Как развить в себе лидерские качества личности?


Лидерские качества личности

Лидерство является значимым социальным и психологическим явлением.

Оно выполняет в любой социальной группе ряд важных функций.

Управление лидерством


Что значит управление лидерством?

Поскольку лидерство оказывает ощутимое влияние на структуру группы, поведение отдельных ее членов, на перспективы развития, оно нуждается в грамотном управлении.

Бесконтрольные действия лидера, который выбирает неверное направление действий или отличается деструктивным поведением, может привести к распаду коллектива.

Управление данным явлением включает ряд аспектов:

  1. Привлечение к значимым позициям в группе личностей, которые демонстрируют соответствующие природные задатки или могут под влиянием грамотного руководителя развить в себе нужные качества.
  2. Выбранная руководителем личность стремится к выполнению поставленных перед ней задач путем развития имеющихся навыков. Это осуществляется при помощи различных тренингов, самосовершенствования, работы над собой. Вырабатывается личная мотивация на достижение конкретных результатов.
  3. Устанавливание тесной связи между личными интересами и общими нуждами.

    Это позволяет исключить проявление деструктивного поведения, вызванного игнорированием интересов группы ради удовлетворения собственных потребностей.

  4. Стремление сочетать в одном лице роли неформального и формального лидера. Каждый руководитель должен стремиться к тому, что в глазах своих подчинённых быть не только номинальным начальником, но и реальным авторитетом. Это достигается при помощи развития профессиональных навыков, завоевания уважения коллектива, выстраивания дружеских отношений с подчинёнными.
  5. Интеграция. Все авторитетные личности в коллективе должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом. Их совместная деятельность позволяет повысить общую эффективность и быстро решать любые проблемы.
к содержанию ↑

Роль и функции в малой группе

Какова его роль и функции в малой группе?

В малой группе лидер должен направлять свои усилия на решение организационных задач, выработку стратегии развития, обеспечение кооперации между всеми членами коллектива.

Он обладает влиянием, которое позволяет направлять людей, определять им пути развития.

Благодаря своему авторитету он может стимулировать каждого участника на развитие его сильных черт и сдерживание негативных качеств.

Лидер берет на себя ответственность при возникновении проблем, непредвиденных ситуаций. Также он полностью отвечает за последствия принятых решений.

При возникновении конфликтов внутри группы авторитет позволяет ему урегулировать ситуацию и примирить стороны.

Основные функции:

  • анализ текущей ситуации;
  • определение путей развития;
  • выявление имеющихся проблем, конфликтов;
  • организация взаимодействия между участниками;
  • контроль над выполнением распоряжений;
  • поддержка эффективной, позитивной коммуникации между всеми участниками;
  • вдохновляющее воздействие на людей, которое стимулирует их осуществлять деятельность ради достижения цели;
  • поддержание положительного психологического климата;
  • разработка групповых норм и правил;
  • поддержание сплоченности группы;
  • разрешение внутренних конфликтов;
  • выработка механизмов защиты от внешних факторов;
  • постановка общегрупповых целей;
  • организация обратной связи.
к содержанию ↑

Правила поведения руководителя



Основные правила поведения руководителя

Авторитет у окружающих может завоевать человек, который думает и действует особым образом.

Основные правила поведения:

  1. Умение находиться здесь и сейчас. Такой человек не тратит время на сожаления об упущенных возможностях и нереализованных планах. Он всегда живет в настоящем времени и четко понимает ту ситуацию, в которой ему предстоит осуществлять свою деятельность.
  2. Готовность брать на себя ответственность. Занимать главную позицию в группе — это не только принимать решения за всех, но и нести персональную ответственность за эти решения.
  3. Честность. Ложь практически всегда вскрывается. Стремление ввести в заблуждение людей, которые на тебя полагаются, является проявлением слабости и незрелости.

    Настоящий руководитель всегда предельно честен со своими подчиненными, что гарантирует максимальное доверие к нему.

  4. Настрой на обратную связь. Иерархическая модель отношений с подчинёнными давно устарела. В современном демократическом обществе люди с большей готовностью подчиняются человеку, который учитывает их личные интересы.
  5. Уверенность. Подразумевается уверенность в выбранной стратегии, в ожидаемых результатах, в своих подчиненных, в принятых решениях и т.д. Руководитель всегда твердо стоит на ногах и не допускает сомнений, поскольку каждое его решение обдуманно и взвешенно.
  6. Открытость. Человека с высоким уровнем развития отличает открытость миру. Он готов учиться новому, пересматривать свои взгляды, подстраиваться под изменяющуюся среду.
к содержанию ↑

Имидж

Имидж: внешний и внутренний

В данном случае понятие включает не только внешние признаки, но и внутренние личностные качества.

Стандартный внешний имидж лидера — человек, который излучает уверенность в себе и харизму.

У него уверенная походка, прямая осанка, проницательный взгляд, располагающая улыбка и прекрасные манеры. Спокойствие, уверенность, доброжелательность — эти качества привлекают людей.

Данный портрет является универсальным описанием, которое не всегда воплощается в реальности. История знает немало случаев, когда прирожденными лидерами являлись люди с плохими манерами, неопрятным внешним видом и различными особенностями психики.

Это лишний раз свидетельствует о том, что первичное значение в имидже подобных персон имеют их внутренние качества, а не внешний вид.

Основные черты, по которым можно распознать лидера: целеустремленность, энергичность, увлеченность своим делом, уверенность в себе, харизма, эмоционально-волевая устойчивость, креативность.

Как правило, в наличии определенный уровень образования, карьерные достижения, обширные социальные контакты.

к содержанию ↑

Психология


Психология такого человека

Человек непрерывно совершенствуется и никогда не останавливается на достигнутом.

Он отождествляет себя с группой, в которой состоит. Старается демонстрировать исключительно позитивный настрой.

Всегда стремится разрешить конфликтные ситуации, выступая в качестве посредника или судьи. Умеет общаться с людьми, обнаруживая в каждом человеке его позитивные стороны.

Такие люди всегда рационально тратят свое время. Внутренняя уверенность помогает достигать поставленных задач и никогда не опускать руки.

Лидер прекрасно знает свои недостатки и достоинства. Также объективно он оценивает и других людей, анализируя их слабые и сильные стороны вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

к содержанию ↑

Лидером рождаются или становятся?

Подобные качества могут быть природными или развиться в результате активной работы над собой. Нередко ребенок младшего возраста демонстрирует умение выстраивать отношения со сверстниками, оказывать на них влияние и вести за собой.

Подобные черты характера могут сохраниться и во взрослой жизни. Большое значение при этом имеет влияние окружения, правильное воспитание в семье, получение образования.

Также при отсутствии видимых задатков лидера возможно развитие личности в данном направлении.

Постоянная работа над собой, самодисциплина, прохождение тренингов, общение с успешными людьми, открытость новому опыту, стремление постоянно добиваться новых результатов без страха перед совершением ошибки — все это способствует выработке необходимых навыков.

к содержанию ↑

Формирование лидерских качеств

Как происходит формирование лидерских качеств?

Приложив определенные усилия, можно выработать желаемые качества.

Целенаправленная и систематическая работа над собой обязательно постепенно приведет к существенным результатам.

к содержанию ↑

Как развить полезные навыки?

Нужно овладеть следующими способностями:

  1. Самообладание. Важно научиться контролировать свои эмоции и не позволять им управлять поведением. Чтобы стать руководителем, нужно иметь «холодную» голову.
  2. Пунктуальность. Умение грамотно распределять свое время позволит не только никогда не опаздывать, но и максимально эффективно осуществлять деятельность.
  3. Убедительность. Чтобы стать убедительным, нужно говорить только то, в чем испытываешь уверенность.
  4. Дисциплина. Настоящие лидеры никогда не откладывают на завтра то, что планировали сделать сегодня.

    Важно намечать задачи и выполнять их в строго установленные сроки.

  5. Заинтересованность в людях. Авторитет имеют только те люди, которые искренне заинтересованы в других.
  6. Целеустремленность. Нужно научиться ставить цели, разрабатывать стратегии и достигать поставленных задач, не останавливаясь перед препятствиями.
  7. Ответственность. Следует развивать привычку брать на себя ответственность за результаты деятельности, не бояться ошибок.
  8. Понимать свои желания. Повести за собой людей может только тот человек, который четко понимает свои цели и желания.
  9. Как развить полезные навыки: советы

  10. Развивать позитивное мышление. Пессимизм и неуверенность никогда не позволят добиться успеха. Нужно позитивно смотреть на любую ситуацию и верить в успех несмотря ни на что.
  11. Открытость. Умение учиться у других является очень полезным качеством, которое помогает приобретать новый опыт.
к содержанию ↑

Упражнения

«Внутренний критик». Излишняя самокритичность и неуверенность в себе могут стать серьезными препятствиями на пути к успеху. Нужно абстрагироваться от негативного мышления, представив, что его источником является некий внутренний критик.

При появлении негативных мыслей нужно вступать в диалог с этим критиком и приводить аргументы в свою защиту.

Можно даже записывать все негативные высказывания «критика» и в ответ на них писать положительно мнение по вопросу. Например: «ты трусливый» — «я не трусливый, а предусмотрительный и осторожный».

«Список успехов». Каждый вечер перед сном нужно записывать в блокнот все успехи, которых удалось добиться за день. Важно не допускать мыслей о неудачах, полностью игнорируя их. Периодически стоит перечитывать записи, убеждаясь в собственных позитивных способностях.

к содержанию ↑

Игры

Развивающие игры

«Веревка». Члены группы образуют круг.

Им в руки дается веревка, за которую каждый держится двумя руками.

По команде участники игры закрывают глаза. Им предлагается образовать квадрат из веревки.

Те, кто открывают глаза, выбывают из игры. Глаза разрешается открыть только тогда, когда все участники команды решат, что квадрат готов. После этого задания можно предложить построить более сложную фигуру — шестиугольник и т.д.

«Кубики». Члены команды должны совместными усилиями построить из кубиков какое-нибудь сооружение. Вслух обсуждать замысел нельзя. Тот, кто случайно начнет обсуждение, выбывает из игры.

В процессе подобных игр выявляется способность участников к коммуникации, наличие явных лидеров, руководящих остальными.

к содержанию ↑

Тренинг

Тренинг на развитие лидерских качеств позволяет выявить имеющийся потенциал у участников, дает им возможность проявить свои сильные стороны.

Во время тренинга могут применяться указанные выше упражнения «веревка» и «кубики». Также очень эффективно упражнение «коллаж».

Всем участникам тренинга дается 10 минут, за которые они должны на ватмане при помощи различных вырезок из журналов, газет, фотографий сделать коллаж. Тема коллажа: «лидер — это».

По окончании времени на выполнение задания каждый человек представляет свою работу и рассказывает, почему он создал именно такую подборку. После презентации коллажа ведущий уточняет, кто такой лидер в представлении участника.

к содержанию ↑

Рекомендации: как стать лидером?

Чтобы стать лидером, нужно придерживаться ряда рекомендаций психологов.

В жизни

Как стать лидером в жизни?

Научиться управлять своими эмоциями, проявляя способность мыслить рационально в любой ситуации.

Искренне интересоваться людьми, одновременно перенимая у них полезные навыки и взгляды.

Верить в успех и не пасовать перед трудностями. Всегда стремиться к достижению поставленных перед собой задач и не боятся ответственности.

Важно постоянно повышать уровень своих знаний, совершенствовать профессиональные навыки. Желательно также проходить различные тренинги, направленные на развитие лидерских качеств.

к содержанию ↑

В классе

Среди сверстников завоевывают настоящий авторитет те дети, которые уверены в себе, позитивны, общительны и успешны в социальном плане. Они не стремится никому подражать и ни под кого подстраиваться.

У них есть своя система ценностей, которой они придерживаются. Такие мальчики и девочки всегда открыты к общению. Они демонстрируют уважение к окружающим, но не забывают о чувстве собственного достоинства.

Как правило, у них есть серьезные увлечения: спорт, танцы, музыка. Наличие достижений придает им уверенности в себе и повышает в глазах сверстников.

Итак, лидерами становятся личности с определенным набором эмоциональных, интеллектуальных, психологических характеристик. Лидерство выполнят важные функции в любой группе.

Как развить в себе лидерские качества? 10 идей как стать лидером обычному человеку:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий