Девиантное поведение широко распространено в современном обществе, несмотря на то, что с разными его формами пытаются бороться на государственном уровне.
Основные примеры девиантного поведения — зависимость от алкогольных напитков, наркотиков, азартных игр, работа в сфере проституции, стремление к бродяжничеству, преступная деятельность.
Также девиантность может проявляться в виде депрессий, тревожности, стремления совершить самоубийство, желания огородиться от социума.
Как избавиться от комплекса неполноценности? Советы психологов помогут вам!
Оглавление
Что это такое?
Девиантное поведение, которое также называется социальной девиацией или отклоняющимся поведением — это поведение, которое значительно отклоняется от устоявшихся в человеческом обществе норм и правил.
Людей, поведение которых можно отнести к девиантному, называют, соответственно, девиантами.
Далеко не все формы девиантного поведения несут угрозу обществу или же людям, которые окружают девианта, но в большинстве случаев эти особенности поведения так или иначе вредят самому человеку, создают ему трудности в повседневной жизни и в процессе адаптации в социуме.
В психологии и социологии явление девиации и то, как люди реагируют на действия девиантов, тщательно изучают. Существует отдельное направление в психологии, посвященное этому, — девиантология.
Если девиант представляет какую-либо угрозу обществу, он попадает под действие предусмотренных законом санкций.
В зависимости от его поведения и законодательства конкретной страны, к нему могут применяться такие меры, как принудительное лечение, изоляция, различные виды наказания.
В подростковом возрасте распространенность девиантного поведения составляет 40-65%, что объясняется особенностями этого возрастного периода.
Среди взрослых людей процент тех, кто проявляет девиантное поведение, обычно ниже. Уровень девиаций возрастает в периоды общественного волнения, во время кризисов и масштабных изменений в социуме.
К детям младше пятилетнего возраста нельзя применять определение «девиантное поведение», поскольку в этом возрасте у них отсутствует четкое понимание социальной нормы.
Теории возникновения
Наиболее распространены следующие теории:
- Биологическая. Когда человечество только начало исследовать проблему девиантности, выдвигались предположения, что это напрямую связано с биологическими особенностями каждого отдельно взятого девианта, другие возможные влияния не учитывались.
- Психологическая. В данном случае предполагается, что девиантное поведение тесно связано с психологическими личностными особенностями, в частности с наличием внутреннего конфликта.
- Теория аномии. Возникновение девиаций связывают с распадом устоявшихся норм и правил в обществе, появившимся из-за того, что они не соответствуют линии, принятой государством. Из-за этого в сознании людей возникают противоречия.
- Теория конфликта. Марксизм полагает, что правящая часть общества использует рабочих для своей выгоды и забирает у них средства, а действия рабочего класса, пытающегося сопротивляться, определяются правящей элитой как преступные.
А прочие разновидности девиантного поведения связаны с моральной деградацией, основой для которой становится стремление нажиться.
- Теория стигматизации. Эта теория связана с убеждением, что сами поступки по своей сути не являются девиантными или не девиантными, их оценивает общество. Дело не в поступке, а в реакции общества на поступок. На то, какие поступки будут считаться девиантными, влияет мнение государственных деятелей.
Классификация
Типология девиантного поведения, созданная В. Д. Менделевичем, активно применяется в рамках российской психологии и психиатрии и включает следующие типы:
- Делинквентный. К этому типу относится поведение, которое определяется социумом как преступное: грабеж, различные виды насилия, убийства и так далее.
- Аддиктивный. Человек с аддиктивным поведением стремится отстраниться от окружающей его действительности, для чего обычно прибегает к использованию различных психостимулирующих средств — наркотиков, алкогольных напитков, — погружает себя в состояние транса, активно мастурбирует.
Также аддиктивность проявляется в виде различных зависимостей (игромания, шопоголия и другие).
- Психопатологический. Поведение связано с наличием у человека симптоматики психических расстройств.
- Патохарактерологический. Девиация напрямую связана с личностными особенностями отдельно взятых людей, такие как акцентуации характера и расстройства личности.
- Гиперспособности. Гении и просто одаренные люди проявляют девиантное поведение в быту, поскольку часто к нему не приспособлены и слишком погружены в то, что им важно. Также им сложно адаптироваться в социуме.
Девиантное поведение обычно разделяется на:
- Отрицательное. Такие типы девиантности негативно влияют на общество, несут ему угрозу. Это алкогольная и наркотическая зависимость, проституция, преступная деятельность и так далее.
- Положительное. Соответственно, эти типы девиантности несут пользу обществу и помогают ему развиваться. Это сверхинтеллигентность, творчество, стремление совершать открытия, исследовать что-либо и так далее.
Роберт Мертон, известный американский социолог XX-го века, выдвинул собственную типологию девиантного поведения, базирующуюся на идее о том, что девиация — разлом между целями и одобряемыми социумом методами их достижения.
Его типология включает такие типы, как:
- Инновация. Девиант преследует цели, которые общество одобряет, но достигает их методами, которые обществом осуждаются.
- Ритуализм. Девиант отрицает общественно одобряемые цели и чрезмерно преувеличивает значимость методов их достижения. К примеру, человек со всей тщательностью оформляет документацию и требует этого от подчиненных, перепроверяет ее по нескольку раз и делает массу копий, но цель этого для него ускользает.
- Ретретизм. Пересекается с аддиктивностью в типологии Менделевича: девиант стремится сбежать от реальности и отстраняется как от целей, так и от методов.
- Бунт. Девиант отстраняется от методов и целей и ставит новые, радикально отличающиеся от тех, что общество одобряет.
Если говорить кратко, то Роберт Мертон считает, что единственный тип поведения, не имеющий к девиантности отношения, — это конформный тип, то есть поведение приспособленцев, тех, кто стремится всецело следовать правилам общества и поддерживать что угодно, если это одобряется массами.
Форма девиации, которая требует жестких запретно-репрессивных мер — это преступность.
Бродяжничество как форма проявления
Стремление к бродяжничеству чаще распространено среди подростков, а не среди взрослых людей.
Обычно люди чувствуют тягу к бродяжничеству тогда, когда в их жизни происходят радикальные, болезненные изменения, они ощущают острое психоэмоциональное потрясение.
Также часто бродяжничают маргинальные индивиды, не имеющие постоянного финансового заработка.
Дромомания — непреодолимое стремление бродяжничать — может быть симптомом психического расстройства, например шизофрении, депрессии.
С бродяжничеством могут быть связаны такие негативные девиантные явления, как попрошайничество, проституция, преступная деятельность, наркомания, алкоголизм.
Бродяжничество относится к сверхценным психопатологическим стремлениям.
Это интересно: Примеры, признаки и профилактика делинквентного поведения
Признаки и критерии
Главный критерий девиантного поведения — статистический. Он позволяет точно понять, какое поведение является девиантным, а какое остается в рамках нормы. Поскольку границы нормы и девиантности размыты, важно опираться на комплексные исследования.
Критерии нормы и, соответственно, не-нормы, можно определить, если посчитать частоту встречаемости в обществе того или иного явления. Нормой считается все, что широко распространено в обществе (явление должно встречаться в 50% случаев).
Также важен критерий, связанный с оцениванием поведения индивида. Чем опаснее поведение для общества, тем оно девиантнее.
Во многих науках существуют отдельные критерии склонности к девиантности, такие как:
- индивидуально-психологический (обозначает степень индивидуальности человека);
- психопатологический (применяется в рамках медицинских исследований);
- социально-нормативный (критерии нормы по мнению общества).
Один из ключевых показателей нормы, принятой в обществе, — степень адаптации отдельно взятого человека в социуме.
Признаки девиантного поведения:
- поведение индивида не соотносится с принятыми в данном обществе критериями нормы;
- индивид, совершающий девиантные действия, воспринимается окружающими людьми отрицательно;
- индивид наносит разного рода вред людям, которые его окружают, или самому себе;
- девиант стремится повторять свои действия неоднократно и продолжительно;
- поведение полностью соотносится с личностной направленностью индивида;
- поведение находится в рамках медицинских норм;
- девиант частично либо практически полностью лишен умения адаптироваться в социуме.
Примеры девиантности из жизни:
- Каннибализм является в большинстве стран мира крайне осуждаемой формой девиантности, а каннибалы преследуются по закону.
При этом в некоторых отдаленных африканских поселениях каннибализм есть норма, и, естественно, представители этих племен не считают это девиантностью.
Наиболее известные каннибалы — Роберт Модсли, Николай Джурмонгалиев, Сергей Гаврилов.
- Яркий пример девиантности — деятельность панк-группы Pussy Riot: танцы в церкви, обвинения правящих лиц страны, откровенные выступления в общественных местах.
Причины
Факторы девиантного поведения делятся на социально-психологические и биологические.
К социально-психологическим факторам относятся:
- Стресс, психоэмоциональные травмы, внутренние конфликты. Люди, находящиеся в стрессовом состоянии, отчаявшиеся, измученные, чувствующие смятение и неуверенность, чаще склонны к проявлению девиантного поведения.
- Наличие определенных акцентуаций характера и личностных расстройств. Людям, имеющим подобные особенности, сложнее удерживать себя в рамках нормы, и отчасти понятие «норма» для них размывается.
- Влияние изменений в обществе (теория Аномии). Если на уровне государства отношение к установленным ранее правилам и нормам радикально меняется, люди чувствуют смятение и склонны к совершению девиантных действий.
К биологическим факторам относятся:
- Генетические нарушения. Некоторые деструктивные особенности характера могут наследоваться, такие как олигофрения, тяга к патологическим зависимостям.
- Отклонения в функционировании ЦНС. Травмы головы и перенесенные (особенно в раннем детском возрасте) нейроинфекции способны негативно повлиять на поведение индивида.
Факторы возникновения девиаций в поведении детей дошкольного возраста и несовершеннолетних подростков примерно такие же, как и в случае со взрослыми, но можно выделить еще несколько пунктов:
- Токсичные родители. К токсичным родителям можно отнести тех, кто избивает детей, унижает их, сексуально эксплуатирует, чрезмерно контролирует и так далее.
- Ошибки воспитания. Некоторым учителям и воспитателям не удается должным образом повлиять на ребенка по разным причинам.
В случае с подростками дополнительно накладываются биологические и социальные факторы, связанные с особенностями переходного возраста.
Подростки стремятся найти свое место в мире, сталкиваются с различными внутренними конфликтами, желают иметь такую же свободу действий, какую имеют взрослые люди, и хотят выглядеть эффектно, модно, пытаются выделиться и при этом найти свою «стаю», чтобы чувствовать общность.
Это дополняется перепадами настроения в связи с естественными изменениями в гормональном фоне.
Методики диагностики
При диагностике девиантности применяются следующие методы:
- диалог с девиантом и наблюдение за его поведением в процессе беседы;
- беседа с теми, кто окружает девианта, выслушивание их жалоб;
- проведение тестирование с использованием различных опросников (тест Айзенка, шкала Спилбергера-Ханина и другие);
- тестирование с целью определить, какие эмоциональные переживания были вытеснены человеком (тест Розенцвейка, тест Сонди и другие).
Также при постановке диагноза психиатр изучает данные о девианте, его характеристики с рабочих и учебных мест, расспрашивает других людей, связанных с ним.
Коррекция
При коррекции девиантного поведения у отдельно взятой личности применяются следующие методы:
- Психотерапия. Человека учат контролировать собственное поведение и помогают понять его дефекты. Совместно с психотерапевтом анализируются различные аспекты социальной жизни девианта и обсуждаются оптимальные способы решения тех или иных проблем, проводятся ролевые игры (в случае с подростками и детьми).
- Медикаментозная терапия. Препараты подбираются в зависимости от индивидуальной ситуации, и в отдельных случаях в них необходимости нет. Прием препаратов без подключения методов психотерапии и психокоррекции результатов не дает.
- Психокоррекция. В процессе занятий человеку помогают нормализовать эмоциональное состояние и усовершенствовать когнитивные способности.
Что такое Эдипов комплекс? Узнайте об этом из нашей статьи.
Профилактика
Основные методы профилактики:
- устранение либо смягчение факторов, способных спровоцировать девиантное поведение;
- проведение бесед, открытых занятий, повествующих о вреде разных форм девиантного поведения в рамках учебных заведений (алкоголизма, наркомании и так далее);
- выявление молодежи, попадающей в группу риска по девиантному поведению, и работа с ними;
- доступность психотерапевтической и фармакологической помощи людям, страдающим психическими заболеваниями;
- комплексная работа с людьми, которые уже совершали действия, определяемые как девиантные;
- необходимость тщательно подбирать педагогов и воспитателей в учебных заведениях, которые смогут выстроить с учениками доверительные отношения и сформировать у них понятие нормы;
- помощь детям и подросткам, страдающим от токсичного влияния родителей, и создание сетей, позволяющих сделать эту помощь эффективной и своевременной.
Понятие «девиантное поведение» достаточно неоднозначное, и важно помнить, что девиации — это не всегда что-то сугубо отрицательное.
Важно предотвращать возникновение негативных форм девиантного поведения и поддерживать положительные, поскольку они — одно из условий всестороннего развития общества.
О девиантном поведении в этом ролике: