Рассказать, что это — когнитивный диссонанс, простыми словами затруднительно, но вполне реально.
Когнитивный диссонанс — состояние, при котором человек ощущает внутренний дискомфорт, спровоцированный столкновением с новыми идеями, понятиями, которые начали конфликтовать с другими идеями, стереотипами, понятиями, присутствующими в сознании индивида.
Несмотря на сложность определения, с этим состоянием сталкивались все неоднократно, даже дети.
Оглавление
Общая информация
Важно понимать, что когнитивный диссонанс — не патология, не симптом психического заболевания, а полностью нормальное состояние.
Это значит, что наиболее часто сталкиваются с ним в той или иной степени люди, активно познающие мир, много читающие и любящие рассуждать над полученной информацией.
Готовность преодолевать дискомфорт, связанный с когнитивным диссонансом, — положительный признак, который говорит о гибкости интеллекта и о том, что познавательная активность для человека очень важна.
У каждого человека на протяжении жизни сформировывается определенное отношение к различным ситуациям, понятиям, эмоциям, правилам, стереотипам, обусловленное влиянием:
- Общества, государства. Политическая обстановка, законодательство, менталитет — все это способствует закреплению в сознании индивидуума определенных установок. Некоторые из них им осознаются, некоторые — нет. Человек, приехавший в другую страну (особенно если она сильно отличается от той, где он вырос), часто сталкивается с когнитивным диссонансом, потому что идеи, которые он считает неприемлемыми, другое общество относит к нормальным, и наоборот.
- Родителей. Родители — те люди, которые находятся с ребенком с момента рождения, воспитывают его и обучают в соответствии со своими представлениями о мире, обществе. Если, к примеру, семья религиозна, ребенок впитает это и позднее, столкнувшись с другими представлениями о религии, почувствует ощутимый дискомфорт.
- Людей, с которыми у него сформировались дружеские либо романтические отношения. Близкие друзья и любимый человек способны оказывать значительное влияние на представления человека о мире и обществе, даже радикально их менять.
Это также порождает когнитивный диссонанс: например, человек любит кого-то, но его избранница или избранник имеют совершенно другие представления о некоторых явлениях, и ему приходится принимать решения, которые меняют его мировоззрение в той или иной степени.
- Учителей, воспитателей. У этих людей также есть свои представления о различных явлениях, которыми они делятся с учениками, воспитанниками, оказывая серьезное влияние на их еще сформировывающееся мировоззрение.
- Коллективов, в которых он находится. Каждый человек в коллективе имеет свое мировоззрение и может высказываться о нем, что влияет на формирование мнения у других людей.
- Прочих внешних и внутренних факторов. Принимаемые решения, определенные события (смерть близких, удачи либо неудачи в разных сферах общества), мнение случайных людей и кумиров и многое другое.
Если происходит столкновение этих устоявшихся представлений с чем-то новым, непривычным, отличающимся в той или иной степени, это активирует чувство внутреннего дискомфорта.
Часто преодолевают когнитивный диссонанс дети и подростки, которые постепенно познают мир, учатся взаимодействовать с ним, находят пути для решения проблем.
Также это состояние наблюдается всякий раз, когда человеку необходимо сделать выбор, и чем важнее для него этот выбор, тем острее будет выражено состояние внутреннего дискомфорта.
Частично понятие «когнитивный диссонанс» схоже с известным фразеологическим оборотом «разрыв шаблона», также у этого определения есть и другие синонимы: когнитивный конфликт, резонанс.
Понятие «когнитивный диссонанс» разработал и внедрил в теорию психологии Леон Фестингер, американский психолог.
Произошло это в 1957 году. В его теории рассматриваются особенности конфликта, реакции на него отдельных людей и всего общества.
Причины появления
Когнитивный конфликт возникает по следующим причинам:
- При наличии логических несоответствий между новой и старой информацией. Может возникать по разным причинам, например в тех случаях, когда человеку дали ранее заведомо ошибочную, нелогичную информацию, а он не проверил ее и позднее узнал правду.
- Из-за различий в культурных, религиозных обычаях, традициях. Чем сильнее будет религиозен (или консервативен) человек, тем больший дискомфорт он почувствует, столкнувшись с чем-то непривычным, что значительно отличается от того, к чему он привык.
- В тех ситуациях, когда мнение человека по каким-то вопросам резко отличается от мнения, распространенного в обществе. Особенно сильным конфликт будет, если направление, относительно которого у человека есть твердые убеждения, важно ему (любимое дело, личные мечты, идеи, наличие зависимости — алкоголь, наркотики, азартные игры и другие моменты).
Информация, связанная с полученным ранее опытом, конфликтует с информацией, полученной в новой ситуации, то есть прошлый опыт оказывается неприменим в других обстоятельствах, даже если они схожи.
Теория
Л. Фестингер, разработавший теорию когнитивного диссонанса, выдвинул две гипотезы, которые и лежат в основе всей идеи о внутренних конфликтах:
- Человек, столкнувшийся с когнитивным диссонансом, чувствует себя очень дискомфортно (степень психологического дискомфорта зависит от ряда различных особенностей), поэтому стремится как можно быстрее вернуться в нормальное состояние.
- Вторая гипотеза базируется на первой: если человек испытывает значительный дискомфорт при столкновении с когнитивным конфликтом, то он будет стремиться избежать обстоятельств, при которых этот дискомфорт возникнет повторно.
Автор в своей теории дал и обосновал ряд базовых определений, а также провел работу, которая позволила ему понять, как наилучшим образом выйти из когнитивного диссонанса.
В его исследованиях приведены типичные ситуации из жизни, которые позволяют читателю лучше осмыслить понятия, сопоставить их со своим опытом и найти пути для решения личных проблем.
Теория, рассматривающая особенности когнитивного конфликта, причисляется к мотивационным теориям.
Из этого следует, что диссонанс значительно влияет на поведение, действия и мышление отдельно взятого индивидуума, и это укрепляет идею о том, что от мировоззрения и знаний зависит то, как будет действовать человек в той или иной ситуации.
Информация, которой владеет человек, — это не сборник сухих фактов: она способна серьезно влиять на поведение, психическое состояние, решения, поэтому относится к мотиваторам.
Также в основе определения «когнитивный диссонанс» лежат два основополагающих понятия:
- интеллект. Под интеллектом подразумевается огромный комплекс информации, накопленной человеком за всю жизнь и включающей мировоззренческие и нравственные установки, мнения по различным ключевым вопросам, опыт, вынесенный из большого количества различных ситуаций, и многое другое;
- аффект. Это состояние является реакцией, возникшей после осознания наличия противоречивых сведений в интеллекте. Эта реакция может выражаться в разной форме, но человек всегда ощущает дискомфорт, когда сталкивается с противоречиями.
Например, индивидуум может, осмыслив какие-то свои действия, почувствовать стыд, и это чувство будет задевать его до тех пор, пока он не найдет выход: приведет самому себе доказательства собственной невиновности.
Также когнитивный диссонанс может выражаться и в других чувствах, в зависимости от особенностей ситуации: в виде гнева, раздражения, потерянности, опустошения, сильного удивления, тревоги.
В отдельных случаях столкновение с когнитивным диссонансом способно серьезно пошатнуть психическое здоровье человека: стать причиной возникновения депрессии, фобий и других нарушений.
Особенно это касается чувствительных, предрасположенных к самокопанию людей.
О теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера в этом ролике:
Примеры
Когнитивный диссонанс относится к тем понятиям, которые проще осмыслить и запомнить, если прочесть примеры из жизни.
Несколько ситуаций, связанных с конвективным конфликтом:
- Ситуация первая. У человека (назовем его Н) умер несколько лет назад близкий родственник, который при жизни был очень добрым, понимающим, светлым, легко располагал к себе людей и всегда был готов прийти на помощь. Большинство его близких, включая Н, вспоминают его с большим теплом и считают, что он совершенно не был способен совершить что-то плохое. Но в какой-то момент Н узнает информацию о том, что его дорогой родственник в молодости совершил серьезное преступление, и это становится для него шоком.
- Ситуация вторая. В университет поступают двое юношей. У одного из них есть золотая медаль и множество наград, которые он получил на школьных олимпиадах, и в целом он производит очень положительное впечатление, поэтому профессора в университете предполагают, что на экзаменах он покажет себя с наилучшей стороны.
У второго юноши достижения крайне скромные: он закончил школу с тройками и не имеет никаких наград, поэтому от него ничего особенного не ждут.
Но на экзамене менее выдающийся юноша прекрасно отвечает на заданные вопросы и показывает отличный результат, а медалист допускает множество ошибок. Это провоцирует возникновение когнитивного диссонанса у преподавателей, ожидания которых не оправдались.
- Ситуация третья. Человек на протяжении всей жизни был уверен, что блюда из личинок, которые популярны в некоторых странах мира, совершенно точно должны быть невкусными. Но однажды он едет с друзьями в одну из таких стран, и те уговаривают его на спор съесть несколько личинок. Он ест их и с большим удивлением отмечает, что это блюдо оказалось намного вкуснее, чем ему представлялось.
В этой ситуации появление новых сведений, резко конфликтующих с существующими, провоцирует возникновение когнитивного диссонанса.
Это интересно: Что включает это понятие «когнитивная сфера человека»?
Как избавиться от состояния?
Чтобы снизить выраженность дискомфорта, можно прибегнуть к следующим способам:
- поменять поведение, в зависимости от обстоятельств;
- постараться переубедить себя;
- избегать информации, которая способна спровоцировать возвращение дискомфорта;
- развить первый пункт: принять новые сведения как истинные, осмыслить собственные ошибки и недостатки и выстроить подходящую линию поведения
Все эти варианты могут быть применены в тех или иных обстоятельствах, но большинство психотерапевтов считают наилучшим последний, но он требует от человека определенной гибкости интеллекта и потому может применяться не всеми и не во всех случаях.
Конъюнктивный диссонанс — состояние, с которым сталкиваются все люди практически ежедневно.
К нему не следует относиться негативно, так как оно полностью естественное и идет на пользу человеку, который получает новые стимулы к развитию.