Интеллект в психологии — это способность психики человека, при помощи которой он может успешно решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, опираясь на опыт и знания, усваивать новые умения и навыки.
Благодаря интеллекту люди могут эффективно использовать все когнитивные умения, включая восприятие, внимание, мышление, память, воображение. Именно интеллект во многом помог человечеству выживать на протяжении всего периода существования.
О видах эмоциональных процессов и состояний личности узнайте из нашей статьи.
Оглавление
Основное понятие
Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.
Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.
Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.
Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к животным.
Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.
Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.
Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.
Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов.
Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.
Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.
Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.
Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий, подходящих для их задач.
Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.
А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.
Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом, ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.
Сведения о коэффициенте
Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно, поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.
И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.
Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.
Наиболее известными тестами, выявляющими коэффициент интеллекта, являются:
- тест Ганса Айзенка;
- тест Равена (Рейвена);
- тест Векслера.
Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.
Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.
Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим. Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.
Факты:
- Крайне важно, чтобы человек на этапе формирования (во время вынашивания и в детском возрасте) получал достаточное количество йода. Средний IQ в регионах, в которых дети и беременные недополучают йода, ниже на 10-15 баллов, чем в регионах, в которых этой проблемы нет.
- Люди, имеющие высокий IQ, чаще страдают ментальными болезнями, особенно тревожным расстройством.
- Мэрилин вос Савант — американская женщина, имеющая самый высокий IQ в мире: 228. Она занимается журналистской деятельностью и пишет книги.
Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.
Интеллектуализация в психологии
Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.
Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя. В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния.
Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).
Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).
О симптомах и лечении эмоционального расстройства личности читайте здесь.
Виды и типы
Эти разновидности начали выделять во многом ради доказательства неэффективности тестов IQ и самого подхода, предполагающего, что интеллект представляет собой нечто целостное, неделимое и может быть полноценно измерен.
Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:
- Пространственный. Это умение ориентироваться в пространстве, быстро определять, где находится верх, где низ, где право, а где лево, находить дорогу по картам, сопоставлять информацию из них с реальной обстановкой.
Хорошо развит у людей, чья профессия в той или иной мере связана с ориентировкой в пространстве: водители, танцоры, архитекторы, шахматисты.
- Межличностный. Способность взаимодействовать с окружающими людьми, находить подход к каждому человеку, чувствовать их эмоциональное состояние, понимать переживания, страхи, уметь оказывать психологическую поддержку, правильно определять отношение того или иного человека, создавать прочные социальные связи. Высокая развитость у тех, кто постоянно взаимодействует с людьми: у психологов, психотерапевтов. Этот тип интеллекта очень близок по смыслу к понятию «эмоциональный интеллект». Плохо развит у социофобов и аутичных людей.
- Музыкальный. Наличие повышенной чувствительности к звукам (не только тем, которые издают музыкальные инструменты), умение комбинировать их, чувствовать ритм. Хорошая развитость у музыкантов, танцоров, композиторов.
- Телесно-кинестетический. Умение качественно использовать двигательные способности, делать точные и правильные движения, двигаться в такт, хорошо взаимодействовать и с мелкими, и с крупными предметами. Высокая развитость телесно-кинестетического интеллекта позволяет лучше работать с различными материалами, заниматься прикладным искусством. Развит у балетмейстеров, танцоров, мастеров в сферах прикладного искусства, спортсменов.
- Лингвистический. Умение гармонично сочетать слова, выстраивать связные предложения, запоминать правила, верно использовать сложные термины, высказывать собственные мысли в словесной форме. Развит у лингвистов, филологов, редакторов, писателей, журналистов.
- Логико-математический. Умение создавать логические связи между различными символами, работать с информацией, находить последовательность.
Хорошая развитость у специалистов в области точных наук: математиков, физиков и других.
- Внутриличностный. Способность понимать собственные ощущения, находить способы борьбы с психологическим дискомфортом.
- Натуралистический. Умение различать растения и животных, испытывать к ним симпатию, понимать чувства тех или иных животных, определять, что нужно увядающему растению для того, чтобы оно восстановилось.
Также выделяют данные типы интеллекта:
- Общий. Сочетание умений, позволяющих адаптироваться в окружающем мире, эффективно решать различные задачи, достигать успеха.
- Специальный. Подразумевает наличие особых способностей, необходимых для работы в узких областях знаний.
Это интересно: Функции и способности человеческого сознания в психологии
Структура
Джой Гилферд, известный американский психолог, вывел собственную модель структуры интеллекта, которая называется «кубической». Согласно его идеям, интеллект состоит из трех блоков:
- операции (включает перечень основных интеллектуальных процессов);
- содержание (включает категоризацию информации, которая интеллектуально перерабатывается, по содержанию);
- результаты (перечень результатов, получившихся в процессе мыслительной деятельности).
«Кубической» его модель называется потому, что для ее описания проще всего использовать куб, каждая из сторон которого является одним из упомянутых блоков.
Поскольку теория Гилферда является гибкой и открытой, было определено уже порядка 150 составляющих, в той или иной мере связанных с интеллектуальной работой.
Теории
Главные теории интеллекта, существующие в психологии:
- Общий интеллект. Чарльз Спирмен, британский психолог, провел несколько экспериментов на проверку интеллектуальных способностей с помощью тестов. Согласно его выводам, люди, которые успешно проходили один тест, с большей долей вероятности пройдут удачно и другие. Низкие же результаты по одному тесту сочетались с низкими в других. Поэтому он счел, что интеллект — это целостное когнитивное умение, которое можно измерить при помощи специальных тестов. Его идеи были крайне популярны в двадцатом веке.
- Первичные интеллектуальные способности. Создатель этой идеи — Луи Тёрстоун, работавший в первую половину двадцатого века. Согласно его теории, интеллект человека состоит из семи первичных умений, включая понимание словесной информации, беглость речи, ассоциативную память.
- Множественный интеллект. Эта теория была создана Говардом Гарднером. Он вывел восемь разновидностей интеллекта, которые были подробно разобраны в разделе «Виды интеллекта в психологии». Г. Гарднер активно критиковал популярные в двадцатом веке идеи, тесно связанные с тестами IQ, и его теория — попытка объяснить многогранность интеллекта.
- Трехкомпонентная теория интеллекта. Эту теорию создал Роберт Стернберг. Он вывел перечень умений, которые, по его мнению, являются частью так называемого «успешного интеллекта». Факторов интеллекта существует три: компонентный, практический и творческий.
Также имеют значение исследования Жана Пиаже, известного психолога 20-го века, являющегося создателем теории когнитивного развития.
Согласно его идеям, человек в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии, постепенно совершенствуясь, усложняясь. Наивысшей мыслительной способностью он считает формально-логическое мышление.
Идеи Пиаже в основном относились к детскому и подростковому возрасту. Он вывел теорию детских интеллектуальных умений, и, согласно ей, дети мыслят не хуже взрослых, не примитивнее, а иначе. Их интеллект имеет индивидуальные особенности.
Также Жан Пиаже написал книгу «Психология интеллекта», в которой подробно рассказывает о том, как работают интеллектуальные способности и мышление.
Психиатрия: расстройства интеллекта
Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.
Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр интеллектуальных возможностей изначально не доступен (это касается врожденных отклонений).
Интеллектуальные расстройства делятся на:
- Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы Дауна, Ретта, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
- Приобретенные: синдром Альцгеймера, сосудистая деменция (которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях. Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как шизофрения.
Приобретенное слабоумие можно частично либо полностью компенсировать, если вовремя начать лечение.
Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).
Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.
О том, что такое интеллект, вы моджете узнать из видео: