Методика Равена: суть метода интеллектуального анализа


Методика Равена

Для оценки интеллектуальных способностей разработано много различных методик, которые основаны на разных способах анализа мыслительных способностей.

Предложенная в шестидесятых годах методика Равена предназначена для оценки логического мышления личности.

Содержание:

Понятие и предназначение


Понятие и предназначение метода

Методика Дж. Равена была предназначена для оценки интеллектуальных способностей и склонности к системному анализу и логическому построению суждению.

Данная методика также может использоваться для дифференциации различных интеллектуальных уровней.

Протестироваться методом Равена могут люди от четырех с половиной до шестидесяти пяти лет. Ограничения вызваны формированием и сохранением логического мышления и памяти. При этом существует три варианта матриц этого теста:

  1. Цветные прогрессивные наглядные матрицы — предназначены для детей до девяти лет, а также для пожилых и лиц с задержкой в развитии интеллекта.
  2. Стандартные прогрессивные матрицы — для людей среднего возраста с нормальным развитием мышления.
  3. Продвинутые прогрессивные матрицы — для людей с высоким уровнем интеллекта и нестандартным мышлением.

Матрицы Равена представляют собой цепь взаимосвязанных элементов, которых человеку нужно выбрать недостающий из предложенных вариантов. Сам тест состоит из 60 заданий по пять групп. Они возрастают по сложности в каждой группе.

Матрицы созданы с определенной логической концепцией, которую и предстоит оценить испытуемому. При этом сама методика основана на нескольких направлениях гештальт-терапии.

Одно из них называется теория перцепции. Эта теория описывает восприятие и анализ структурных элементов при помощи логических связей.

Понятие и предназначение теста Равена

Сначала человек анализирует задание в общем, находя какие-то объединяющие все признаки, а затем приступает к построению логической цепочки что могло бы подойти в эту цепь из вариантов.

Основоположником этого направления считается Пенроуз.

Другая теория — неогенез — была предложена Спирменом. Она углубляет положения перцепции, дополняя их развитием способности к обобщению и дифференциации, то есть к дедукции и индукции.

Матрицы Равена можно использовать в любых социокультурных условиях для оценки интеллектуальных способностей. По значимости эта методика не уступает тестированию Айзенка.

Время прохождения матриц как правило не ограничено. Однако можно провести тест на скорость, то есть оценить скоростные аналитические способности. Оптимальным результатом будет 20 минут.

Более распространен тест на результат, при котором значение имеет уровень прохождения, а время не ограничивается.

Матрицы Равена для дошкольников как правило используются без ограничения времени.

к содержанию ↑

История и создатель

История и создатель матриц

Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.

Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.

В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта "g".

Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.

Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.

к содержанию ↑

Инструкция к проведению



Инструкция к проведению тестирования

Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.

Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.

Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.

В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.

Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.

Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.

Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.

Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть "коврик" с "дырочкой", в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.

Инструкция к проведению для детей

Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как "фрагмент" или "элемент".

Для пожилых такое объяснение не требуется.

Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.

к содержанию ↑

Подсчет результатов

В бланке ответов имеется сводная таблица, которая включает разделение ответов по номерам вопросов и по группам: A, B, C, D и E. Напротив каждого вопроса ставится 1 балл, если ответ правильный, и ноль баллов если нет. В конце сумма баллов подсчитывается.

Результат представляет собой коэффициент интеллекта испытуемого. Для его интерпретации каждую группу сравнивают со средними по ней результатами.

При этом разница между средним значением стандарта и полученным результатом также оценивается от нуля до двух. Если по одной серии различаются показатели более чем в два, то такие данные не считаются надежными, необходимо переделать тест.

Результаты интерпретируют по полученной сумме баллов, переводя их в проценты или в коэффициент айкью. В зависимости от процентов выполнения выделяют следующие категории:

    Как осуществляется подсчет результатов?

  • 95 процентов и выше — особо развитые интеллектуальные способности, одаренность;
  • 75-95 процентов — средний показатель интеллекта, но незаурядный;
  • 25-74 — средний нормальный уровень способностей, самый распространенный вариант;
  • 5-24- интеллектуальные способности ниже среде-оптимального уровня;
  • менее 5 процентов — недостаточные интеллектуальные способности (низкие).

Матрица Равена: тест.

У детей при работе с цветными наглядными матрицами выделяют определенные уровни успешности прохождения:

  • 1-й уровень соответствует 17 баллам и меньше, что говорит о половине выполненных заданий;
  • 2-й уровень соответствует 17-22 баллам, пройдено от 50 до 65 процентов заданий;
  • 3-й уровень 22-27 баллов, выполнено от 65 до 80 процентов;
  • 4-й уровень более 27 баллов, что говорит о прохождении более 80 процентов вопросов.

Выделяют различные возрастные нормы для детей: в 6 лет нормой считается 26-35 баллов, в 7 лет- 27-35 баллов, в 8 лет 29-35 баллов, а в 9 лет — 30-35 баллов.

Критическое различие нижней границы невелико, большое значение имеет если ребенок набрал баллов ниже нормы.

к содержанию ↑

Преимущества и недостатки методики


Каковы преимущества и недостатки методики?

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.

К плюсам данного способа относят:

  1. Простоту исследования.
  2. Однозначность результатов.
  3. Возможность использования в нескольких категориях лиц.
  4. Максимальную оценку логического мышления.
  5. Сопоставление со средними значениями по группам.
  6. Внимание ко времени прохождения и результативности.

Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.

К недостаткам способа относят:

  1. Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
  2. Не учитываются творческие пути решения задачи.
  3. Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
  4. Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
  5. Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
  6. Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.

Основные преимущества и недостатки методики

Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.

Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.

Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.

Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.

Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.

Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена — лекция:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий