Интеллект в психологии: определение, структура, теории


Интеллект в психологии

Интеллект в психологии — это способность психики человека, при помощи которой он может успешно решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, опираясь на опыт и знания, усваивать новые умения и навыки.

Благодаря интеллекту люди могут эффективно использовать все когнитивные умения, включая восприятие, внимание, мышление, память, воображение. Именно интеллект во многом помог человечеству выживать на протяжении всего периода существования.

Содержание:

Основное понятие


Основное понятие и особенности

Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.

Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.

Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.

Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к животным.

Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.

Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.

Основное понятие и связь с мышлением

Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.

Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов.

Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.

Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.

Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.

Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий, подходящих для их задач.

Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.

А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.

Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом, ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.

к содержанию ↑

Сведения о коэффициенте

Основные сведения о коэффициенте

Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно, поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.

И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.

Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.

Наиболее известными тестами, выявляющими коэффициент интеллекта, являются:

  • тест Ганса Айзенка;
  • тест Равена (Рейвена);
  • тест Векслера.

Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.

Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.

Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим. Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.

Факты:

    Сведения и факты о коэффициенте

  1. Крайне важно, чтобы человек на этапе формирования (во время вынашивания и в детском возрасте) получал достаточное количество йода. Средний IQ в регионах, в которых дети и беременные недополучают йода, ниже на 10-15 баллов, чем в регионах, в которых этой проблемы нет.
  2. Люди, имеющие высокий IQ, чаще страдают ментальными болезнями, особенно тревожным расстройством.
  3. Мэрилин вос Савант — американская женщина, имеющая самый высокий IQ в мире: 228. Она занимается журналистской деятельностью и пишет книги.

Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.

к содержанию ↑

Интеллектуализация в психологии



Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя. В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния.

Интеллектуализация в психологии и ее значение

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

к содержанию ↑

Виды и типы

Эти разновидности начали выделять во многом ради доказательства неэффективности тестов IQ и самого подхода, предполагающего, что интеллект представляет собой нечто целостное, неделимое и может быть полноценно измерен.

Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:

  1. Пространственный. Это умение ориентироваться в пространстве, быстро определять, где находится верх, где низ, где право, а где лево, находить дорогу по картам, сопоставлять информацию из них с реальной обстановкой.

    Хорошо развит у людей, чья профессия в той или иной мере связана с ориентировкой в пространстве: водители, танцоры, архитекторы, шахматисты.

  2. Межличностный. Способность взаимодействовать с окружающими людьми, находить подход к каждому человеку, чувствовать их эмоциональное состояние, понимать переживания, страхи, уметь оказывать психологическую поддержку, правильно определять отношение того или иного человека, создавать прочные социальные связи. Высокая развитость у тех, кто постоянно взаимодействует с людьми: у психологов, психотерапевтов. Этот тип интеллекта очень близок по смыслу к понятию «эмоциональный интеллект». Плохо развит у социофобов и аутичных людей.
  3. Виды и типы, разновидности

  4. Музыкальный. Наличие повышенной чувствительности к звукам (не только тем, которые издают музыкальные инструменты), умение комбинировать их, чувствовать ритм. Хорошая развитость у музыкантов, танцоров, композиторов.
  5. Телесно-кинестетический. Умение качественно использовать двигательные способности, делать точные и правильные движения, двигаться в такт, хорошо взаимодействовать и с мелкими, и с крупными предметами. Высокая развитость телесно-кинестетического интеллекта позволяет лучше работать с различными материалами, заниматься прикладным искусством. Развит у балетмейстеров, танцоров, мастеров в сферах прикладного искусства, спортсменов.
  6. Лингвистический. Умение гармонично сочетать слова, выстраивать связные предложения, запоминать правила, верно использовать сложные термины, высказывать собственные мысли в словесной форме. Развит у лингвистов, филологов, редакторов, писателей, журналистов.
  7. Логико-математический. Умение создавать логические связи между различными символами, работать с информацией, находить последовательность.

    Хорошая развитость у специалистов в области точных наук: математиков, физиков и других.

  8. Внутриличностный. Способность понимать собственные ощущения, находить способы борьбы с психологическим дискомфортом.
  9. Натуралистический. Умение различать растения и животных, испытывать к ним симпатию, понимать чувства тех или иных животных, определять, что нужно увядающему растению для того, чтобы оно восстановилось.

Виды, формы и типы

Также выделяют данные типы интеллекта:

  1. Общий. Сочетание умений, позволяющих адаптироваться в окружающем мире, эффективно решать различные задачи, достигать успеха.
  2. Специальный. Подразумевает наличие особых способностей, необходимых для работы в узких областях знаний.
к содержанию ↑

Структура


Джой Гилферд, известный американский психолог, вывел собственную модель структуры интеллекта, которая называется «кубической». Согласно его идеям, интеллект состоит из трех блоков:

  • операции (включает перечень основных интеллектуальных процессов);
  • содержание (включает категоризацию информации, которая интеллектуально перерабатывается, по содержанию);
  • результаты (перечень результатов, получившихся в процессе мыслительной деятельности).

«Кубической» его модель называется потому, что для ее описания проще всего использовать куб, каждая из сторон которого является одним из упомянутых блоков.

Поскольку теория Гилферда является гибкой и открытой, было определено уже порядка 150 составляющих, в той или иной мере связанных с интеллектуальной работой.

к содержанию ↑

Теории

Главные теории интеллекта, существующие в психологии:

    Чарльз Спирмен и его теория

  1. Общий интеллект. Чарльз Спирмен, британский психолог, провел несколько экспериментов на проверку интеллектуальных способностей с помощью тестов. Согласно его выводам, люди, которые успешно проходили один тест, с большей долей вероятности пройдут удачно и другие. Низкие же результаты по одному тесту сочетались с низкими в других. Поэтому он счел, что интеллект — это целостное когнитивное умение, которое можно измерить при помощи специальных тестов. Его идеи были крайне популярны в двадцатом веке.
  2. Первичные интеллектуальные способности. Создатель этой идеи — Луи Тёрстоун, работавший в первую половину двадцатого века. Согласно его теории, интеллект человека состоит из семи первичных умений, включая понимание словесной информации, беглость речи, ассоциативную память.
  3. Множественный интеллект. Эта теория была создана Говардом Гарднером. Он вывел восемь разновидностей интеллекта, которые были подробно разобраны в разделе «Виды интеллекта в психологии». Г. Гарднер активно критиковал популярные в двадцатом веке идеи, тесно связанные с тестами IQ, и его теория — попытка объяснить многогранность интеллекта.
  4. Трехкомпонентная теория интеллекта. Эту теорию создал Роберт Стернберг. Он вывел перечень умений, которые, по его мнению, являются частью так называемого «успешного интеллекта». Факторов интеллекта существует три: компонентный, практический и творческий.

Также имеют значение исследования Жана Пиаже, известного психолога 20-го века, являющегося создателем теории когнитивного развития.

Согласно его идеям, человек в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии, постепенно совершенствуясь, усложняясь. Наивысшей мыслительной способностью он считает формально-логическое мышление.

Идеи Пиаже в основном относились к детскому и подростковому возрасту. Он вывел теорию детских интеллектуальных умений, и, согласно ей, дети мыслят не хуже взрослых, не примитивнее, а иначе. Их интеллект имеет индивидуальные особенности.

Также Жан Пиаже написал книгу «Психология интеллекта», в которой подробно рассказывает о том, как работают интеллектуальные способности и мышление.

к содержанию ↑

Психиатрия: расстройства интеллекта

Психиатрия: расстройства интеллекта - диагнозы

Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.

Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр интеллектуальных возможностей изначально не доступен (это касается врожденных отклонений).

Интеллектуальные расстройства делятся на:

  1. Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы Дауна, Ретта, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
  2. Приобретенные: синдром Альцгеймера, сосудистая деменция (которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях. Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как шизофрения.

Приобретенное слабоумие можно частично либо полностью компенсировать, если вовремя начать лечение.

Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).

Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.

О том, что такое интеллект, вы моджете узнать из видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий