Функции и способности человеческого сознания в психологии

Функции сознания в психологии

Качественной особенностью человеческой психики является наличие сознания, самосознания.

Они выполняют целый ряд функций, определяющих отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Основные понятия

Основные понятия темы

Сознание — это высшая функция человеческого мозга.

Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.

Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.

Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.

Внимание — способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.

Память — это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.

Воля направляет все действия и поступки индивида. Она является побуждающей силой, которая заставляет действовать целенаправленно.

Эмоции и чувства — высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.

Основные понятия и определения

Особым явлением с точки зрения психологии является способность отключения сознания.

После того, как необходимые навыки и умения усвоены, они могут осуществляться автоматически.

В этом случае контроль над своим поведением уже не нужен, так как организм сам делает привычные действия, отработанные во время приобретения навыка.

Так, опытный пианист не думает о движениях своих рук во время игры, а водитель со стажем не анализирует совершаемые им манипуляции во время управления транспортом.

Самосознание — это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.

Существует три основных уровня самосознания:

  1. Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело — отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
  2. Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу, социальному институту. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.
  3. Основные понятия и тезисы

  4. Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «Я». Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.

Свойства


Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:

  1. Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.

    Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.

    В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.

  2. Свойства: динамичность

  3. Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
  4. Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.

    Постоянная работа над собой — эффективный инструмент развития.

  5. Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.

Функции


Функции и способности

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.

    Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.

  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.

    Функции воображенияВоображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.

  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.

    Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.

  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

    Функции самосознания

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.

    Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.

  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная функция

  6. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Состояния: сон и бодрствование


Одними из наиболее распространенных состояний сознания, испытываемых на постоянной основе, являются сон и бодрствование.

Сон — это период отдыха, во время которого полностью или частично прекращается мыслительная деятельность. Полноценный сон является важным условием здорового физиологического и психологического состояния.

Недосыпы, бессонницы, плохое качество сна незамедлительно сказываются негативно на работе сознания. Все его ключевые компоненты (внимание, память и т.д.) начинают работать со сбоями.

Бодрствование — период активности, во время которого личность функционирует в полной мере. У подавляющего большинства взрослых людей состояние бодрствования наблюдается значительно чаще состояния сна. В среднем 2/3 суток у взрослого человека отводится на бодрствование.

Основные состояния: сон и бодрствование

Постоянное стремление к активности в ущерб сну приводит к большому количеству проблем: раздражительность, низкая стрессоустойчивость, нарушения памяти, проблемы с концентрацией внимания т.д.

Согласно функционализму, психология — это наука о функциях сознания. Сознание и самосознание являются неотъемлемыми элементами личности.

Чем выше уровень их развития, тем больше у человека наблюдаются способности к объективному восприятию себя и окружающих.

Структура и функции сознания:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *