Креативные способности могут быть врожденными и приобретенными.
Задумались, как развить креативность, помогут советы психологов.
Что такое талант и что делать, если его нет? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Основные определения
Креатив — это что означает? Что такое креативность в психологии?
Слово «креативность» происходит от creatio — от латинского — созидание. Это готовность к новым идеям, творческие способности личности.
П. Торренс считал, что это повышенная чувствительность к проблемам. Но кроме этого осуществляются некие действия по определению проблем, поиску решения. Необходимо выдвинуть гипотезы, проверить их и сформулировать.
Креативность активизируется тогда, когда это позволяет среда, в которой находится ребенок или взрослый человек.
Креативность — это свойство каждого индивида, но у большинства она находится в неактивном состоянии.
Это еще и способность нестандартно мыслить в самых разных ситуациях — не только в творчестве, но и в решении деловых задач.
Она часто рассматривается как противоположность стандартного, обыденного мышления.
Психологический портрет личности
Креативщик, креативная личность, креативный человек — какой он? Креативный человек умеет мыслить нестандартно. Иногда его идеи действительно удивляют, вызывают непонимание со стороны общества.
Человек с креативным мышлением способен создавать новое, отличающееся от стандартного подхода, при этом его решения часто показывают свою практичность и пользу.
Признаки творческих личностей:
- Они умеют мечтать. У них хорошо развито воображение. Часто у них существуют воображаемые миры. Это не значит, что они витают в облаках и ничего не делают, наоборот, свои идеи они стараются выражать вовне.
- Они одновременно являются интровертами и экстравертами. Человек со стандартным мышлением, по исследованиям ученых, обладает одним из полюсов личности. Творческие же люди наделены чертами обоих типов. У них одновременно может проявляться общительность и скрытность. Другие люди становятся причиной появления вдохновения, а обдумывать новые идеи они предпочитают в спокойном месте и одиночестве.
- Творческие люди не привязаны к жестким гендерным стереотипам, у них более свободное мышление и проявление своей роли.
Девочки с креативными способностями проявляют большую доминантность в поведении, чем их сверстницы с мышлением обыденным.
- В целом, они проявляют консерватизм. Но при определенных условиях способны пойти против системы. Они готовы к созданию нового, но в то же время уважают культурные традиции и могут многое брать из опыта прошлого.
- Они со страстью подходят к делу, которым занимаются. Им нужен подъем, накал эмоций, иначе творчество не работает. В то же время они проявляют объективность и способны критиковать результаты своего труда.
- Люди, проявляющие креативность, обладают большей чувствительности и открытостью. У них, как правило, хорошее настроение, они способны радоваться окружающему миру, общению с другими людьми.
- Им приходится существовать в двух мирах — воображаемом и реальном. Реальный предназначен для решения бытовых вопросов, что не всегда нравится творческой личности. Именно поэтому вокруг нее нередко хаос, но упорядоченный. Воображаемый мир помогает творить, создавать идеи.
Это интересно: Не принимайте доброту подавшего вам руку за слабость
Описание способностей
Креативные способности — это навыки, позволяющие создавать нечто новое. Они связаны с особенностями нервной системы, скоростью передачи нервных импульсов, процессами возбуждения и торможения.
Но это не только врожденные качества. В основе креативных способностей и длительная работа. Во многом важно, чтобы их развитию уделяли внимание в детском возрасте.
Творчество — это не только умение представить, но и способность выразить идею, создать ее, то есть это не только духовная, но и практическая сторона.
Методы мышления
Что такое креативное мышление, креативные мысли?
Креативное мышление можно описать как умение творчески подходить к решению любой проблемы.
Способность думать и действовать нестандартно позволяет опережать конкурентов, создавать яркие, оригинальные вещи.
Творческое мышление необходимо в рекламе, маркетинге, бизнесе, искусстве. Однако оно пригодится и в любой другой области человеческой жизни.
Чтобы создать новую технику, также необходимо мыслить нестандартными категориями, уметь не только разработать прибор, но и представить, каким он должен быть и какие функции выполнять.
Разработаны методы, которые помогают проявиться творчеству:
- Мозговой штурм. Наиболее популярный метод, используемый в различных областях. Участникам предлагается высказать как можно большее количество решений, неважно, насколько нереальными они кажутся.
Изобрел Алекс Осборн — один основателей рекламной компании. Озвученные идеи затем развиваются, для этого используется метод ассоциаций.
- Синектика. В основе лежит построение аналогий.
- Контрольные вопросы. Они помогают правильно направить процесс генерации идеи. В основе метода — правильно поставленные вопросы.
- Морфологический анализ. Составляется таблица, куда вносятся все интересующие параметры.
- Фокальные объекты. К заданному объекту присоединяются признаки случайно взятых объектов.
- Ментальные карты. Тони Бьюзен предложил рисовать интеллект-карты, которые позволяют быстро находить решение. В центре листа рисуется основная задача, а по бокам ассоциации к ней.
- Метод шести шляп. Разработал Эдвард де Боно. Задача, проблема рассматривается с разных сторон, и автор предлагает «примерить» шесть направлений мышления: научный подход, критическая оценка ситуации, взгляд оптимиста, эмоциональная оценка ситуации, нестандартность, управление.
- Метод Уоллеса. Согласно ему вначале требуется напряжение, затем отход от проблемы, отвлеченность и озарение. В конце производится проверка данных и расчеты.
Как можно развить воображение и фантазию? Читайте об этом здесь.
Критерии творческого процесса
Выявлены следующие критерии креативности:
- Оригинальность — способность производить необычные идеи, отличные от тех, что уже созданы. Чем лучше она развита, тем быстрее преодолеваются стандартные шаблоны. Оригинальность повышается развитием воображения.
- Гибкость — способность переключаться между мыслями, задумками, использовать несколько путей, вариантов, чтобы их реализовать.
- Беглость — скорость, способность генерировать большое количество идей в определенный временной промежуток, при этом еще и умение быстро найти правильное решение.
- Открытость — способность к восприятию новой информации из внешних источников и пользоваться ей.
- Образность — идеи создаются в виде образов, при этом они собираются в нечто единое.
- Вербальность — выражение идеи словами, способность объяснить, что требуется сделать, какими путями это лучше достигнуть.
Сюда также можно отнести способность отстаивать свою идею для ее реализации.
- Стрессоустойчивость — способность пригодится, когда приходится создавать идеи в сложной, необычной обстановке.
- Абстрактность — целостные, сложные идеи формируются на основе отдельных частей, после чего их собирают в единое целое.
- Восприимчивость — в обычной ситуации можно найти нечто необычное, отличающееся от шаблонов, в простом ищется сложное.
- Удовлетворительность — итог. Если результат не удовлетворяет, то может пропасть дальнейшее стремление к творчеству.
Диагностика
Первые тесты по диагностики креативности были разработаны Гилфордом.
Они измеряли дивергентное мышление, были предназначены для взрослых и учеников старших классов.
Сейчас применяются усовершенствованные методики, например, Торренса.
Методика Вартега состоит в том, что необходимо нарисовать предметы или явления, а в качестве основы используются круги. Изучается беглость, гибкость и оригинальность мышления.
Экспресс-опросник Джонсона. Выявляет восемь характеристик творческого поведения. Согласно автору методики креативность проявляется спонтанно и неожиданно.
Тест «Креативность» Вишняковой. Сравниваются два образа: «Я-реальный» и «Я-идеальный».
Методика Торренса
П. Торренс в 1962 году предложил тест на креативность. Диагностику творческих способностей можно делать с дошкольного возраста. Для юношей и взрослых создан усложненный вариант.
Он разработал 12 тестов. Они сгруппированы в изобразительную, звуковую и вербальную батареи.
Фигурный тест предлагает нарисовать картинку на основе овала, завершить фигуры, создать неповторяющийся рисунок, используя за основу одинаковые линии.
Исследуются 5 показателей:
- беглость;
- оригинальность;
- разработанность;
- сопротивление замыканий;
- абстрактность названий.
Техники
Есть техники, помогающие улучшить творческий процесс и развить свою креативность:
- Самоанализ. Оценка своих сильных и слабых сторон. Удобнее выполнять в виде таблицы.
- Анализ внешней среды. Оценивается ситуация, риски, пути решения.
- Расширение перспектив. Проблема рассматривается с разных сторон. Например, задайте вопрос от имени секретаря, врача, депутата.
- Цепочка идей. Один участник называет идею, другой предлагает другое виденье на основе идеи предыдущего.
- Произвольно выбранные слова. Берется первое попавшееся слово и к нему придумываются ассоциации.
- Метод шаблона. Задаются параметры и в соответствии с ними генерируются идеи.
- Представить объект в другом качестве. Взять мячик и подумать, как бы его можно было использовать. Или, например, если бы ваша машина была самолетом.
Как развить в себе лидерские качества личности? Советы специалистов помогут вам.
Как быть креативным?
Как стать креативным? Как развивать креативность?
Творческие способности можно развить. Это возможно даже во взрослом возрасте.
Способы и приемы развития креативности:
- Забудьте про ограничения и правила. Если вы создаете что-то новое, то не должно возникать понятий «нельзя», «невозможно».
- Поставьте границы. Один из интересных приемов. Поставьте себе в определенные рамки. Например, в течение месяца рисовать только черным карандашом.
- Используйте меньше оборудования. Если вы снимаете фото, пользуйтесь минимальным количеством объективов. Для рисования применяйте одну кисточку.
- Создавайте себе как можно больше разнообразных впечатлений. Посещайте новые места, изучайте новую информацию.
- Окружите себя людьми творческими — желание творить передается через социальное взаимодействие.
- Тренируйте мышление. Рассказывайте истории. Не думайте о том, насколько хорошо у вас получается, разрешите себе говорить то, что нравится. Меняйте интонацию в процессе рассказа.
- Меняйтесь. Пробуйте себя в разных жанрах. Меняйте имидж. Пишите в разных стилях.
- Ставьте себе нестандартные задачи, заставляйте мозг их решать.
- Не ждите вдохновения, оно может и не прийти.
Начинайте работать, и творческие способности начнут раскрываться в процессе деятельности.
- Концентрируйтесь не на результате, а на способах действий. Подумайте, как вы могли бы решить задачу, какими методами.
- Выбирайте нетипичное место для работы. Привыкли творить в офисе — отправляйтесь в уютное кафе или парк.
- Пользуйтесь для некоторых дел не только правой, но и левой рукой — пишите, рисуйте, ешьте.
- Давайте мозгу возможность отдохнуть от эмоциональной нагрузки — медитации, поездки на природе, время в полной тишине без телевизора и компьютера.
- Занимайтесь спортом, больше двигайтесь — мозгу необходимо поступление кислорода для эффективной деятельности.
Креативные способности — это не только врожденные качества психики, но и длительная работа над собой. Поэтому творческий потенциал можно развить, используя различные приемы.
Упражнения для развития креативности: