Стадии когнитивного развития ребенка — что это?


Когнитивное развитие - это

Когнитивное развитие — это развитие, касающееся всех умственных процессов, происходящих в головном мозге человека: восприятие, усвоение и осмысление понятий, умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, решение различных задач, логическое мышление, воображение.

Основные понятия теории


Основные понятия теории Пиаже

Основателем когнитивной теории является Жан Пиаже, который активно работал в сферах психологии и философии.

Он провел обширное количество исследований, касающихся особенностей развития когнитивных способностей, и вывел ряд основных концепций.

По мнению Пиаже, когнитивные способности ребенка качественно отличаются от мышления взрослого человека, и считать детский способ мышления примитивным неправильно.

Умственные процессы у детей совершенствуются и изменяются по мере их становления в социуме и в мире в целом.

На детском возрасте развитие интеллекта не заканчивается. Оно продолжается в той или иной мере на протяжении всей жизни человека.

Основные понятия, фигурирующие в теории Пиаже:

  1. Схема действия. Под этим определением подразумевается совокупность и последовательность действий (и интеллектуальных, и физических), которые позволяют человеку определенным образом познавать окружающую его реальность. Схемы дают возможность воспринимать цельный поток информации и вычленять из него наиболее ценные сведения. Они связаны как с знаниями, так и с механизмами их приобретения. Если человек получил в процессе познания новую порцию информации, эти сведения (полученные опытным путем или другими методами) влияют на схемы действия, которые корректируются в соответствии с новыми данными. Некоторые схемы, конфликтующие с новой информацией, значительно перерабатываются либо заменяются полностью. Пример: ребенок в первый раз видит кошку. Эта кошка пушистая, с длинной шерстью, поэтому он может решить, что все кошки выглядят так, но позднее узнает, что существуют кошки с короткой шерстью и сфинксы, у которых ее нет вообще. Его когнитивные схемы изменяются в соответствии с полученными сведениями.
  2. Основные понятия теории: ассимиляцияАссимиляция. Процесс внесения полученных сведений в существующую схему действия называется ассимиляцией. При этом коррекция проходит в соответствии с уже существующими личностными особенностями отдельного человека, его интересами, опытом и знаниями, поэтому в схему вносятся лишь те сведения, которые он считает ценными и для которых уже есть определенные схемы. Также сведения видоизменяются, соотносясь с личностными установками и приоритетами.
  3. Аккомодация. Процесс замены схемы либо ее коррекции в зависимости от полученных данных называется аккомодацией. Пример: ребенок впервые сталкивается с предметом пирамидальной формы, осматривает его, крутит в руках и корректирует свои схемы действия. Когда ему понадобится взаимодействовать вновь с предметом такой формы, его ладонь изогнется определенным образом, чтобы предмет не выскользнул из нее при контакте.
  4. Уравновешивание. Это процесс поиска баланса между ассимиляцией и аккомодацией, связанный со стремлением приобрести согласованные данные и сделать шаг вперед в процессах развития.

О периодизации развития интеллекта по Жану Пиаже в этом видео:

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на процессы когнитивного развития

Процесс когнитивного развития у каждого человека проходит по-разному в зависимости от его личностных особенностей, влияния среды, окружения и многих других факторов.

Основные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие:

  1. Факторы, влияющие на процессы когнитивного развития человекаГенетика. Все дети получают набор генов от родителей, который определяет многие аспекты их когнитивного развития. Некоторые дети очень быстро совершенствуются, их развитие опережает возрастные нормативы, другие же дети хуже усваивают информацию, медленнее изменяют схемы действия, поэтому их скорость развития замедлена. Также следует учитывать детей с генетическими болезнями, значительно влияющими на интеллект: болезнь Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, болезнь Прадера-Вилли, синдром Ретта и другие. Они развиваются не так, как дети без отклонений, и требуют особого подхода в воспитании и обучении.
  2. Процесс протекания беременности. Нарушения, возникшие при вынашивании беременности и при родах, влияют на когнитивное развитие ребенка в будущем. Если мать при беременности перенесла инфекционные заболевания (корь, сифилис, грипп, гепатит, краснуха, герпес, токсоплазмоз), имеет хронические болезни, которые способны влиять на формирование мозга у плода (сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, анемия, эндокринные патологии, в особенности сахарный диабет), ее ребенок может в будущем иметь задержки в когнитивном развитии, включая выраженные, связанные с возникшими внутриутробными патологиями.
  3. Также имеют значение вредные привычки матери и многие другие факторы (использование лекарств, неблагоприятно влияющих на плод, стрессы, психические расстройства, особенности питания).

  4. Влияние среды. Неполноценное, недостаточное питание в первые годы жизни ребенка также негативно сказывается на процессах его развития, поэтому систематически недоедающие дети с гиповитаминозами и авитаминозами гораздо медленнее усваивают информацию и значительно отстают от сверстников, которые питаются хорошо. Также значительное влияние имеет наличие либо отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых людей.

    Факторы, влияющие на процессы когнитивного развития детейС детьми, особенно с младенцами и новорожденными, важно регулярно общаться, чтобы они развивались должным образом. У малышей должна быть возможность знакомиться с миром, играть в игры, взаимодействовать с игрушками, общаться с разными людьми, чтобы их развитие не было замедленным.

  5. Количество детей в отдельно взятой семье. Согласно распространенному мнению, чем больше детей в одной семье, тем более развит каждый из них. Но это не так: в семьях с большим количеством детей самый высокий уровень IQ имеют первые два ребенка, а самый низкий — младший ребенок. Примерная разница в баллах между старшими и младшими — 10, редко больше.
  6. Социальный статус семьи. Очевидно, что дети состоятельных родителей имеют больше возможностей для полноценного развития: их лучше кормят, они могут получить более качественное образование, поэтому у детей из бедных и богатых семей в среднем уровень IQ различается. Однако у детей из многодетных семей хорошо развиты социальные навыки, что положительно влияет на их будущие социальные взаимодействия.
  7. Влияние школы. В большинстве школ учителя предпочитают, чтобы ученики на уроке тихо сидели, слушали их и задавали поменьше вопросов, что крайне неблагоприятно влияет на процессы развития детей. Также многое зависит от личностей преподавателей, их общего отношения к ученикам и к предмету. Например, если учитель очень любит свой предмет и стремится выложить информацию так, чтобы всем детям она была ясна, вне зависимости от уровня ее сложности, большинство его учеников будут развиваться в этой сфере быстро.
  8. Главные факторы, влияющие на процессы когнитивного развитияЛичностные особенности ребенка. Особенности темперамента, сформированный взгляд на жизнь, характер, интересы — все это влияет на то, как быстро ребенок усвоит информацию. Если, к примеру, предмет ребенку нисколько не интересен, он будет усваивать сведения медленно и быстро их забудет, но, если учитель приложит усилия, ребенок может заинтересоваться предметом, и тогда скорость его развития в этом направлении увеличится.
  9. Личностные особенности родителей. Интеллектуально развитые, творческие родители в большинстве случаев стремятся дать своему ребенку как можно больше ценных сведений, а он перенимает у них и взгляд на жизнь, и интересы, и многое другое.

Дети, растущие в семьях с умными, разносторонне развитыми родителями, развиваются во много раз быстрее тех детей, у которых родители практически ничем не интересуются.

к содержанию ↑

Стадии по Пиаже



Первая: от рождения до двухлетнего возраста

Ребенок раннего возраста познает мир преимущественно через действия, сопоставляя чувственные впечатления и физическое взаимодействие с чем-либо. В это время активно совершенствуются врожденные рефлексы.

Основные аспекты периода:

  1. Дети любят наблюдать за привлекающими внимание объектами, которые имеют насыщенные цвета, блестят, светятся, двигаются, и взаимодействовать с ними.
  2. Составляя собственные схемы, дети стремятся повторить какие-либо действия, используя свои физические возможности. Примеры: потянуться за игрушкой, уронить что-то, чтобы посмотреть, что произойдет, прыгнуть в лужу так же, как это сделал другой ребенок, ощупать попавшийся под руку предмет.
  3. Первая стадия: от рождения до двухлетнего возрастаВосприятие речи. Первый раз ребенок слышит голоса окружающих людей еще до рождения и, родившись, уже умеет отличать голос матери от остальных голосов. Уже в первые дни жизни дети показывают способность отличать одни звуки голоса от других, понимать эмоции.
  4. Ребенок в первые месяцы жизни наиболее часто взаимодействует с окружающими при помощи крика, плача, а позднее учится выражать эмоции при помощи мимики, использовать жесты (например, может указать на что-то пальцем), запоминает первые слова и учится их использовать.
к содержанию ↑

Вторая: от двух до семи лет

Чаще всего именно в этом возрасте ребенок попадает в детские учебные учреждения, совершенствует свои социальные навыки при общении со взрослыми и сверстниками, получает знания вне дома.

Основные аспекты периода:

  1. Дети учатся общаться с другими людьми, выстраивают первые социальные связи (приятельство, дружба).
  2. Особенности коммуникации. Дошкольник, знакомясь с чем-либо, давая оценку событиям, принимая решения, руководствуется преимущественно своим личным опытом. Эта особенность называется эгоцентрическим мышлением. Ему сложно смотреть на ситуацию с разных сторон, ставить себя на чужое место. Пример: ребенок при перечислении членов своей семьи не включает в этот список себя, так как воспринимает все исключительно со своей точки зрения, а в собственном восприятии он себя со стороны не видит.
  3. Вторая: когда ребенку от двух до семи летДети очень любопытны, им интересно знать все об окружающем мире, поэтому они задают огромное количество вопросов взрослым. Этот этап в жизни ребенка в повседневной жизни часто называют возрастом «почемучки».
  4. Анимизм. Ребенок одушевляет неодушевленные объекты, например, считает плюшевую собачку живой и может употреблять в ее отношении фразы «ей больно, она плачет», если она упадет.
к содержанию ↑

Третья: от семи до одиннадцати лет

На этом этапе дети начинают постепенно использовать логику при анализе различных ситуаций.

Основные аспекты периода:

  1. Ребенок способен смотреть на разные вещи с разных сторон, может моделировать ситуации и их исходы в голове. Например: если он получил двойку, то может начать придумывать, что сказать, чтобы родители отреагировали на это мягко.
  2. Возникают способности к дедуктивному мышлению, но упрощенные: например, если есть визуальные ориентиры — Максим ниже Светы, Света ниже Саши, соответственно, Саша выше Максима.
  3. Появляется умение осмысливать такие понятия, как вес, объем, пространство, время и другие. Пример: ребенок способен планировать свое время, осознавать, как скоро произойдет то или иное событие.

Социально-когнитивное развитие ребенка. Лекция в этом видео:

к содержанию ↑

Упражнения для разных возрастов

Существуют определенные упражнения, ускоряющие скорость развития у людей, относящихся к разным возрастным группам, улучшающие память и другие когнитивные функции:

  1. Упражнения, подходящие для разных возрастовШкольники. Мозг детей и подростков пластичен, поэтому в этом возрасте можно наиболее быстро усвоить множество различной информации. Положительно на когнитивное развитие в этом возрасте влияет игра на музыкальных инструментах, изучение новых языков, чтение, различные логические игры, включая шахматы, шашки, некоторые компьютерные игры, к примеру, приключенческие квесты, где необходимо логически взаимодействовать с предметами и людьми для прохождения.
  2. Взрослые люди. Первые сбои в когнитивных функциях наблюдаются у большинства людей после двадцати-тридцати лет. Отчасти это связано с тем, что взрослые люди все больше используют привычные схемы и не меняют ничего. Чтобы поддерживать мозг в порядке, полезно изучать языки, использовать нестандартный подход в разных ситуациях (простой пример: можно использовать разные пути, чтобы добраться на работу), смотреть фильмы в непривычных жанрах, играть в логические игры, находить новые увлечения.
  3. Пожилые люди. В этом возрасте наиболее важно не достичь деградации и сохранить все когнитивные функции, так как мозг у пожилых функционирует все хуже и хуже, повышается риск возникновения болезни Альцгеймера. Чтобы сохранить функции, полезно лепить из пластилина, вести дневник, слушать и исполнять музыкальные произведения, заучивать стихотворения, играть в логические настольные игры, читать.

Если регулярно нагружать мозг тренировками, развиваться в разных направлениях, осваивать новые навыки, заниматься творчеством, когнитивные функции не ослабнут, а жизнь будет интереснее и ярче.

Как тренировать мозг? Память? Мышление? Татьяна Владимировна Черниговская расскажет в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Чтобы когнитивный процесс не прекращался, нужно с младенчества и до старости чему-то учиться новому, интересному. Для ребёнка же в этом плане самое важное, на мой взгляд, иметь маму и папу, которые любят и заботятся о нём.

Добавить комментарий