Основные факторы, влияющие на формирование личности человека


Факторы влияющие на формирование личности

Процесс формирования личности человека продолжается на протяжении всей его жизни.

Меняются цели, взгляды на те или иные понятия, поведение в различных ситуациях.

Формирование личности происходит под влиянием определенных факторов. Какие же факторы и каким образом оказывают влияние на человека?

Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?


Какие факторы оказывают влияние на формирование каждой личности?

Все влияющие на формирование личности факторы можно разделить на внутренние и внешние:

Наследственность. Относится ко внутренним факторам. Это полученные детьми от родителей качества, передающиеся из поколения в поколение.

Ко внешним (социальным) факторам относятся:

  1. Среда. К данному фактору относится географическое положение, социальное окружение, национальность, к которой принадлежит индивид, государственное устройство и т. п.
  2. Общение. Формирование личности происходит при общении, контактах с окружающими людьми, в процессе формирования межличностных отношений.
  3. Воспитание. Школа, религия, воспитание в семье представляет собой осознанные и целенаправленные механизмы взаимодействия на человека с целью его социализации.
  4. Деятельность. Это активность, цель которой изменение человеком окружающего мира и самого себя.
  5. Самовоспитание. Важнейшая роль в формировании личности человека отводится его стремлению к самосовершенствованию, постановка целей перед собой и самореализация.

Степень влияния внутренних и внешних факторов на развитие личности оспаривается различными специалистами, однако их участие в ее формировании не вызывает сомнений.

к содержанию ↑

Как влияют на человека?

Гены

Как влияют на человека гены?

По наследству передаются следующие особенности:

  • физические данные человека — черты лица, телосложение, цвет глаз, волос и кожи;
  • физиологические данные — группа крови, время созревания организма, особенности обмена веществ, уровень артериального давления;
  • особенности ЦНС — строение коры головного мозга, зрение, слух, обоняние и пр;
  • предрасположенность к наследственным заболеваниямшизофрения, заболевания крови, диабет и другие.

Также наследственностью обусловлены задатки человека — то есть, его предрасположенность той или иной деятельности — способности к математике, музыке, рисованию, отдельным видам спорта и т. п.

к содержанию ↑

Общество, окружение или группа

Человек — социальное существо. Социум, с которым он взаимодействует, оказывает влияние на его жизнь, интересы, цели.

Однако и сам человек также может оказывать влияние на общество, в котором пребывает. При этом воздействие группы на личность нельзя назвать однозначно негативным или позитивным, так как имеют место оба варианта.

Позитивное воздействие группы на человека:

    Как влияет общество, окружение или группа?

  1. Межличностные отношения в группе прививают человеку нормы социального поведения, а также формируют жизненные ценности. Например, наблюдая за одноклассниками, школьник приучается соблюдать тишину на уроке, занятия в спортивном кружке прививают предпочтение здорового образа жизни.
  2. В группе лучше развиваются коммуникативные навыки. Ребенок, который посещал дошкольные учреждения, быстрее находит общий язык со сверстниками, чем тот, который в дошкольном возрасте воспитывался в кругу семьи.
  3. Общаясь в группе людей, человек получает оценку своих действий, что в конечном итоге позволяет сформировать объективное мнение о себе. Например, восхищение членов футбольной команды умением обращаться с мячом вызывают положительные эмоции у человека, способствуя большей мотивации на тренировках.

Однако общество может оказывать и негативное влияние на человека:

  1. В обществе идеи одаренных творческих личностей могут быть отвергнуты.

    Наиболее известным примером может служить преследования и казнь Джордано Бруно за инакомыслие.

  2. Человек может согласиться с мнением группы, имея противоположные взгляды, сознательно пойти на внутренний конфликт. Часто такое влияние оказывается, например, при совершении групповых преступлений.

Также существуют следующие феномены влияния группы на человека, которые тоже могут быть позитивными и негативными:

    Негативное воздействие общества, окружения или группаы

  1. Социальная фасилитация — в присутствии группы людей индивид будет лучше справляться с выполнением хорошо знакомых ему задач.
  2. Социальная леность — это субъективное снижение личной ответственности и, как следствие, приложение меньше усилий индивидуумом для достижения цели при работе группы над одной задачей.
  3. Деиндивидуализация — ослабление самосознания в условиях, когда в группе не принято акцентировать внимание на отдельной личности.

    При этом может возникать боязнь общественной оценки своих действий.

  4. Групповая поляризация — феномен, при котором в группе единомышленников происходит усиление ранее существовавших тенденций, выражающихся в значительно более категоричной форме, чем у отдельно взятых индивидуумов.
  5. Групповое мышление — феномен, при котором более значимым при решении каких-либо задач группой людей становится достижение консенсуса и сплоченность группы в ущерб адекватности способа решения задачи.
  6. Влияние меньшинства. Непропорциональное влияние одного харизматичного члена группы на большинство членов группы.
к содержанию ↑

Учитель

Каково влияние учителя?

Каково влияние учителя на формирование личности ученика?

В процессе обучения на личность ученика особое влияние оказывает учитель.

Например, авторитарный подход учителя к обучению, при котором инициатива учеников, как правило, игнорируется или даже наказывается, одаренный ученик не сможет в полной мере проявить свои навыки.

Также это может привести к потере интереса к активной деятельности и самовыражению.

Напротив, индивидуальный подход учителя к ребенку, учитывающий способности и возможности каждого ученика, поможет более свободно выражать собственную инициативу, активнее проявлять свои способности при решении тех или иных задач.

к содержанию ↑

Культура

Культура прививает человеку нравственные ценности, которые впоследствии становятся регуляторами личностных стремлений человека и его поступков. Обращение к культурным ценностям позволяет человеку обогатить свой духовный мир.

Следование культурным нормам позволяет человеку перенять лучшее от той социальной группы, участником которой он является.

Результатом является рост нравственности, чтение гуманистических принципов поведения.

к содержанию ↑

Религия

Как религия действует на людей?

Религия может выступать в качестве регулятора нравственных норм социума.

Проповедуя высшие ценности, добро, любовь к ближнему и одновременно с этим имея крайне негативное отношение к морально низким поступкам и проявлениям человека, религия способна не только сплотить общество, но и значительно повысить его нравственные качества.

При этом речь идет именно об ортодоксальных религиях. Прямо противоположно влияние на формирование личности деструктивных сект, имитирующих религиозные ценности с целью воздействия на психику для обогащения лидеров сект либо использования человеческого труда себе во благо.

к содержанию ↑

Язык

Хотя вопрос влияния языка на мышление и вызывает споры среди ученых, некоторые эксперименты доказывают, что он не только является инструментом коммуникации между людьми и выражения мыслей, но и определяет образ мышления.

Так, носители корейского языка больше внимания обращали на соединение предметов между собой, чем на их соответствие друг другу в сравнении с англоязычными людьми, а японцы предпочитают классифицировать предметы по материалу, тогда как англичане больше внимания уделяют форме — разумеется, что связь языка с образом мышления на самом деле гораздо глубже, чем в проведенных экспериментах.

Влияния языка на мышление

Происходит так потому, что каждый язык является, помимо прочего, кодом, несущим в себе часть культуры, этикета, обычаев, слова имеют разную историю происхождения и связь между собой, употребляются различные словоформы, что в конечном итоге меняет и образ мышления.

Люди, свободно владеющие несколькими языками, часто говорят, что по-разному на них думают.

к содержанию ↑

Деньги

Довольно неоднозначно оценивается влияние денег на человека. Существует множество сторонников прямо противоположных мнений в данном вопросе.

С одной стороны, деньги позволяют нам удовлетворить большинство базовых потребностей — иметь жилье, питаться, чувствовать себя комфортно, быть уверенными в сохранности социальных условий в будущем.

Но вместе с этим множество людей твердо убеждены в том, что деньги могут сделать человека алчным и жадным, высокомерным.

Тем не менее, деньги не меняют человека и сами по себе не являются ни позитивным, ни негативным фактором, оказывающим влияние на нравственность личности.

Они выступают всего лишь инструментом для достижения целей, которые человек ставит перед собой.

к содержанию ↑

Телевидение

Роль телевидения в формировании личности

С тех пор, как телевидение появилось практически в каждом доме, отношение к нему претерпело достаточно много изменений.

Если на заре его возникновения преобладало восхищение технологическими возможностями и их одобрение, то в данный момент появилось множество сторонников негативного отношения к телевидению.

При этом, несмотря на отрицательные отзывы, телевизор точно так же приковывает к себе взгляды, как и раньше.

Однако пассивное потребление информации, вещаемой по телевидению, порой превращается в зависимость от нее.

Человек может бесцельно сидеть около телевизора в ущерб собственной активности, находясь в зоне комфорта и порой игнорируя более важные дела. Однако на этом отрицательное влияние телевидения на личность не заканчивается.

Очень часто телевидение используется в качестве инструмента влияния на сознание людей, на массовое восприятие их того или иного важного события в мире.

Подтасовывая факты или односторонне их освещая, можно создать у общества позитивное или негативное мнение о каком-то явлении.

В результате телевидение превратилось в настоящее оружие для ведения информационных войн, в которых побеждает та сторона, которой удалось склонить на свою сторону общественные массы.

к содержанию ↑

Компьютерные игры

Действие компьютерных игр

Компьютерные игры, если уделять им умеренное количество времени, оказывают позитивное влияние на человека, принося удовлетворение от игрового процесса, отвлекая внимание от возможных проблем, развлекая и способствуя снятию стресса.

Однако чрезмерная увлеченность ими может вызвать зависимость у геймера. В таком случае игровая реальность, в которой он чувствует себя комфортно, становится для него важнее действительности.

На первый план при этом выходят игровые достижения, в то время как положение дел в настоящей реальности игнорируется.

к содержанию ↑

Татуировка

В настоящее время татуировки, как украшение тела, популярны не только среди мужчин, но и у женщин. К выбору рисунка, символа или надписи обычно подходят очень тщательно, потому что тату набивается всю жизнь. Также люди склонны вкладывать в татуировку дополнительный смысл.

При этом рисунок, характеризующий внутренний мир носителя тату, помогает ему самоутвердиться, обозначить свою позицию, взгляды, мировоззрение, а в дальнейшем — следовать выбранной линии поведения, постоянно напоминая ему о ней.

Некоторые даже наделяют татуировку мистическим значением, присваивают ей свойство оберега — в таком случае она позволяет человеку чувствовать себя более защищенно, избавиться от беспричинной тревоги, а также быть решительнее в различных ситуациях, что в конечном итоге положительно влияет на успешность в человека в целом.

Процесс формирования личности очень многогранен и сложен. Нереально учесть весь массив факторов, влияющих на человека, однако тщательное изучение данного вопроса способно не только привести к повышению качества воспитания личности с раннего детства, но и дать больше возможностей взрослому человеку для самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Факторы, влияющие на личность человека:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Да, статья очень содержательная. Я — учительница музыки, мой музыкально—педагогический опыт — 25 лет. Действительно, все указанные факторы влияния верны. И, все же, главенствующие из них — семья, культура и генетика.

Добавить комментарий