Понятие и примеры девиантного поведения

Девиантное поведение: примеры

Девиантное поведение широко распространено в современном обществе, несмотря на то, что с разными его формами пытаются бороться на государственном уровне.

Основные примеры девиантного поведения — зависимость от алкогольных напитков, наркотиков, азартных игр, работа в сфере проституции, стремление к бродяжничеству, преступная деятельность.


Также девиантность может проявляться в виде депрессий, тревожности, стремления совершить самоубийство, желания огородиться от социума.

Что это такое?

Что это такое в психологии?

Девиантное поведение, которое также называется социальной девиацией или отклоняющимся поведением — это поведение, которое значительно отклоняется от устоявшихся в человеческом обществе норм и правил.

Людей, поведение которых можно отнести к девиантному, называют, соответственно, девиантами.

Далеко не все формы девиантного поведения несут угрозу обществу или же людям, которые окружают девианта, но в большинстве случаев эти особенности поведения так или иначе вредят самому человеку, создают ему трудности в повседневной жизни и в процессе адаптации в социуме.

В психологии и социологии явление девиации и то, как люди реагируют на действия девиантов, тщательно изучают. Существует отдельное направление в психологии, посвященное этому, — девиантология.

Если девиант представляет какую-либо угрозу обществу, он попадает под действие предусмотренных законом санкций.

В зависимости от его поведения и законодательства конкретной страны, к нему могут применяться такие меры, как принудительное лечение, изоляция, различные виды наказания.

В подростковом возрасте распространенность девиантного поведения составляет 40-65%, что объясняется особенностями этого возрастного периода.

Среди взрослых людей процент тех, кто проявляет девиантное поведение, обычно ниже. Уровень девиаций возрастает в периоды общественного волнения, во время кризисов и масштабных изменений в социуме.

К детям младше пятилетнего возраста нельзя применять определение «девиантное поведение», поскольку в этом возрасте у них отсутствует четкое понимание социальной нормы.

Теории возникновения


Наиболее распространены следующие теории:

    Основные теории возникновения

  1. Биологическая. Когда человечество только начало исследовать проблему девиантности, выдвигались предположения, что это напрямую связано с биологическими особенностями каждого отдельно взятого девианта, другие возможные влияния не учитывались.
  2. Психологическая. В данном случае предполагается, что девиантное поведение тесно связано с психологическими личностными особенностями, в частности с наличием внутреннего конфликта.
  3. Теория аномии. Возникновение девиаций связывают с распадом устоявшихся норм и правил в обществе, появившимся из-за того, что они не соответствуют линии, принятой государством. Из-за этого в сознании людей возникают противоречия.
  4. Теория конфликта. Марксизм полагает, что правящая часть общества использует рабочих для своей выгоды и забирает у них средства, а действия рабочего класса, пытающегося сопротивляться, определяются правящей элитой как преступные.

    А прочие разновидности девиантного поведения связаны с моральной деградацией, основой для которой становится стремление нажиться.

  5. Теория стигматизации. Эта теория связана с убеждением, что сами поступки по своей сути не являются девиантными или не девиантными, их оценивает общество. Дело не в поступке, а в реакции общества на поступок. На то, какие поступки будут считаться девиантными, влияет мнение государственных деятелей.

Классификация

Типология девиантного поведения, созданная В. Д. Менделевичем, активно применяется в рамках российской психологии и психиатрии и включает следующие типы:

    Классификация по видам

  1. Делинквентный. К этому типу относится поведение, которое определяется социумом как преступное: грабеж, различные виды насилия, убийства и так далее.
  2. Аддиктивный. Человек с аддиктивным поведением стремится отстраниться от окружающей его действительности, для чего обычно прибегает к использованию различных психостимулирующих средств — наркотиков, алкогольных напитков, — погружает себя в состояние транса, активно мастурбирует.

    Также аддиктивность проявляется в виде различных зависимостей (игромания, шопоголия и другие).

  3. Психопатологический. Поведение связано с наличием у человека симптоматики психических расстройств.
  4. Патохарактерологический. Девиация напрямую связана с личностными особенностями отдельно взятых людей, такие как акцентуации характера и расстройства личности.
  5. Гиперспособности. Гении и просто одаренные люди проявляют девиантное поведение в быту, поскольку часто к нему не приспособлены и слишком погружены в то, что им важно. Также им сложно адаптироваться в социуме.

Девиантное поведение обычно разделяется на:

  1. Отрицательное. Такие типы девиантности негативно влияют на общество, несут ему угрозу. Это алкогольная и наркотическая зависимость, проституция, преступная деятельность и так далее.
  2. Положительное. Соответственно, эти типы девиантности несут пользу обществу и помогают ему развиваться. Это сверхинтеллигентность, творчество, стремление совершать открытия, исследовать что-либо и так далее.

Классификация по Мертону

Роберт Мертон, известный американский социолог XX-го века, выдвинул собственную типологию девиантного поведения, базирующуюся на идее о том, что девиация — разлом между целями и одобряемыми социумом методами их достижения.

Его типология включает такие типы, как:

  1. Инновация. Девиант преследует цели, которые общество одобряет, но достигает их методами, которые обществом осуждаются.
  2. Ритуализм. Девиант отрицает общественно одобряемые цели и чрезмерно преувеличивает значимость методов их достижения. К примеру, человек со всей тщательностью оформляет документацию и требует этого от подчиненных, перепроверяет ее по нескольку раз и делает массу копий, но цель этого для него ускользает.
  3. Ретретизм. Пересекается с аддиктивностью в типологии Менделевича: девиант стремится сбежать от реальности и отстраняется как от целей, так и от методов.
  4. Бунт. Девиант отстраняется от методов и целей и ставит новые, радикально отличающиеся от тех, что общество одобряет.

Если говорить кратко, то Роберт Мертон считает, что единственный тип поведения, не имеющий к девиантности отношения, — это конформный тип, то есть поведение приспособленцев, тех, кто стремится всецело следовать правилам общества и поддерживать что угодно, если это одобряется массами.

Форма девиации, которая требует жестких запретно-репрессивных мер — это преступность.

Бродяжничество как форма проявления


Бродяжничество как одна из форм проявления

Стремление к бродяжничеству чаще распространено среди подростков, а не среди взрослых людей.

Обычно люди чувствуют тягу к бродяжничеству тогда, когда в их жизни происходят радикальные, болезненные изменения, они ощущают острое психоэмоциональное потрясение.

Также часто бродяжничают маргинальные индивиды, не имеющие постоянного финансового заработка.

Дромомания — непреодолимое стремление бродяжничать — может быть симптомом психического расстройства, например шизофрении, депрессии.

С бродяжничеством могут быть связаны такие негативные девиантные явления, как попрошайничество, проституция, преступная деятельность, наркомания, алкоголизм.

Бродяжничество относится к сверхценным психопатологическим стремлениям.

Признаки и критерии

Главный критерий девиантного поведения — статистический. Он позволяет точно понять, какое поведение является девиантным, а какое остается в рамках нормы. Поскольку границы нормы и девиантности размыты, важно опираться на комплексные исследования.

Критерии нормы и, соответственно, не-нормы, можно определить, если посчитать частоту встречаемости в обществе того или иного явления. Нормой считается все, что широко распространено в обществе (явление должно встречаться в 50% случаев).

Также важен критерий, связанный с оцениванием поведения индивида. Чем опаснее поведение для общества, тем оно девиантнее.

Во многих науках существуют отдельные критерии склонности к девиантности, такие как:

    Признаки и критерии поведения

  • индивидуально-психологический (обозначает степень индивидуальности человека);
  • психопатологический (применяется в рамках медицинских исследований);
  • социально-нормативный (критерии нормы по мнению общества).

Один из ключевых показателей нормы, принятой в обществе, — степень адаптации отдельно взятого человека в социуме.

Признаки девиантного поведения:

  • поведение индивида не соотносится с принятыми в данном обществе критериями нормы;
  • индивид, совершающий девиантные действия, воспринимается окружающими людьми отрицательно;
  • индивид наносит разного рода вред людям, которые его окружают, или самому себе;
  • девиант стремится повторять свои действия неоднократно и продолжительно;
  • поведение полностью соотносится с личностной направленностью индивида;
  • поведение находится в рамках медицинских норм;
  • девиант частично либо практически полностью лишен умения адаптироваться в социуме.

Примеры девиантности из жизни:

  1. Каннибализм является в большинстве стран мира крайне осуждаемой формой девиантности, а каннибалы преследуются по закону.

    При этом в некоторых отдаленных африканских поселениях каннибализм есть норма, и, естественно, представители этих племен не считают это девиантностью.

    Наиболее известные каннибалы — Роберт Модсли, Николай Джурмонгалиев, Сергей Гаврилов.

  2. Яркий пример девиантности — деятельность панк-группы Pussy Riot: танцы в церкви, обвинения правящих лиц страны, откровенные выступления в общественных местах.

Причины


В чем причины возникновения?

Факторы девиантного поведения делятся на социально-психологические и биологические.

К социально-психологическим факторам относятся:

  1. Стресс, психоэмоциональные травмы, внутренние конфликты. Люди, находящиеся в стрессовом состоянии, отчаявшиеся, измученные, чувствующие смятение и неуверенность, чаще склонны к проявлению девиантного поведения.
  2. Наличие определенных акцентуаций характера и личностных расстройств. Людям, имеющим подобные особенности, сложнее удерживать себя в рамках нормы, и отчасти понятие «норма» для них размывается.
  3. Влияние изменений в обществе (теория Аномии). Если на уровне государства отношение к установленным ранее правилам и нормам радикально меняется, люди чувствуют смятение и склонны к совершению девиантных действий.

К биологическим факторам относятся:

  • Генетические нарушения. Некоторые деструктивные особенности характера могут наследоваться, такие как олигофрения, тяга к патологическим зависимостям.
  • Отклонения в функционировании ЦНС. Травмы головы и перенесенные (особенно в раннем детском возрасте) нейроинфекции способны негативно повлиять на поведение индивида.

Факторы возникновения девиаций в поведении детей дошкольного возраста и несовершеннолетних подростков примерно такие же, как и в случае со взрослыми, но можно выделить еще несколько пунктов:

  1. Токсичные родители. К токсичным родителям можно отнести тех, кто избивает детей, унижает их, сексуально эксплуатирует, чрезмерно контролирует и так далее.
  2. Ошибки воспитания. Некоторым учителям и воспитателям не удается должным образом повлиять на ребенка по разным причинам.

В случае с подростками дополнительно накладываются биологические и социальные факторы, связанные с особенностями переходного возраста.

Подростки стремятся найти свое место в мире, сталкиваются с различными внутренними конфликтами, желают иметь такую же свободу действий, какую имеют взрослые люди, и хотят выглядеть эффектно, модно, пытаются выделиться и при этом найти свою «стаю», чтобы чувствовать общность.

Это дополняется перепадами настроения в связи с естественными изменениями в гормональном фоне.

Методики диагностики

Методы диагностики

При диагностике девиантности применяются следующие методы:

  • диалог с девиантом и наблюдение за его поведением в процессе беседы;
  • беседа с теми, кто окружает девианта, выслушивание их жалоб;
  • проведение тестирование с использованием различных опросников (тест Айзенка, шкала Спилбергера-Ханина и другие);
  • тестирование с целью определить, какие эмоциональные переживания были вытеснены человеком (тест Розенцвейка, тест Сонди и другие).

Также при постановке диагноза психиатр изучает данные о девианте, его характеристики с рабочих и учебных мест, расспрашивает других людей, связанных с ним.

Коррекция


При коррекции девиантного поведения у отдельно взятой личности применяются следующие методы:

  1. Психотерапия. Человека учат контролировать собственное поведение и помогают понять его дефекты. Совместно с психотерапевтом анализируются различные аспекты социальной жизни девианта и обсуждаются оптимальные способы решения тех или иных проблем, проводятся ролевые игры (в случае с подростками и детьми).
  2. Медикаментозная терапия. Препараты подбираются в зависимости от индивидуальной ситуации, и в отдельных случаях в них необходимости нет. Прием препаратов без подключения методов психотерапии и психокоррекции результатов не дает.
  3. Психокоррекция. В процессе занятий человеку помогают нормализовать эмоциональное состояние и усовершенствовать когнитивные способности.

Профилактика

Основные методы профилактики:

    Основные методы профилактики

  • устранение либо смягчение факторов, способных спровоцировать девиантное поведение;
  • проведение бесед, открытых занятий, повествующих о вреде разных форм девиантного поведения в рамках учебных заведений (алкоголизма, наркомании и так далее);
  • выявление молодежи, попадающей в группу риска по девиантному поведению, и работа с ними;
  • доступность психотерапевтической и фармакологической помощи людям, страдающим психическими заболеваниями;
  • комплексная работа с людьми, которые уже совершали действия, определяемые как девиантные;
  • необходимость тщательно подбирать педагогов и воспитателей в учебных заведениях, которые смогут выстроить с учениками доверительные отношения и сформировать у них понятие нормы;
  • помощь детям и подросткам, страдающим от токсичного влияния родителей, и создание сетей, позволяющих сделать эту помощь эффективной и своевременной.

Понятие «девиантное поведение» достаточно неоднозначное, и важно помнить, что девиации — это не всегда что-то сугубо отрицательное.

Важно предотвращать возникновение негативных форм девиантного поведения и поддерживать положительные, поскольку они — одно из условий всестороннего развития общества.

О девиантном поведении в этом ролике:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *