Что является формами чувственного познания: примеры


Формами чувственного познания являются

Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.

Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.

Содержание:

Понятие и характеристика


Понятие и характеристика чувственного познания

Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.

Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.

Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.

Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.

Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.

Понятие и характеристика данного явления

По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.

Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.

к содержанию ↑

Примеры

Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.

В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.

Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.

Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.

Примеры из жизни

Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т.д.

Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.

По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.

При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.

Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.

к содержанию ↑

Формы



Выделяют три формы:

Ощущение

Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.

Ощущение - что это?

То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.

Глаза помогают получить зрительные ощущения, уши — слуховые, кожа — осязательные, нос — обонятельные, язык — вкусовые.

Ощущение — это первичная форма познания, с которой начинается весь процесс.

Оно подготавливает нас к дальнейшему этапу — восприятию находящегося перед нами объекта, пониманию его сущности и свойств.

к содержанию ↑

Восприятие

Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.

От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.

Например, взяв в руки клубнику и съев ее, человек через ощущения получает целый спектр информации — эта ягода красная, маленькая, шершавая, пахнет травой, сладкая на вкус.

Соответственно, в дальнейшем при слове «клубника» воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.

к содержанию ↑

Представление

Представление: форма

Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.

Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.

Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.

Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.

Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.

Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.

Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.

Возможности представления

Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.

Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.

Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.

Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.

Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.

Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.

к содержанию ↑

Чувственные познавательные процессы

Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.

Чувственные познавательные процессы: понятие

Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.

Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.

И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.

Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.

При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.

Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:

  1. Покупательница в магазине парфюмерии подходит к упаковке духов, прыскает на небольшую бумажную полоску из пробника и подносит ее к носу. В этот момент ее орган обоняния (нос) улавливает аромат духов, орган осязания (кожа) ощущает материал упаковки, орган зрения (глаза) воспринимает внешний облик товара. При этом каждый орган поставляет сознанию информацию, вызванную испытываемыми ощущениями. Чувственные познавательные процессы: примерыИнформация обрабатывается и принимается к рассмотрению. Непосредственно в этот момент у субъекта еще не сформировано никакого представления об изучаемом предмете, происходит только первый контакт с ним.
  2. После того как ощущения получены, субъект переходит к этапу восприятия. Все возникшие при помощи органов чувств ощущения объединяются в единый образ объекта, который может быть как положительным, так и отрицательным. Большое значение в этот момент имеет то, какие органы чувств преобладают у человека. Если у приобретающей духи покупательницы на первом месте стоит зрительное восприятие (визуал), то для нее внешний вид духов может иметь первостепенное значение. В таком случае некрасивая упаковка приведет к формированию в сознании отрицательного образа изучаемого объекта даже при наличии прекрасного аромата и приятной на ощупь упаковки.

    Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.

  3. Завершение процесса восприятия приводит к формированию в сознании устойчивого образа (представления), появившегося в результате взаимодействия с изучаемым предметом и получения необходимой информации о нем. В дальнейшем при каждом упоминании названия духов воображение будет напоминать их внешний вид и даже запах. Чувственные познавательные процессы в психологииЕсли же обоняние будет улавливать где-то знакомый аромат, то в сознании также ассоциативно будет всплывать образ. При этом субъект точно будет знать, положительные или отрицательные впечатления были связаны с предметом.

Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.

Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.

Чувственное познание — лекция:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий