Каждый человек постоянно переживает эмоции и чувства.
Другими словами, он находится в определенном эмоциональном состоянии и у него проходят различные эмоциональные процессы.
Самые простые эмоции имеют врожденный характер, но человек учится управлять ими вследствие воспитания, приобретенных волевых качеств. Поэтому эмоции становятся высшими интеллектуальными процессами.
Что показывает колесо эмоций Роберта Плутчика? Читайте об этом здесь.
Оглавление
Эмоции как психический процесс
Эмоция — это состояние индивида, отражающее его отношение к происходящим вокруг него событиям.
Эмоция появляется вследствие воздействия внешнего и внутреннего раздражителя.
Эмоции проявляются в двух видах: экспрессивном и импрессивном. В первом случае имеются ввиду внешние выражения: мимика, жесты, интонация, речь.
Во втором — внутренние: дыхание, давление, сердцебиение. Психологи говорят о двойственном характере эмоций как психического процесса, то есть присутствует физиологическая и психологическая стороны.
Автор модели оппонентных эмоциональных процессов, Уильям Джеймс, создал свою теорию, которая явилась основой для дальнейшего изучения эмоциональных процессов и состояний.
Эмоциональная сторона имеет огромное значение для становления человека как личности. Внутренние переживания помогают лучше понять окружающий мир, сочувствовать другим людям, выражать свои чувства, налаживать взаимоотношения.
Чем более развит субъект и чем выше на эволюционной лестнице он находится, тем богаче его эмоции и тем более сложно протекают эмоциональные процессы.
Самая первая и элементарная эмоция, которую испытывает любое живое существо — это удовольствие от удовлетворения физиологических потребностей и неудовольствие от невозможности их удовлетворить.
Классификация
Эмоционально-психическими процессами называются процессы, которые регулируют внутреннюю деятельность человека.
Они отражают значимость происходящих событий для индивида, регулируют его поведение и восприятие.
Эти процессы имеют психологическую и физиологическую составляющую. Например, человек испытывает страх, это значит, что ситуация опасна для субъекта.
Одновременно происходит ряд физиологических процессов: выделяется адреналин, происходит прилив крови к мышцам, повышается давление.
Таким образом организм готовиться избежать опасности или преодолеть ее.
Что к ним относится? Наиболее правильной, принятой отечественной психологией, является следующая классификация эмоциональных процессов:
- Аффект. Кратковременный процесс, выраженный резкими двигательными проявлениями и изменениями работы организма. Аффекты — это стремительные бурно протекающие эмоциональные процессы.
- Эмоция. Менее интенсивная и более длительная, чем аффект. Отражает значение ситуации для субъекта, а не отношение к конкретному объекту. Например, состояние тревоги.
- Чувство. Длится еще дольше эмоций, отражают отношение человека к конкретному субъекту. Например, чувство любви или неприязни. Чувства являются наиболее длительными и устойчивыми эмоциональными процессами.
- Настроение. Этот процесс довольно длительный, но низко интенсивный. Например, чувство одиночества, скуки.
Это интересно: Что показывает колесо эмоций Роберта Плутчика?
Виды
Эмоциональные процессы принято делить на следующие виды:
- Эмоциональные (аффект, эмоция, чувство). Являются отражением отношения индивида к внешней среде и собственным переживаниям.
- Познавательные (восприятие, память, воображение, мышление, ощущение, речь). Они способствуют получению, сохранению и воспроизведению информации, полученной из вне. Благодаря им, субъект может заранее планировать свои действия, просчитывать ход событий и результат, управлять ими.
- Волевые (определение цели, борьба мотивации, поиск и принятие решений). Эмоционально-волевые процессы в психологии отражают способность индивида противостоять и преодолевать препятствия.
Без воли невозможно достижение целей, планирование работы и т. д. Эти процессы находятся в тесной связи с познавательными и эмоциональными.
Так человек при помощи интеллекта запускает волю, напитывает ее эмоциями и направляет при помощи воображения.
Причины возникновения
Эмоциональные процессы не возникают сами по себе. Они являются следствием воздействия внешних раздражителей или процессов, которые происходят внутри организма. У человека эмоции проявляются по следующим причинам:
- Врожденная способность реагировать на какие-то факторы, то есть безусловные раздражители.
- Определенные факторы стали значимыми для индивида, поэтому получили способность вызывать эмоции.
- Ситуации и раздражители противоречат приобретенному опыту, поэтому провоцируют начало эмоционального процесса. В зависимости от приобретенного опыта эмоциональный процесс может быть положительно окрашенным или отрицательно окрашенным.
С точки зрения физиологии, эмоциональный процесс является результатом некоторых действий в нервной системе. Одни эмоции возникают при стимуляции нейронов, другие — при устойчивом состоянии нейронов.
Также эмоции вызываются индивидуальными внутренними процессами человека:
- памятью;
- воображением;
- мышлением;
- нервными импульсами от двигательной активности человека;
- деятельностью эндокринных желез.
Это интересно: Как самостоятельно развить эмоциональный интеллект: методики
Психологическая защита
Психологическая защита — это глубинные процессы, протекающие на бессознательном уровне, направленные на снижение отрицательных эмоций.
Цель защиты — снижение внутреннего конфликта между бессознательным (врожденным) и приобретенным (требованиями внешней ситуации).
Если этот конфликт ослаблен, человек может приспособиться в существующим обстоятельствам, чувствовать и вести себя более уравновешенно.
Механизмы защиты делятся на два вида:
- примитивный. Человек просто пытается не допустить в сознание отрицательную ситуацию;
- более зрелый. Ситуация допускается, но искажается.
Основные виды психологической защиты:
- Отрицание. Основано на принципе: «Если я это не принимаю, значит, этого не существует». Именно отрицание является первой реакцией на смерть близкого. Иногда отрицание приносит положительный эффект. Например, человек смертельно болен, но не признает этого и продолжает лечиться.
Но в большинстве случаев отрицание деструктивно. Так алкоголик или наркоман отрицают свою зависимость.
- Вытеснение. Человек как бы вычеркивает из сознания неприятные ему моменты. Может быть вытеснено событие, которое послужило началом депрессии. Также индивид может вычеркивать свои мысли и желания, не соответствующие нормам общественного поведения. Невозможно полностью вычеркнуть что-то из психики, оно в конечном итоге проявится в виде эмоций, ночных кошмаров, неадекватных реакций.
- Замещение. Это перевод отрицательных эмоций в другое русло, вымещение их на других объектах. Например, после работы человек кричит на членов семьи, потому что у него был трудный день. Парень после конфликта с девушкой разбивает телефон, бьет боксерскую грушу.
- Рационализация. Связанная с стремлением оправдать свои чувства и поступки. Например, измена любимому человеку оправдывается отсутствием внимания, нежелание общаться — отрицательными качествами оппонента, хотя это не соответствует действительности. Рационализация — это основной механизм самозащиты, который часто приводит к самообману.
- Дискредитация. Дискредитировать можно как саму цель так и другого человека. В первом случае срабатывает механизм «раз я не могу этого получить, то это плохое». Во втором — отрицательные черты приписываются другому человеку. Например: «Он бы поступил также».
- Проекция. Состоит в том, что собственные отрицательные черты проецируются на другого человека. Например, человек склонен к постоянному вранью, но обвиняет в этом других. Первоначально проекция закладывается еще в детстве, когда малыш не отделяет себя от окружающих.
В более взрослом возрасте такие люди нередко принимают позицию жертвы, обвиняя в своих неудачах кого угодно, только не себя.
- Соматизация. Индивид прикидывается больным, чтобы достичь своей цели. Самый простой пример: ребенок не хочет идти в школу и симулирует приступ кишечной колики.
- Реактивация. Проявляется в виде противоположной реакции. Личность скрывает истинные мотивы своего поведения. Так неразделенная любовь оборачивается ненавистью к предмету чувства, завистник заигрывает и лебезит перед тем, кому завидует, хотя в душе ненавидит этого человека.
- Регрессия. Возвращение на более низкий уровень развития. Часто проявляется у детей, которых отлучили от родителей. Они перестают ходить, говорить, у них возникает энурез.
- Изоляция. Личность начинает обсуждать травмирующую ситуацию отстраненно, как будто это произошло не с ним.
- Интеллектуализирование. Стремление избежать неприятных переживаний путем интеллектуального анализа ситуации.
Человек выглядит холодно и равнодушно, как будто произошедшее его не касается.
- Компенсация. Человек стремиться избавиться от отрицательных качеств за счет развития других.
- Пассивный или явный протест. Человек отказывается от общения с другими, не реагирует на их просьбы. Часто проявляется у подростков.
- Идентификация. Также свойственна подросткам, которые идентифицируют себя со своими кумирами и стремятся вести себя, как они. Также некоторые ставят себя на место другого, оправдывая его поведение («стокгольмский синдром»).
- Самоограничение. Выражается в избегании повторной встречи с ситуацией, которая вызывает неприятные эмоции. Так человек, переживший болезненное расставание, будет избегать близкого общения с противоположным полом.
- Отмена действия. Выражается в совершении поступков, которые как бы аннулируют предыдущий негативный поступок. Например, человек просит прощения и таким образом избавляется от чувства вины.
Теория Выготского
Известный психолог Л.С.Выготский выдвинул теорию о синтезе интеллектуального и эмоционального процессов. Они различаются лишь тем, что низшими интеллектуальными процессами человек не может управлять, а высшие поддаются регулированию при помощи воли.
Этому управлению способствуют высшие психические функции, которые следует развивать с раннего детства. Важную роль в развитии высших функций играет социальная среда.
Именно она определяет ход развития человека на всех возрастных этапах. Перед ребенком открывается «зона ближайшего развития», то есть те задачи, с которыми он может справиться только при помощи взрослых.
Без эмоций трудно представить нормальную жизнь человека.
Эмоциональные процессы и состояния играют большую роль в его развитии.
Они мотивируют его, защищают от необдуманных поступков, помогают лучше понять окружающий мир.
Психологическая защита предохраняет сознание индивида от различных психотравимрующих ситуаций.
Об эмоциональных процессах в этом видео: