Все жизненные достижения и неудачи человека являются результатом его деятельности.
Целенаправленное поведение формируется при помощи сознания.
О том, как проникнуть в подсознание и общаться с ним, читайте здесь.
Оглавление
Сознательное регулирование поведения
Человек способен сознательно управлять своим поведением, деятельностью.
Подобные способности объясняются наличием воли, которая является одним из компонентов структуры сознания.
Это умение преодолевать внутренние, внешние трудности при достижении определенных целей. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с множеством трудностей и преград.
К внешним можно отнести целенаправленные действия других людей, общественные стереотипы, неблагоприятные социальные условия и т.д. Внутренние преграды выражаются в негативных установках, страхах, сомнениях самого индивида.
Регулирование поведения проявляется на разных уровнях. Наиболее простые приемы заключаются в элементарных явлениях — моргание, глотание, чихание и т.д.
На более сложном уровне совершаются целенаправленные поступки, состоящие из промежуточных этапов в виде более простых действий.
Например, для сдачи экзамена нужно заставлять себя несколько дней подряд вставать рано утром, искать нужную информацию, учить ее и т.д. Для достижения этой цели требуется выполнение целого комплекса действий.
В основе сознательного управления своим поведением лежит не только воля, но и мышление.
Большое количество поступков могут совершаться путем волевого воздействия на свое поведение, но без применения мыслительного процесса.
То есть человек осознает то, что он делает, но не может четко определить цель своей деятельности.
В этом случае проявляются воля, эмоции, но нет мышления.
Подобное поведение часто наблюдается в стрессовых ситуациях, когда в состоянии аффекта у индивида сильно снижается степень контроля над своим поведением.
Если волевые усилия направлены на достижение осмысленных целей, в которых человек заинтересован, то можно говорить о сознательном регулировании поведения.
Проявление мышления заключается не только в определении цели, но и в выборе путей, способов для ее достижения. При этом эмоциональная окраска также присутствует.
Люди никогда не стремятся достигнуть того, что не вызывает у них определенного эмоционального отклика. Безразличные человеку предмет или явление никогда не станут для него желанной целью.
Структура сознательной деятельности
Сознательная деятельность включает ряд следующих компонентов, без которых она не могла бы существовать:
- Познание. Человека отличает способность к познанию окружающего мира, к постоянному развитию новых умений и навыков. Именно благодаря познавательной деятельности и становится возможным осознанное существование человека в мире. Способность к познавательной активности проявляется уже с первых дней появления ребенка на свет. Он воспринимает мимику и эмоциональные реакции родителей, постепенно учиться способам взаимодействия с окружающими людьми, овладевает навыками. По мере социализации индивида происходит постоянное усвоение информации в семье, в учебных заведениях, на работе, в многочисленных социальных группах.
Процесс познания не прекращается ни на минуту и продолжается до самого конца жизни.
- Внимание. Умение концентрироваться на интересующем объекте или явлении позволяет индивиду получать необходимую информацию, фиксировать ее. Уровень внимания зависит от индивидуальных природных способностей, самодисциплины, возраста, эмоционального состояния, воздействия внешних факторов. Внимание может основываться на чувственных (сенсорных) ощущениях, на интеллектуальных усилиях.
По способу возникновения оно может быть как непроизвольным (пассивным), так и произвольным (активным). Именно произвольное внимание играет основную роль в целенаправленной деятельности. Он является продуктов волевого усилия — сознательного стремления сконцентрироваться на требуемом объекте или явлении для получения необходимой информации.
- Память. Принятая во внимание информация усваивается нами и применяется в дальнейшем по назначению благодаря памяти. Причем процесс запоминания может быть как целенаправленным, так и произвольным. Какую-то информацию индивид специально стремиться запомнить, а какие-то сведения откладываются в памяти самостоятельно и могут храниться в ней всю жизнь. Обычно самыми запоминающимися являются яркие, значимые события.
- Эмоции. Сознание неотделимо от эмоциональных состояний и переживаний. Любой человек может изменять свое поведение под влиянием радости, грусти, гнева, ужаса, отчаянья и т.д.
Степень влияния эмоционального состояния на сознательную деятельность напрямую зависит от волевых и интеллектуальных способностей индивида.
Люди с сильной волей и высоким уровнем интеллекта в большей степени способны управлять своими эмоциями даже в критических ситуациях.
- Воля. Осмысленное устремление к цели, которое позволяет достичь поставленных задач и получить желаемые результаты. Определенные волевые способности даются человеку по фату рождения, но при желании их можно развивать и совершенствовать. Проявлениями воли являются смелость, решительность, самодисциплина, вера в себя, мужество. Под зрелой волевой личностью понимается человек, обладающий данными способностями одновременно с высоким уровнем интеллекта. В противном случае сильная воля может привести к развитию бессмысленного упрямства, стремлению к манипулированию и управлению другими людьми.
- Самосознание. Наиболее важный компонент, являющийся основой всей структуры. Это осознание человеком своего тела, своих чувств и эмоций, жизненных установок и принципов, отношения к окружающей действительности.
Понимание своего внутреннего мира имеет ключевое значение в построении всей сознательной деятельности человека.
При высоком уровне развития самосознания индивид демонстрирует полное соответствие внутренних установок условиям окружающей действительности, умение работать над собой и самосовершенствоваться, эффективно интегрироваться в любые социальные группы, четко осознавать свое «Я» и защищать его от негативного внешнего воздействия.
Это интересно: Становление психологии, как науки о сознании человека
Примеры
Примером сознательной деятельности является любое целенаправленное поведение, основанное на эмоциональной заинтересованности в достижении цели и применении воли.
Например:
- поступление в ВУЗ для получения диплома по желаемой специальности.
- систематические походы в спортзал для улучшения своей физической формы;
- посещение собеседований с целью трудоустройства на желаемую работу;
- соблюдение диеты с целью снижения веса до желаемых показателей;
- прохождение курсов повышения квалификации для получения повышения по карьерной лестнице;
- ухаживания за девушкой с целью вступления с ней в отношения и т.д.
Кто впервые сформулировал принцип единства?
С.Л. Рубинштейн был первым ученым, сформулировавшим данный принцип.
Он пришел к выводу, что деятельность и сознание не являются разносторонне направленными аспектами. Напротив, они образуют единое целое.
Сформулированный принцип сразу же приобрел значительное методологическое значение, поскольку появилась возможность опытным путем через деятельность людей изучать закономерности функционирования их сознания.
Деятельность с этой точки зрения рассматривается как результатом определенных психических процессов, свойственных индивидам.
До формулирования данного принципа единства двух важных аспектов существовало их четкое разделение.
Деятельность считалась исключительно внешним проявлением, а сознание — внутренним психическим явлением.
В действительности же психика имеет не только внутренние проявления, но и отдельные внешние аспекты, а деятельность не характеризуется только внешней стороной.
Это интересно: Как стать эгоистом или эгоисткой в рациональной форме?
В чем суть?
Деятельность рассматривается не только как проявление человеком реакции на различные внешние раздражители. Она во многом складывается под влиянием существующих у личности установок, правил, критериев оценки реальности и т.д.
Если бы деятельность существовала отдельного от сознания, то все представители общества демонстрировали бы один и тот же тип реакций на различные события. Поведение людей в определенных схожих условиях было бы полностью идентичным.
Но происходит все иначе. Одни и те же внешние раздражители вызывают у разных членов общества собственную реакцию.
Это вызвано тем, что на сознательном уровне каждый воспринимает внешние сигналы по-своему и в дальнейшем строит поведение сообразно своим принципам, установкам, накопленному опыту и знаниям.
Например, весь класс получает задание на каникулы — прочитать список литературных произведений.
Одни дети прочитают все, что требуется, другие выполнят задание выборочно, а третьи полностью проигнорируют требование учителя.
Внешняя установка на осуществление деятельности была у всех одинаковой, но каждый ученик воспринял эту установку на своем сознательном уровне.
Также и сознание не является лишь продуктом индивидуального развития индивида.
Большая часть мыслительных процессов человека формируются под влиянием информации, которую он получает именно в процессе своей деятельности.
Находясь в семье, усваивая нормы воспитания, получая образование, занимаясь профессиональной активностью, все мы получаем опыт, который становится основой для формирования сознания.
Без полноценной социальной активности человек не смог бы достичь даже самого минимального уровня развития сознания.
Если индивида с рождения поместить в дикую среду с полным отсутствием возможности получения необходимых навыков социального поведения, осознанность мышления у него будет полностью отсутствовать.
Будут наблюдаться лишь рефлекторные, инстинктивные действия.
Таким образом, сознание и деятельность имеют неразрывную связь между собой и образуют единое целое.
Сознательное регулирование поведения является результатом функционирования целого комплекса компонентов человеческой психики.
Структура деятельности: