Качественной особенностью человеческой психики является наличие сознания, самосознания.
Они выполняют целый ряд функций, определяющих отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.
О видах и признаках нарушения сознания человека читайте здесь.
Оглавление
Основные понятия
Сознание — это высшая функция человеческого мозга.
Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.
Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.
Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.
Внимание — способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.
Память — это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.
Воля направляет все действия и поступки индивида. Она является побуждающей силой, которая заставляет действовать целенаправленно.
Эмоции и чувства — высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.
Особым явлением с точки зрения психологии является способность отключения сознания.
После того, как необходимые навыки и умения усвоены, они могут осуществляться автоматически.
В этом случае контроль над своим поведением уже не нужен, так как организм сам делает привычные действия, отработанные во время приобретения навыка.
Так, опытный пианист не думает о движениях своих рук во время игры, а водитель со стажем не анализирует совершаемые им манипуляции во время управления транспортом.
Самосознание — это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.
Существует три основных уровня самосознания:
- Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело — отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
- Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу, социальному институту. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.
- Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «Я». Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.
Свойства
Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:
- Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.
Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.
В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.
- Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
- Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.
Постоянная работа над собой — эффективный инструмент развития.
- Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.
Это интересно: Интеллект в психологии: определение, структура, теории
Функции
Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.
Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.
Основные функции сознания:
- Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.
Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.
- Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.
Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
- Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.
Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.
- Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.
Самосознание выполняет следующие функции:
- Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
- Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
- Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.
- Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
- Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.
Состояния: сон и бодрствование
Одними из наиболее распространенных состояний сознания, испытываемых на постоянной основе, являются сон и бодрствование.
Сон — это период отдыха, во время которого полностью или частично прекращается мыслительная деятельность. Полноценный сон является важным условием здорового физиологического и психологического состояния.
Недосыпы, бессонницы, плохое качество сна незамедлительно сказываются негативно на работе сознания. Все его ключевые компоненты (внимание, память и т.д.) начинают работать со сбоями.
Бодрствование — период активности, во время которого личность функционирует в полной мере. У подавляющего большинства взрослых людей состояние бодрствования наблюдается значительно чаще состояния сна. В среднем 2/3 суток у взрослого человека отводится на бодрствование.
Постоянное стремление к активности в ущерб сну приводит к большому количеству проблем: раздражительность, низкая стрессоустойчивость, нарушения памяти, проблемы с концентрацией внимания т.д.
Согласно функционализму, психология — это наука о функциях сознания. Сознание и самосознание являются неотъемлемыми элементами личности.
Чем выше уровень их развития, тем больше у человека наблюдаются способности к объективному восприятию себя и окружающих.
Структура и функции сознания: