Сущность, процессы и функции воображения в психологии

Функции воображения в психологии

Каждый человек в той или иной мере фантазирует, мечтает, но особенно не задумывается над тем, что для него значит воображение.

В этой статье рассмотрим воображение, как с научной, так и с художественной точки зрения, как оно работает, каковы его пределы, как использовать свое воображение, чтобы стать более творческой личностью и счастливым человеком.


Что же это такое: определение понятия

Что же это такое: определение основного понятия

Суждение о воображение впервые упоминает греческим философом Платоном.

Он считает, что это способность памяти создавать душой красочные образы.

Эта уникальная способность является творческой, благодаря которой душа умеет создавать и описывать не только увиденное, но и придуманное.

Это процесс преобразования представлений человека, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

О воображении (фантазии) мы думаем сегодня в первую очередь в контексте искусства и психологии, считая эту типично человеческую способность почти неограниченной.

Мы говорим о пространственном, звуковом, музыкальном, о пластическом, математическом, техническом, пышном, детском и даже больном воображении; мы находим для него место почти во всех областях человеческого творчества.

Что мы знаем о фантазии?

Это способность человека к неожиданному построению в сознании образов, идей, которые не могут восприниматься посредством органов чувств, а только с помощью воображения.

Это источник различных проявлений человеческой духовной жизни.

Сущность воображения


Воображение — одно из тех понятий, которые нас вдохновляют. Это напоминает игру детей, и Эйнштейн утверждает, что это важнее, чем знания, так как не все люди с высоким образованием заметили бы маленький изъян, который видит среднестатистический человек с воображением.

Сущность воображения человека

Просто в воображении он уже составил проект и знает, как можно устранить этот недостаток.

Слово используется во многих смыслах, но по большей части:

  1. Для обозначения творчества в целом, говоря, что у кого-то есть большое воображение или нет воображения вообще.
  2. Чтобы сослаться на какие-то ментальные образы; либо представляя что-то в своей голове, например, как выглядела наша детская спальня, или мысленно напевать песню, чтобы попытаться вспомнить текст.

Воображение, вполне возможно, является уникальной человеческой способностью. По сути, это позволяет нам исследовать природу вещей, которые не находятся в нашей нынешней среде или, возможно, даже не реальны.

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или можно представить инопланетный космический корабль, прибывающий на орбиту Земли.

Сущность заключаются в том, что воображаемое генерируется изнутри, а не воспринимается на основе внешнего вида.

Значение и роль в жизни человека

Благодаря воображению можно забыть о серой повседневной жизни, раскрашивая их мечтами, потому что, в конце концов, каждый человек должен иметь идеалы.

Значение и роль в жизни каждого человека

Воображение позволяет нам перемещаться в места, где мы никогда не были.

Позволяет нам летать с птицами, танцевать в облаках, или плавать в стаканчике с вкусным мороженым.

Когда нам грустно и плохо, можно перенестись в мир сказок, закрыв глаза превратить себя в любого героя.

Для многих людей мечты — это единственное, что у них есть, и ради которых они живут. Реальность иногда подавляющая, гнетущая.

Не позволяет нам реализовать то, что мы действительно хотим и что для нас важно. Чаще всего это нереально из-за нехватки средств, поэтому обращаемся к нашей буйной фантазии, чтобы это исправить.

Как правило, фантазия развита лучше у детей, чем у взрослых. Они чаще всего рассказывают сказки, иногда взрослым кажется, что они лгут, но это не так. У них есть только их воображаемый мир, в который дети ежедневно уходят, находя в этом радость и забавную игру.

Фантазия проявляется и у взрослых, которые постоянно заняты, не имеют времени, находятся в спешке повседневной жизни. Непрерывная работа, семья не позволяют им хотя бы на мгновение вздохнуть, остановиться, расслабиться и потерять себя в мечтах.

Их фантазия чаще всего является пассивной, т.е. не находит отражения в практической деятельности. Это могут быть грезы, помогающие уйти из реальности, это могут быть сны. Активное же воображение всегда связано с практической деятельностью.

Значение и роль в жизни человека, ребенка

Культурная психология предлагает новый подход к воображению, который выдвигает на первый план его эмоциональные, социальные, культурные, контекстуальные и экзистенциальные характеристики.

В этом подходе фантазия и воображение понимаются, как способность человека дистанцироваться от ситуации «здесь и сейчас», чтобы вернуться к ней с новыми возможностями.

Для этого используются социально-культурные средства, например, языки, история, искусство, изображения и т. д., представление воображаемых сценариев, некоторые из которых могут стать настоящими.

Воображение рассматривается здесь не как изолированная когнитивная способность, а как средство, с помощью которого люди предвидят и конструктивно движутся к неопределенному будущему.

Именно в этом процессе жизни вперед с помощью воображения появляются новые достижения, и становятся возможными социальные изменения. Такова роль воображения и в профессиональной деятельности.

Именно воображение помогло человеку создать самолеты, корабли, подводные лодки. Можно смело сказать, что прогрессом движут человеческие фантазии.

Функции


Представления как следы импульсов, игры ума, представляют собой важную основу памяти. Без них невозможно было бы распознать текущие ощущения, которые определяются сравнением со следами прошлых впечатлений.

От взаимодействия воображения, восприятия и памяти зависит человеческая способность к обучению речи. Если рассмотреть примеры воспитания детей животными, то эти дети так и не научились говорить в полной мере.

Основные функции

Сказка о Маугли — всего лишь сказка.

На самом же деле, у таких детей нет возможности сравнить опыт предков со своими познаниями.

Общения с себе подобными нет, воображение в этом случае не работает.

Функции воображения:

  • представление реальности в созданных человеком образах;
  • управление настроением;
  • корректировка и стабилизация учебного процесса, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • составление определенного плана действий.

Свойства

Воображение связано с сознанием. Если содержание сознания, охватывающие также опыт и представления, называются идеями и составляют предмет познания, то главная задача интеллекта заключается в поиске законов, которые управляют окружением и общими ощущениями и представлениями.

Воображение человека несет в себе не только психологическую нагрузку (как у животных), но и выполняет важнейшие познавательные операции, связанные с синтезом чувственной и рассудочной сферы человека.

К основным свойствам можно отнести:

  1. Мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности.
  2. Упреждение и предвидение будущего, основываясь на предыдущих результатах деятельности.
  3. Восстановление прошлых воспоминаний.

Воображение и органические процессы также тесным образом взаимосвязаны. У человека с богатой фантазией могут изменяться и органические процессы. Учащаться пульс, подниматься давление и т.д.

Процессы и механизмы


Процессы и механизмы воображения

В восприятии человек берет информацию из внешнего мира, такую как свет или звуковые волны, и находит в ней смысл, используя память и процессы восприятия.

В воображении это работает наоборот. Образность создается из памяти.

Что не очевидно, так это то, что это важное, увлекательное явление можно исследовать научно. Несмотря на то, что мы не можем читать изображения непосредственно из мозга людей (пока), все еще есть научные средства, чтобы выяснить, что происходит в чьей-то голове.

Вещи, принадлежащие к растянутой природе, в первую очередь воспринимаются чувствами тела, где их идеи сочетаются с новыми впечатлениями и тогда появляются фантазии.

Человек не может охватить взглядом бесконечность природы; взгляд фокусируется на каком-то ее фрагменте, например, на стекле в оконной раме автобуса.

Мигающие изображения перед глазами были бы совершенно неуместны, если бы не проецировали лучи света на слова, разрезали их на части и ловили постоянно меняющееся изображение, а затем связывали это со звуками или конкретными словами.

Механизмы воображения:

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
  • метафора — это перенос наименования с одной вещи на другую, с рода на вид, с одной вещи на другую по принципу аналогии. Основой для метафоры является сопоставление сходства между предметами и словами;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • фиксация — концентрация на особых признаках предмета;
  • типизация — классифицирование признаков нескольких предметов, использование типичных и однородных.

Основные процессы и механизмы

Это, пожалуй, наиболее ясно во сне, где наши умы штампуют всю виртуальную реальность для нас, чтобы испытать нас, когда мы спим.

Но воображение используется в целом ряде когнитивных процессов, включая планирование, гипотетическое мышление, представление вещей в прошлом или будущем, понимание языка, и, конечно, в дизайне и творчестве в технике и искусстве.

Эксперименты, связанные с излучением и поглощением света, отражения и рассеивания его лучей, освещения или затенения объекта, наконец, добрососедства и взаимного влияния цветов, выявили целый ряд ранее неизвестных зрительных иллюзий, влияющих на наш образ понимания изображений, возникающих на сетчатке глаза.

Узнав о его строительстве и принимая во внимание действие объектива, который обращает изображение, в конце концов, стало понято, сколько в нашем мировоззрении зависит от власти, игры света и тени.

Теории кратко

Известно множество разнообразных толкований понятия воображения, описанных древними философами. Античные теории, особенно Аристотеля и стоическая, находят источник фантазии в плоти, в ее структуре и в связи с ближайшим окружением, а не в изображении.

Аристотель полагал, что воображение обеспечивает существование памяти, он приписывал фантазию всем животным, как организмам, имеющим чувства.

Воображение играет особую роль в этике Спинозы. Аналогично для Эпиктета оно является источником привязанностей тела и ума. Согласно рассуждениям Спинозы их взаимодействие позволяют разуму освободиться от пассивных состояний и достичь счастья. В этике воображение можно найти везде, где есть образы.

Теории кратко и их авторы

В философии Нового времени понятие воображения играет значимую роль.

Декарт воспринимает два, дополняющие друг друга понятия — материальное протяжение и мышление.

Но метод, которым образы воображения выступают в качестве нематериальных идей разума, остался для него не выясненным.

Основополагающей личностью для обоснования понятия воображения в новой философии является Кант. Прежде всего, он четко разделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Другими словами, разница между созиданием и творчеством.

Содержание и физиологическая основа


Психологи уже давно исследуют творчество, особенно детское. Очень часто по рисункам детей можно определить то, что спрятано глубоко в подсознании, их страхи, переживания.

Развитие способностей ребенка дошкольного возраста проходит не по принципу от низшего — к высшему, от худшего — к лучшему. Здесь просматривается процесс освоения знаниями и навыками, которые передавались из поколения в поколение.

Этот потенциал воплощен в системе универсальных способностей других людей, которые достигли вершин в своем роде деятельности. Это могут быть ученые, художники, музыканты, как творческие личности.

А могут быть строители, пекари, портные, как специалисты в практической деятельности. Тогда можно обратиться в прошлое и воссоздавать картину быта наших предков.

Всеобщая история человечества не могла обойтись без участия чувственного познания артефактов и без попытки систематизации конкретных данных.

Содержание и главная физиологическая основа

Однако же, только описание физических особенностей предметов, пришедших из далеких эпох, не хватало для того, чтобы можно было угадать их предназначение, цель, для чего они предназначены, и на основе этого понять, как жили их пользователи.

При интерпретации исторических фактов, доступных историкам только случайным образом, посредством воображения, этой не совсем понятной человеческой способности ума, требующего для себя идеи ранее накопленных в памяти.

Есть несколько типов представлений воображения:

  • реальная действительность. Скажем, человек пытается представить Антарктиду, которую он сам не видел, но которая существует фактически;
  • портреты исторических личностей, например, как выглядел первобытный человек или римский император Нерон;
  • персонажи из сказок: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, леший;
  • представления о будущем мире, например, каким может быть космический корабль или самолет в 3000 году.

Нарушение

Без фантазии нельзя создать талантливое произведение искусства, невозможно было бы запустить человека в космос. Если бы люди не обладали воображением, то можно было бы и не узнать лучшую подругу, которая изменила цвет волос.

Но слишком развитая фантазия может перерасти в маниакальный бред, совершенно неправдоподобный. Фантазии в этом случае воспринимаются как норма реального времени.

Воображение может стать патологическим, создается определенная модель поведения, которую человек считает нормой.

Это могут быть фантазии, связанные с бегством от реальности в свой мир, где все прекрасно. Тогда человек уже не может отличить мечту и фантазию от действительности.

Или второй вариант: фантазия, граничащая с ложью. В этом случае человек хочет предстать перед другими лучше и красивее, чем он есть на самом деле. Подобные явления относится к психическим расстройствам.

Мечты и фантазии — это что-то хорошее, что должно сопровождать каждого человека. Но если слишком верить в свои мечты, забывая о реальности, то есть риску получить ложные умозаключения.

Нужно помнить о том, чтобы воображение не было главной целью в жизни, потому что человек начинает верить в нереальные вещи и теряет веру в себя.

О свойствах и функциях воображения в этом видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *