большей вероятностью в будущем будет демонстрировать антиобщественное поведение, чем ребенок, выросший в благоприятной атмосфере.

Основные причины появления проблем:

    Причины у подростков

  • физическое, психологическое насилие в семье;
  • конфликты между родителями;
  • отсутствие внимания к детям со стороны родителей, игнорирование их интересов;
  • отсутствие дисциплины в семье, либо наличие излишне строгой дисциплины;
  • злоупотребление взрослых алкоголем, наркотиками;
  • совершение взрослыми противозаконных поступков.
к содержанию ↑

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
  • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
  • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:

    Внешние и внутренние факторы и условия

  1. Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению. Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.
  2. Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков. Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.
  3. Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов.

    Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.

    Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

к содержанию ↑

Отличие от девиантного

Отличие от девиантного поведения

Чем отличается девиантное поведение от делинквентного?

Девиантным поведением называют нарушение существующих в обществе норм, устоев и правил, которое не влечет за собой нарушение закона и наступление юридических последствий.

Например, формой девиантного поведения является систематическое употребление несовершеннолетним лицом спиртных напитков.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, проявляется в совершении не только асоциальных поступков, но и правонарушений, за которые назначается соответствующее наказание (штраф, лишение свободы). Например, нарушение правил дорожного движения.

Иными словами, девиантное поведение — это первый вид делинквентного поведения — дисциплинарные проступки. Чаще всего подростки склонны к проявлению именно девиантного поведения.

Оно может легко перерасти в делинквентное поведение, если вовремя не вмешаются родители, педагоги, представители правоохранительных органов.

к содержанию ↑

Механизмы и стратегии контроля

Государство может использовать определенные механизмы и стратегии для изменения ситуации, предотвращения ее усугубления. Существует принципиальная разница в применении механизмов и стратегий.

Механизмы и стратегии контроля ситуации

Механизмы — это определенные, конкретные способы воздействия, носящие принудительный или обязательный характер.

Механизмы, которые должно применять общество для снижения количества проявлений делинквентного поведения:

  • усиление системы наказаний за совершенные деяния;
  • осуществление косвенного контроля за индивидами, входящими в группу риска, посредством их внедрения в группы законопослушных лиц.

Стратегии — это общий план действий, рассчитанный на длительный период времени и направленный на достижение цели. Стратегии уменьшения числа делинквентов в обществе могут быть следующими:

  1. Повышение общего культурного уровня нации. Чем выше уровень духовного развития человека, тем меньше вероятность того, что он совершит асоциальный поступок.
  2. Улучшение качества жизни населения, в результате которого повысится уровень материального благосостояния нации, и потребность в совершении противоправных действий для получения различных благ снизится.
  3. Легализация форм поведения, являющихся асоциальными, но не влекущих за собой наступление юридических последствий: бродяжничества, проституции, гомосексуализма. Возможность действовать без прикрытия наделит представителей данных социальных групп и субкультур полноценными правами в обществе.

    Это избавит их от необходимости нарушать закон в стремлении скрыть от общества свои наклонности и интересы.

  4. Разработка системы всесторонней поддержки: наркологической, психологической и т.д. Поддержка должна быть направлена на облегчение социализации, адаптации в обществе граждан с различными проблемами.
к содержанию ↑

Профилактика

Профилактика - способы

Профилактические меры, направленные на решение проблемы делинквентности, должны осуществляться комплексно в следующих направлениях:

  • повышение уровня социального благополучия семей (проведение семинаров, тренингов, консультаций);
  • индивидуальная работа педагогов и психологов с подростками, проявляющими первые признаки наличия проблем или имеющими плохую наследственность;
  • снижение уровня преступности в обществе, путем повышения раскрываемости преступлений и предотвращения правонарушений.

Таким образом, делинквентное поведение является серьезной проблемой, требующей повышенного внимания со стороны государства. Формирование асоциального типа мышления закладывается в большинстве случаев еще в детском возрасте.

Делинквентное поведение в психологии и латентная преступность: анализ, типы, встречи в жизни:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий