Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.
Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.
Как помочь подростку обрести уверенность в себе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Краткая предыстория
А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на работах Карла Леонграда, Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.
Однако она немного отличается.
Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста, охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.
Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность – более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.
Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.
Типы акцентуации характера по Личко:
Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко
Согласно теории Личко, акцентуация – это временные изменения характера. В процессе развития ребенка они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.
Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая.
Согласно психиатру А. Личко, акцентуации – это пограничные состояния между нормой и патологией.
Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.
Как проявляется шизофрения у подростков? Читайте об этом здесь.
Акцентуации характера — примеры:
Классификация
Были выделены следующие виды акцентуаций:
- Гипертимный тип. Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. Гипертимы склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.
Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.
- Циклоидный. Характерна частая смена настроения – от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к депрессии, апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.
В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии – плохом настроении – проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.
- Сенситивный. Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.
У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.
Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. Друзей выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.
- Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. Шизоиды не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.
- Истероидный. Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться – одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.
Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.
- Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип – быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
- Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.
Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.
- Неустойчивый. К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты – легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
- Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.
Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.
К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.
- Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера – жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.
Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.
- Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.
Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.
Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.
Таблица акцентуаций характера:
Где используется методика?
Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.
Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление неврозов, психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.
Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста.
Опросник Личко.
Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу.