Внимание является важным элементом человеческого сознания.
Существуют определенные механизмы организации данного процесса.
Сознание и деятельность человека — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Индивидуальные особенности
Внимание в психологии — это сосредоточенность сознания, направленность на объект, имеющий значение.
Данное свойство психики является неотъемлемой частью любой возможной деятельности, поскольку позволяет улучшить результат ключевых процессов — запоминания, мышления, воображения.
Само по себе оно не может существовать, так как находится в тесной связи с другими психическими функциями.
У каждого человека данное свойство сознания развито в определенной мере в зависимости от особенностей личности, природных данных, волевой регуляции поведения.
К индивидуальным особенностям внимания относятся:
- Концентрация. Это способность сосредотачиваться на конкретном вопросе и полностью абстрагироваться от всего, что не имеет значения в данный момент времени. Концентрация может быть глубокой или поверхностной. Первый вариант полезен при решении одной ключевой задачи и в ситуациях, когда есть время на тщательную проработку вопроса. Если же необходимо действовать быстро, то применяется поверхностная концентрация. Она позволяет сосредотачиваться на разных этапах деятельности, сохраняя способность быстро переключаться. Глубокое погружение в объект только вредит, когда нет времени на раздумья и решение нужно принимать быстро.
- Распределение. Способность одновременно выполнять несколько действий. Как правило, человек может без проблем выполнять одновременно автоматические движения (доведенные до уровня навыка) и заниматься умственной деятельностью. Например, во время управления машиной слушать музыку и беседовать с пассажиром. Управление транспортным средством происходит автоматически, как и прослушивание музыкальных композиций, а поддержание беседы требует приложения умственных усилий. Одновременно же выполнять несколько видов интеллектуальной деятельности намного сложнее.
Например, думать о разрешении сложной личной проблемы и одновременно вести диалог на профессиональную тему практически невозможно.
- Объем. Возможность одновременного восприятия никак не связанных друг с другом объектов. Причем восприятие должно быть четким, ясным и осознанным. Взрослые люди могут одновременно анализировать 3-5 объектов, а дети не более 4. Постоянные тренировки помогут закрепить результат на предельной верхней границе, но никак не поспособствуют увеличению данного показателя. Объем воспринимаемой информации во многом зависит от уровня понимания материала, наличия заинтересованности. Так, наблюдая за важным для нас человеком, мы можем хорошо запомнить нюансы его внешности, а проходя мимо незнакомца на улице совершенно не воспринять его образ.
- Переключение. Осознанный перенос интереса с одного объекта на другой с целью решения поставленной задачи. Данное свойство зависит не только от природных данных, поскольку может развиваться в результате практических тренировок. Так, постоянная работа в условиях многозадачности постепенно вырабатывает у человека способность быстро переносить внимание с одного вопроса на другой, мыслить комплексно.
- Устойчивость. Это продолжительность сосредоточенности сознания. Как только предмет наблюдения перестает быть интересным или происходит его полное познание, интерес автоматически ослабляется. Соответственно, главным условием устойчивости является постоянное поступление новой информации. Данное свойство неразрывно связано с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Чем умнее человек, тем больше у него возможностей постоянно раскрывать в предметах что-то новое, тем самым поддерживая увлеченность ими.
У каждого индивида сосредоточенность развивается своим путем в зависимости от наличия способностей, возможностей и желания работать над собой.
При неблагоприятных условиях (особенности характера и темперамента, отсутствие самоконтроля, болезни, патологические зависимости, расстройства психики, преклонный возраст и др.) способность к сосредоточению может сильно понижаться.
В этом случае проявляются нарушения внимания: отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная активность, инертность.
При наличии у человека одного из перечисленных качеств результативность его деятельности значительно снижается.
Классификация воображения в психологии по видам и свойствам рассмотренна здесь.
Физиологические основы
Основой физиологии являются нервные процессы, происходящие в мозге. Это два процесса: возбуждение, торможение.
Когда интерес вызывает значимый на текущий момент времени объект, происходит ослабление или устранение посторонних раздражителей, сигналы которых попадают участки, находящиеся в состоянии заторможенности.
В то же время возбуждаются участки, которые отвечают за концентрацию интереса на изучаемом объекте.
И.П. Павлов, изучив поведение животных в природе, сделал вывод о существовании безусловного ориентировочно-исследовательского рефлекса.
Как только животное замечает в окружающем пространстве определенный раздражитель, оно начинает действовать соответствующим ситуации образом.
Подобный механизм работы сознания прослеживается и у людей.
Внимание напрямую зависит от внешних раздражителей, которые оказывают воздействие на сознание человека.
У людей, живущих в обществе, подобная физиологическая основа приобрела более сложные очертания ввиду необходимости осуществления трудовой деятельности, участия в иных видах социальной активности.
Механизмы
По мнению А.А, Ухтомского, существует главенствующий очаг возбуждения — доминанта. Она отличается значительной силой, устойчивостью и может ориентировать другие очаги на себя, поглощать их.
Чем сильнее доминанта, тем выше сосредоточенность человека на конкретном объекте и тем меньше риск отвлечения его на второстепенные раздражители.
И.П. Павлов выделил понятие оптимального очага возбуждения. Именно подобный уровень возбуждения позволяет обеспечить эффективный, ясный мыслительный процесс.
При таком характере работы сознания человек сохраняет способность переключать внимания, быстро реагировать на изменение текущей ситуации, работать в режиме многозадачности.
Качественные характеристики доминанты, которые отличают ее от оптимального очага возбуждения — большая сила, устойчивость, продолжительность, стабильность.
Подобный тип мышления актуален в ситуациях, когда необходима предельная концентрация на конкретной задаче и требуется полное абстрагирование от всех остальных раздражителей.
Существует немало исторических примеров того, как проявляется доминанта в работе человеческого мозга на практике. Так, известные художники, композиторы и изобретатели по заметкам их современников могли не спать и не есть сутками во время своей работы.
Их мысли были настолько захвачены главенствующей идеей, что все остальные потребности и желания отходили на задний план. Ничто не могло их отвлечь от объекта внимания до тех пор, пока поставленная цель не была достигнута.
В наше время подобное поведение можно наблюдать у людей, сильно захваченных каким-либо вопросом или идеей.
Нередко наличие доминанты прослеживается в поведении детей, подростков. В силу нестабильности, восприимчивости психики они могут настолько вовлекаться в важное для них на текущий момент действие, что полностью перестают реагировать на любые внешние раздражители.
Противодействие в виде просьб или угроз родителей воспринимается как дополнительный стимул для усиления концентрации внимания, то есть происходит поглощение доминантой других очагов возбуждения и усиление ее за их счет.
Нейрофизиологические
Внимание является важной психологической функцией.
Это обязательный фактор результативности, эффективности любой деятельности.
Оно необходимо человеку во время познания предметов и явлений, при выработке разнообразных двигательных навыков, при развитии способностей работать с числами, словами, образами.
Его работа становится возможной благодаря комплексу нейрофизиологических механизмов. В сознательном процессе применяются моторные программы, программы врожденного, приобретенного поведения, другие механизмы работы головного мозга.
Во время исследований активности мозга (электроэнцефалография) отмечено, что при воздействии на сознание человека нового раздражителя возникает непроизвольное внимание.
Существует два типа внимания. Кратко о них:
- Произвольное. Это активная мыслительная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Оно значительно облегчает процесс осуществления любой познавательной деятельности. Изначально происходит ввод информации, которая затем анализируется и оценивается. В результате вырабатывается новое знание в форме практического опыта, теоретических сведений, поведенческой реакции, двигательного навыка.
- Непроизвольное. Пассивная форма работы сознания, возникающая в ответ на стихийные изменения внешней среды. Изначально происходит мобилизация мозга, который приходит в состояние готовности восприятия новой информации. По мере адаптации к новому раздражителю происходит либо угасание реакции, либо формирование интереса с целью восприятия поступающих сигналов, организации ответной деятельности.
Итак, внимание представляет собой одно из ключевых свойств сознания человека. Уровень развития данной способности зависит во многом от индивидуальных особенностей конкретной личности.
В этом сюжете вы узнаете, что такое внимание, как человеческий мозг выбирает на чем сконцентрировать внимание: