Что включает это понятие «когнитивная сфера человека»?

Когнитивная сфера - это

Термин «когнитивная сфера человека» был впервые введен во второй половине прошлого века, когда на фоне развития кибернетической науки были сделаны первые попытки сравнения человека с биороботом сложного строения.

В это же время ученые начали пытаться смоделировать те или иные психические процессы, протекающие в головном мозге человека. Эти попытки не всегда оказывались успешными.


Если тот или иной психический процесс удавалось смоделировать, его называли когнитивным. В противном случае речь шла об аффективной сфере.

На сегодняшний день, несмотря на то, что понятие когнитивной сферы известно уже довольно давно, многие не имеют полного представления о том, что кроется под данным названием.

Именно поэтому необходимо разобраться в том, что это – когнитивная сфера, какое значение имеет данное понятие?

Понятие и суть

Понятие и суть вопроса

Когнитивная сфера человека включает в себя все психические функции его организма, направленные на познание и изучение.

Данные процессы основаны на последовательном и логическом восприятии информации и ее обработке.

Таким образом, отличительными характеристиками когнитивной сферы принято считать такие черты, как логика и рациональность.

Когнитивная сфера включает в себя определенные процессы такие как внимание, память, восприятие новой информации, мышление, принятие тех или иных решений в зависимости от ситуации, логические обусловленные действия и воздействия в зависимости от принятого решения.

Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями.

Что такое аффективная сфера?


Аффективная сфера представляет собой все те психические процессы, которые не поддаются моделированию и логическому объяснению.

То есть это мысли и действия, основанные на эмоциональных порывах, чувственных взаимодействиях с собой, с окружающим миром и другими людьми это процессы, отражающие желания, эмоциональные предчувствия, побуждения, переживания, импульсы.

Аффективная сфера включает в себя несколько областей, таких как:

  1. Что такое аффективная сфера человека?Внутреннее побуждение, обусловленное внутренним желанием совершить какое-либо действие (например, сделать неожиданный подарок любимому человеку, поменять интерьер комнаты, и прочее).
  2. Внешнее побуждение, то есть определенные действия, вызванные теми или иными обстоятельствами (например, если ребенок видит понравившуюся ему игрушку, он испытывает желание взять ее).
  3. Внешнее принуждение, когда какие-либо обстоятельства принуждают человека выполнять то или действие внезапно начавшийся дождь, вызывает необходимость искать укрытие.
  4. Внутреннее принуждение, возникающее в том случае, когда какие-либо чувства (например, страх) принуждают принять определенное решение, и не оставляют человеку выбора.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной

Психически развитый человек представляет собой целостную личность, в которой сосуществуют обе сферы когнитивная (рациональная) и аффективная (эмоциональная). Каждая из них выполняет свои функции, дополняя друг друга.

Большинство людей в повседневной жизни руководствуются эмоциональными, чувственными порывами, однако, в определенной ситуации (например, при выполнении своих должностных обязанностей) активизируют и рациональную сторону своей личности.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер заключается в том, что даже при выполнении каких-либо рациональных действий, человек не перестает чувствовать, а при возникновении определенных эмоциональных порывов, в большинстве случаев логически осмысливает свои действия и последствия, которые они могут за собой повлечь.

Об эмоционально-волевых психических процессах в этой лекции:

Структура и значение


Структура и значение составляющих

Значение когнитивной сферы состоит в возможности воспринимать, запоминать, обрабатывать новую информацию и применять полученные знания в той или иной сфере своей жизни.

То есть это способность к обучению и практическому применению тех или иных навыков.

Когнитивная сфера включает в себя различные составляющие, такие как:

  • внимание;
  • память;
  • воображение.

Причем каждая из этих составляющих включает в себя различные разновидности мыслительных процессов.

Каждая из указанных когнитивных функций имеет свое определение, функции и разновидности.

Внимание

Внимание — способность человека отбирать необходимую ему информацию (определять важную, отсеивая при этом ненужную), и сосредотачиваться на ней.

Данная функция является основополагающей, ведь без внимания никакая новая информация или знания не могут быть получены, усвоены и обработаны.

В зависимости от каких усилий от человека требует включение и поддержание внимания, данная функция делится на несколько разновидностей:

  1. Функция вниманияНепроизвольное. Не требует каких-либо усилий от человека. Возникает в том случае если объектом внимания становится случайный объект или информация (например, яркие вывески в магазинах).
  2. Произвольное. Для поддержания внимания от человека требуются определенные усилия по концентрации именно на выбранном объекте и отсеивании всех отвлекающих моментов (например, при изучении новой темы на занятии).
  3. Послепроизвольное. Рассматривается как следствие произвольного внимания, которое поддерживается на сознательном уровне (например, при более глубоком изучении какой-либо темы).

Внимание обладает определенными характеристиками, такими как:

  1. Устойчивость, то есть способность надолго задерживать внимание на том или ином объекте. В некоторых случаях у человека возникают внимания, когда он на некоторое время отвлекается от объекта, но потом снова возвращается к нему.
  2. Степень концентрации, то есть уровень сосредоточенность на объекте внимания.
  3. Объем, то есть то количество информации, на котором человек может одновременно удерживать свое внимание.
  4. Распределение, то есть способность человека уделять внимание нескольким различным объектам одновременно.
  5. Переключаемость, то есть способность в кратчайшие сроки переходит от одного вида деятельности, требующего внимания, на другой.

Память

Способности памяти

Память представляет собой способность удерживать и накапливать полученную информацию об определенных предметах, их свойствах, и вообще, об окружающем мире в целом.

Память необходима человеку, так как при ее отсутствии каждый раз приходилось бы вновь изучать получаемую информацию, что делало бы процесс обучения невозможным.

Существуют следующие разновидности памяти, такие как:

  1. Двигательная, при которой человек запоминает на подсознательном уровне ту или иную последовательность движений (например, при выполнении монотонной физической работы).
  2. Эмоциональная. В том случае, когда человек вспоминает те или иные эмоции, которые возникали у него в похожей ситуации.
  3. Образная. Связана с запоминанием конкретных образов, звуков, запахов. Данный вид памяти наиболее развит у людей творческих профессий, например, у художников.
  4. Кратковременная и долговременная память, когда полученная информация запоминается лишь на несколько секунд, либо на длительный период времени.
  5. Произвольная и непроизвольная. Произвольная память требует от человека усилий, когда ему необходимо запомнить ту или иную важную для него информацию. Непроизвольная память возникает тогда, когда информация «откладывается в голове» вне зависимости от желания человека.

Воображение

Возможности воображения

Воображением принято считать способность человека представить себе конечную цель, результат своих действий еще до того момента, как эти действия начали реализовываться.

Воображение дает людям возможность создавать в своих мыслях те предметы, которых не существует в реальном мире.

А при наличии определенных навыков визуализации, человек может удерживать данный предмет в своих мыслях на протяжении длительного времени, и использовать его в своем воображении.

Выделяют такие разновидности воображения как:

  1. Активное, когда человек осуществляет какую-либо творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. При этом сам преобразователь четко представляет себе конечный результат своих действий.
  2. Пассивное воображение, представляющее собой образы, далекие от повседневной реальности, фантастические картинки, мечтания.
  3. Преднамеренное воображение, когда человек, совершая какие-либо действия, сознательно пытается представить себе их последствия.
  4. Непреднамеренное. Возникает, например, в полудремном состоянии, во сне, в состоянии наркотического опьянения (галлюцинации). Человек не в состоянии контролировать возникающие в его голове образы и мысли.

Как работает воображение? Урок психологии в этом видео:

Примеры когнитивных процессов

Примеры когнитивных процессов в жизни

Когнитивная функция отличается рациональностью, наличием последовательности мыслей и действий, их логичностью.

Когнитивные процессы проявляются в момент чтения.

Открывая книгу, человек воспринимает буквы, слова, новую информацию, соотносит ее с теми знаниями, которые у него уже имеются, подключает воображение, чтобы наглядно представить себе картинку, описанную в книге, особенно, если речь идет о художественном произведении.

При письме также активизируются различные когнитивные процессы. Например, при написании сочинения человек уже представляет себе то, о чем будет писать, то есть подключает воображение.

Кроме того, важно не отвлекаться от процесса на какие-либо посторонние предметы, чтобы избежать орфографических, стилистических и других ошибок (активизируется внимание).

Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память).

Обучение, вне зависимости от того, какие вы приобретаете навыки или умения, не обходится без определенных когнитивных процессов.

Так, для того чтобы получить необходимую информацию, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, не отвлекаясь ни на что другое. В этом помогает внимание.

Память нужна для того, чтобы запомнить полученную информацию, отложить ее, соотнести с имеющимися уже познаниями для лучшего понимания. Воображение позволяет наглядно представлять себе, то, о чем идет речь.

Примеры и значение когнитивных процессов

Когнитивные процессы важны не только для получения и усваивания новой информации, они проявляются и в повседневной жизни.

Например, если девушка пытается сбросить вес, но видит перед собой гамбургер или кусочек торта, испытывает желание съесть их, но вовремя останавливает себя, мотивируя это тем, что сиюминутное удовольствие сведет на нет всю изнурительную работу по похудению.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?


Человек начинает обучаться практически с первых дней жизни, познавательные (когнитивные) процессы развиваются у ребенка постепенно, на протяжении долгого времени.

При этом важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной группе ребенка. В противном случае, необходимо будет принимать соответствующие меры.

Для определения уровня развития когнитивной сферы у детей используются различные диагностические материалы, которые структурированы, в зависимости от возрастной принадлежности ребенка.

В ходе проведения диагностики малышу предлагается выполнить различные задания, соответствующие его возрасту.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей разного возраста?

После каждого выполненного (или невыполненного) задания ребенку выставляют баллы от 1 до 4 (1 — непонимание задания, отсутствие стремления к достижению цели; 2 — малыш пытается выполнить поставленную задачу, но после неудачной попытки отказывается от задуманного; 3 — ребенок делает попытки выполнить задание, и после нескольких неудач все же добивается поставленной цели; 4 — малыш сразу же справляется с заданием).

Полученные баллы после окончания испытания суммируются, и их общее количество указывает на ту или иную степень когнитивного развития ребенка.

Запись доклада «Функциональная МРТ в исследованиях когнитивной сферы у детей»:

Когнитивная сфера — совокупность психических процессов, представляющих собой логически обусловленную, рациональную последовательность мыслей и действий.

Данная сфера имеет огромное значение не только в обучении и познавательной деятельности, но и в повседневной жизни, так как человек сталкивается с новой информацией постоянно, и ему необходимо уметь запоминать ее, а также применять на практике.

Когнитивная (рациональная) сфера тесно взаимодействует с эмоциональной (аффективной). Ведь человек — живое существо, разум и логика у него всегда соседствуют с чувствами и эмоциональными переживаниями.



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *