Мысли нестандартно и созидай необычное: как развить в себе креативность?


Как развить креативность?

Креативные способности могут быть врожденными и приобретенными.

Задумались, как развить креативность, помогут советы психологов.

Основные определения


Основные определения и термины

Креатив — это что означает? Что такое креативность в психологии?

Слово «креативность» происходит от creatio — от латинского — созидание. Это готовность к новым идеям, творческие способности личности.

П. Торренс считал, что это повышенная чувствительность к проблемам. Но кроме этого осуществляются некие действия по определению проблем, поиску решения. Необходимо выдвинуть гипотезы, проверить их и сформулировать.

Креативность активизируется тогда, когда это позволяет среда, в которой находится ребенок или взрослый человек.

Креативность — это свойство каждого индивида, но у большинства она находится в неактивном состоянии.

Это еще и способность нестандартно мыслить в самых разных ситуациях — не только в творчестве, но и в решении деловых задач.

Она часто рассматривается как противоположность стандартного, обыденного мышления.

к содержанию ↑

Психологический портрет личности

Креативщик, креативная личность, креативный человек — какой он? Креативный человек умеет мыслить нестандартно. Иногда его идеи действительно удивляют, вызывают непонимание со стороны общества.

Человек с креативным мышлением способен создавать новое, отличающееся от стандартного подхода, при этом его решения часто показывают свою практичность и пользу.

Признаки творческих личностей:

    Психологический портрет креативной личности

  1. Они умеют мечтать. У них хорошо развито воображение. Часто у них существуют воображаемые миры. Это не значит, что они витают в облаках и ничего не делают, наоборот, свои идеи они стараются выражать вовне.
  2. Они одновременно являются интровертами и экстравертами. Человек со стандартным мышлением, по исследованиям ученых, обладает одним из полюсов личности. Творческие же люди наделены чертами обоих типов. У них одновременно может проявляться общительность и скрытность. Другие люди становятся причиной появления вдохновения, а обдумывать новые идеи они предпочитают в спокойном месте и одиночестве.
  3. Творческие люди не привязаны к жестким гендерным стереотипам, у них более свободное мышление и проявление своей роли.

    Девочки с креативными способностями проявляют большую доминантность в поведении, чем их сверстницы с мышлением обыденным.

  4. В целом, они проявляют консерватизм. Но при определенных условиях способны пойти против системы. Они готовы к созданию нового, но в то же время уважают культурные традиции и могут многое брать из опыта прошлого.
  5. Они со страстью подходят к делу, которым занимаются. Им нужен подъем, накал эмоций, иначе творчество не работает. В то же время они проявляют объективность и способны критиковать результаты своего труда.
  6. Психологический портрет личности и признаки

  7. Люди, проявляющие креативность, обладают большей чувствительности и открытостью. У них, как правило, хорошее настроение, они способны радоваться окружающему миру, общению с другими людьми.
  8. Им приходится существовать в двух мирах — воображаемом и реальном. Реальный предназначен для решения бытовых вопросов, что не всегда нравится творческой личности. Именно поэтому вокруг нее нередко хаос, но упорядоченный. Воображаемый мир помогает творить, создавать идеи.
к содержанию ↑

Описание способностей



Креативные способности — это навыки, позволяющие создавать нечто новое. Они связаны с особенностями нервной системы, скоростью передачи нервных импульсов, процессами возбуждения и торможения.

Но это не только врожденные качества. В основе креативных способностей и длительная работа. Во многом важно, чтобы их развитию уделяли внимание в детском возрасте.

Творчество — это не только умение представить, но и способность выразить идею, создать ее, то есть это не только духовная, но и практическая сторона.

к содержанию ↑

Методы мышления

Методы оригинального мышления

Что такое креативное мышление, креативные мысли?

Креативное мышление можно описать как умение творчески подходить к решению любой проблемы.

Способность думать и действовать нестандартно позволяет опережать конкурентов, создавать яркие, оригинальные вещи.

Творческое мышление необходимо в рекламе, маркетинге, бизнесе, искусстве. Однако оно пригодится и в любой другой области человеческой жизни.

Чтобы создать новую технику, также необходимо мыслить нестандартными категориями, уметь не только разработать прибор, но и представить, каким он должен быть и какие функции выполнять.

Разработаны методы, которые помогают проявиться творчеству:

  1. Мозговой штурм. Наиболее популярный метод, используемый в различных областях. Участникам предлагается высказать как можно большее количество решений, неважно, насколько нереальными они кажутся.

    Изобрел Алекс Осборн — один основателей рекламной компании. Озвученные идеи затем развиваются, для этого используется метод ассоциаций.

  2. Синектика. В основе лежит построение аналогий.
  3. Контрольные вопросы. Они помогают правильно направить процесс генерации идеи. В основе метода — правильно поставленные вопросы.
  4. Методы нестандартного мышления

  5. Морфологический анализ. Составляется таблица, куда вносятся все интересующие параметры.
  6. Фокальные объекты. К заданному объекту присоединяются признаки случайно взятых объектов.
  7. Ментальные карты. Тони Бьюзен предложил рисовать интеллект-карты, которые позволяют быстро находить решение. В центре листа рисуется основная задача, а по бокам ассоциации к ней.
  8. Метод шести шляп. Разработал Эдвард де Боно. Задача, проблема рассматривается с разных сторон, и автор предлагает «примерить» шесть направлений мышления: научный подход, критическая оценка ситуации, взгляд оптимиста, эмоциональная оценка ситуации, нестандартность, управление.
  9. Метод Уоллеса. Согласно ему вначале требуется напряжение, затем отход от проблемы, отвлеченность и озарение. В конце производится проверка данных и расчеты.
к содержанию ↑

Критерии творческого процесса


Выявлены следующие критерии креативности:

  1. Оригинальность — способность производить необычные идеи, отличные от тех, что уже созданы. Чем лучше она развита, тем быстрее преодолеваются стандартные шаблоны. Оригинальность повышается развитием воображения.
  2. Основные критерии творческого процесса

  3. Гибкость — способность переключаться между мыслями, задумками, использовать несколько путей, вариантов, чтобы их реализовать.
  4. Беглость — скорость, способность генерировать большое количество идей в определенный временной промежуток, при этом еще и умение быстро найти правильное решение.
  5. Открытость — способность к восприятию новой информации из внешних источников и пользоваться ей.
  6. Образность — идеи создаются в виде образов, при этом они собираются в нечто единое.
  7. Вербальность — выражение идеи словами, способность объяснить, что требуется сделать, какими путями это лучше достигнуть.

    Сюда также можно отнести способность отстаивать свою идею для ее реализации.

  8. Стрессоустойчивость — способность пригодится, когда приходится создавать идеи в сложной, необычной обстановке.
  9. Абстрактность — целостные, сложные идеи формируются на основе отдельных частей, после чего их собирают в единое целое.
  10. Восприимчивость — в обычной ситуации можно найти нечто необычное, отличающееся от шаблонов, в простом ищется сложное.
  11. Удовлетворительность — итог. Если результат не удовлетворяет, то может пропасть дальнейшее стремление к творчеству.
к содержанию ↑

Диагностика

Диагностика и тестирование

Первые тесты по диагностики креативности были разработаны Гилфордом.

Они измеряли дивергентное мышление, были предназначены для взрослых и учеников старших классов.

Сейчас применяются усовершенствованные методики, например, Торренса.

Методика Вартега состоит в том, что необходимо нарисовать предметы или явления, а в качестве основы используются круги. Изучается беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Экспресс-опросник Джонсона. Выявляет восемь характеристик творческого поведения. Согласно автору методики креативность проявляется спонтанно и неожиданно.

Тест «Креативность» Вишняковой. Сравниваются два образа: «Я-реальный» и «Я-идеальный».

к содержанию ↑

Методика Торренса

П. Торренс в 1962 году предложил тест на креативность. Диагностику творческих способностей можно делать с дошкольного возраста. Для юношей и взрослых создан усложненный вариант.

Он разработал 12 тестов. Они сгруппированы в изобразительную, звуковую и вербальную батареи.

Фигурный тест предлагает нарисовать картинку на основе овала, завершить фигуры, создать неповторяющийся рисунок, используя за основу одинаковые линии.

Методика Торренса: показатели

Исследуются 5 показателей:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • разработанность;
  • сопротивление замыканий;
  • абстрактность названий.
к содержанию ↑

Техники

Есть техники, помогающие улучшить творческий процесс и развить свою креативность:

  1. Самоанализ. Оценка своих сильных и слабых сторон. Удобнее выполнять в виде таблицы.
  2. Анализ внешней среды. Оценивается ситуация, риски, пути решения.
  3. Расширение перспектив. Проблема рассматривается с разных сторон. Например, задайте вопрос от имени секретаря, врача, депутата.
  4. Цепочка идей. Один участник называет идею, другой предлагает другое виденье на основе идеи предыдущего.
  5. Произвольно выбранные слова. Берется первое попавшееся слово и к нему придумываются ассоциации.
  6. Метод шаблона. Задаются параметры и в соответствии с ними генерируются идеи.
  7. Представить объект в другом качестве. Взять мячик и подумать, как бы его можно было использовать. Или, например, если бы ваша машина была самолетом.
к содержанию ↑

Как быть креативным?

Как быть креативным: упражнения

Как стать креативным? Как развивать креативность?

Творческие способности можно развить. Это возможно даже во взрослом возрасте.

Способы и приемы развития креативности:

  1. Забудьте про ограничения и правила. Если вы создаете что-то новое, то не должно возникать понятий «нельзя», «невозможно».
  2. Поставьте границы. Один из интересных приемов. Поставьте себе в определенные рамки. Например, в течение месяца рисовать только черным карандашом.
  3. Используйте меньше оборудования. Если вы снимаете фото, пользуйтесь минимальным количеством объективов. Для рисования применяйте одну кисточку.
  4. Создавайте себе как можно больше разнообразных впечатлений. Посещайте новые места, изучайте новую информацию.
  5. Окружите себя людьми творческими — желание творить передается через социальное взаимодействие.
  6. Тренируйте мышление. Рассказывайте истории. Не думайте о том, насколько хорошо у вас получается, разрешите себе говорить то, что нравится. Меняйте интонацию в процессе рассказа.
  7. Меняйтесь. Пробуйте себя в разных жанрах. Меняйте имидж. Пишите в разных стилях.
  8. Ставьте себе нестандартные задачи, заставляйте мозг их решать.
  9. Не ждите вдохновения, оно может и не прийти.

    Начинайте работать, и творческие способности начнут раскрываться в процессе деятельности.

  10. Концентрируйтесь не на результате, а на способах действий. Подумайте, как вы могли бы решить задачу, какими методами.
  11. Выбирайте нетипичное место для работы. Привыкли творить в офисе — отправляйтесь в уютное кафе или парк.
  12. Пользуйтесь для некоторых дел не только правой, но и левой рукой — пишите, рисуйте, ешьте.
  13. Давайте мозгу возможность отдохнуть от эмоциональной нагрузки — медитации, поездки на природе, время в полной тишине без телевизора и компьютера.
  14. Занимайтесь спортом, больше двигайтесь — мозгу необходимо поступление кислорода для эффективной деятельности.

Креативные способности — это не только врожденные качества психики, но и длительная работа над собой. Поэтому творческий потенциал можно развить, используя различные приемы.

Упражнения для развития креативности:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий