Как улучшить чью-то успеваемость: мотивации к учебе


Мотивации к учебе

Мотивированного человека можно сравнить с лазером: к нужной цели он стремится, ненадолго задерживаемый препятствиями.

Поэтому при обучении крайне желательно обзавестись правильной мотивацией.

Это позволит сэкономить массу сил и поможет преодолеть любые затруднения с меньшими затратами.

Что такое мотивация учебной деятельности?


Что такое мотивация учебной деятельности: понятие

Слово «мотив» французского происхождения.

В психологии используется для описания истоков импульсов, подталкивающих человека к каким-то действиям.

В тоже время к мотивам относят и осознаваемые индивидом личные потребности, заставляющие его предпринимать определенные действия.

Если упрощенно, то это «топливо», благодаря которому человек продолжает обучение, несмотря на возникающие в процессе сложности.

К последним можно отнести как большой объем материала и продолжительность учебного периода, необходимого для усвоения информации, так и систематически возникающие соблазны.

Другими словами, мотивация к учебе это психофизический процесс, помогающий человеку находить в себе силы оставаться сконцентрированным на познавательном процессе даже при не самых благоприятных для этого условиях.

к содержанию ↑

Проблемы учебной мотивации в психологии

Мотивационная сфера обязательно включает осознание потребности и цели, определенные благодаря мотивам. Наиболее значима для умственного развития человека интеллектуальная потребность, заставляющая искать и изучать новое.

Основные проблемы учебной мотивации в психологии

В случае некомпетентности педагогов или других наставников, выражающейся в незнании материала, неумении его преподносить или нежелании заинтересовывать подопечных, подавлении личности учеников и принуждении к выполнению однообразных заданий, озвученная потребность становится менее значимой для обучаемых.

Здоровый ребенок всегда активно интересуется миром. Поэтому отсутствие стремления к познанию, указывает на наличие проблемы, мешающей проявляться природной любознательности.

Тормозящими факторами могут быть:

  1. Психическое напряжение из-за конфликта с близкими, одноклассниками, педагогами, буллинга.

    Постоянное ожидание стычки, высмеивания, физического насилия снижает способность усваивать новую информацию и убивает интерес к ней.

  2. Утрата интереса к предмету, которому ранее уделялось много внимания и сил. Например, почему-то ребенок перестал интересоваться насекомыми, хотя несколько лет подряд с упоением штудировал тематические энциклопедии и стремился к расширению коллекции бабочек. Тут требуется обязательно выяснить, не стало ли причиной проблемы нелестное высказывание важного для ребенка человека по поводу энтомологии. Если это не так, то, скорее всего, маленький человек перерос свое увлечение и ищет более подходящую для себя нишу.
  3. Каковы проблемы учебной мотивации в психологии?

  4. Перегруженность информацией. Иногда это причина возникает из-за неконтролируемого круглосуточного доступа к девайсам, а иногда в связи с неоправданной вовлеченностью в процесс обучения всему и вся.
  5. Трудности в процессе обучения из-за внешнего фактора. Например, из-за случайного участия в уличном конфликте — ребенок стал свидетелем сильного ДТП, он стал менее внимательным на уроках. Во время прохождения сложной темы, не усвоил нужный материал, а в дальнейшем пропуск повлиял на последующее восприятие информации.
к содержанию ↑

Классификация мотивов



Существует внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности. Когда одна или обе они нарушены, восприятие учебного материала проходит с трудом или новая информация вовсе не интересует обучаемого.

Итак:

  1. Внешняя мотивация связана с желанием быть успешным в учебе, потому что тогда важный для ребенка представитель социума (это может быть как близкий человек, так и посторонний субъект) будет гордиться, хвалить или даже завидовать, стремиться достигнуть такого же положения дел в школе. Сюда же относится и стремление к хорошей успеваемости из-за страха быть наказанным физическим образом или за счет неполучения привычного поощрения. Такую внешнюю мотивацию именуют отрицательной.
  2. Классификация мотивов у учащихся

  3. Внутренняя мотивация подпитывается стремлением быть в курсе интересующих событий, уметь оперировать получаемой информацией, находиться среди специалистов в определенной области и общаться с ними на одном уровне.

Учебно познавательные мотивы второго типа являются более эффективным «топливом» для поддержки сознания в тонусе, необходимом для успешного усвоения информации и получения нужных навыков.

к содержанию ↑

Мотивационный компонент

Правильная мотивация обучающихся выгодна каждой стороне, прямо или косвенно принимающей участие в образовательном процессе.

  1. Педагогу проще работать с аудиторией из заинтересованных в знаниях учениках.

    Они не отвлекаются от процесса по пустякам или делают это лишь в случае необходимости получить небольшую полезную и заслуженную разрядку.

  2. Учеников одолевает здоровая «жадность» к новым знаниям, поэтому большие объемы и сложность задач лишь подзадоривают, а не лишают сил.
  3. Родители могут быть спокойны за детей: увлеченного чем-то человека сложнее пригласить удрать с урока или лекций, втянуть в дурную компанию, подначить на антисоциальный поступок. К тому же когда человек заинтересован в обучении, нет необходимости его тщательно контролировать, по сто раз на день напоминать о необходимости выполнения домашних обязанностей.

Мотивационный компонент обучения

Что дает здоровая и разумная мотивация непосредственно учащимся?

  • упрощает концентрацию в течение длительного времени;
  • заинтересованность в познании облегчает усвоение нового;
  • возвращение к процессу обучения после перерывов на отдых проходит быстрее, без необходимости тратить много внутренних сил на принуждение себя к выполнению сложных задач;
  • будит любознательность и заставляет смотреть на задачи под разными ракурсами;
  • способствует сохранению нужного тонуса до конца обучающего процесса и не позволят сворачивать с пути при возникновении трудностей;
  • позволяет более уверенно смотреть в будущее и выбирать актуальную профессию.
к содержанию ↑

Диагностика


На что следует обращать внимание взрослым, стремящимся повысить мотивацию учащихся — школьников и студентов? Факторов много, вот на которые стоит ориентироваться:

  1. Изучите уровень посещаемости занятий.

    Но учтите, низкий процент пропусков по неуважительной причине среди учеников или студентов может свидетельствовать как об интересе аудитории к предмету, так и о жесткости педагога по отношению к прогульщикам.

  2. Активное применение во время процесса обучения современной аппаратуры упрощает диалог между педагогом и учащимися, способствует активному вовлечению последних в процесс благодаря присутствию актуальных и популярных средств передачи данных.
  3. Диагностика мотивированности

  4. Положительный отклик на предложение позаниматься во внеурочное время (не в канун сдачи сессии или экзаменов), указывает на искренний интерес к предмету. Этот же метод позволяет повысить вовлеченность аудитории, если подача материала будет неформальная и более углубленная, благодаря отсутствию необходимости следовать обязательной программе.
к содержанию ↑

Советы психологов: как замотивировать на учебу?

Заставлять учиться или руководствоваться в качестве педагогической меры только внешней отрицательной мотивацией бессмысленно.

Это приводит к развитию неврозов, исчезновению возможности наладить диалог между представителями разных поклонений и напрочь уводит от главной задачи.

Поэтому, обнаружив снижение успеваемости, ищите причину и способы ее устранения.

к содержанию ↑

Себя

Как мотивировать самого себя учиться? Настройтесь на честный разговор с собой и определите истинную цель, ради которой начато, планируется или продолжается обучение. Для многих, особенно если учеба по данному направлению дается с трудом, одного престижа буде мало.

Если сменить учреждение шансов нет, рассмотрите вариант перевода на другую специальность.

    Как замотивировать на учебу себя?

  1. Четко определите для себя, чем будете заниматься в дальнейшем, после того, как потратите время на получение знаний. Визуализируйте свои лучшие желания, чтобы лучше осознавать, ради каких благ вы сейчас жертвуете своим временем.
  2. Найдите максимально лучше источники информации, чтобы не тратить свое время на «воду».
  3. Найдите реального или выдуманного соперника, чтобы до зуда в носу хотелось получить реванш.
  4. Найдите собеседников по интересам. Если нет реальных, то помните, чисто виртуальные тоже могут заражать интересными идеями, морально поддерживать и давать действенные подсказки.
  5. Разбейте большой объем задач на объекты поменьше.

    После преодоления каждого вознаграждайте себя отдыхом и какой-то «медалью». Честно выполняйте обещания самому себе.

  6. Не отказывайтесь от физических нагрузок. Чередование умственных и физических нагрузок упрощает решение интеллектуальных задач.
к содержанию ↑

Ребенка

Ребенок не хочет учиться. Как замотивировать школьника на учебу?

    Как смотивировать ребенка учиться?

  1. Постарайтесь выведать честное признание о преграде, мешающей учиться. Вредный старшеклассник-хулиган, непрофессиональное поведение педагога, отсутствие интереса к определенным предметам — это разные причины одного явления. И бороться с ними тоже нужно по-разному. При необходимости и возможности, смените школу.
  2. Помогите определиться с дальнейшими планами после школы. Даже если в будущем они кардинально поменяются, это будет потом. А сейчас вам важно показать ребенку, что желательно получить максимум полезного из процесса обучения.
  3. Предложите помощь, но не становитесь безотказной палочкой выручалочкой.
  4. Станьте примером, продемонстрировав, как умеете собирать волю в кулак и добиваться поставленных задач.
  5. Разберитесь с истоками конфликтных ситуаций в доме, приводящих к накалу психологической атмосферы.
  6. Избегайте трех «кнутов», бьющих по самолюбию ребенка и отдаляющих вас от него: не сравнивайте его достижения с победами других, не ругайте чадо в присутствии третьих лиц, не навешивайте унижающие ярлыки.

    И вообще поменьше ругайте, побольше хвалите. Но за реальные успехи.

к содержанию ↑

Подростка

Как мотивировать подростка?

Как мотивировать подростка (студента) на учебу?

С приходом этого тяжелого для всех времени, смиритесь с фактом, что, скорее всего, учеба будет восприниматься как что-то навязываемое извне с единственной целью сделать жизнь подростка невыносимой.

Будьте максимально тактичными, даже если чадо заслуживает прилюдной хорошенькой порки. А чтобы лучше удавалось держать себя в руках, честно вспомните — вслух не обязательно, какими вы были сами в этом возрасте.

  1. Радуйтесь уже тому, что подросток все еще вообще посещает занятия.
  2. Сведите его с парочкой людей, умеющих учиться и извлекать максимум из своих знаний.

    Трудно стремиться к хорошей успеваемости, глядя на близких и знакомых, успешно окончивших ВУЗы, но не имеющих хорошей работы с приличной и приятной зарплатой.

  3. Совершите личный подвиг на профессиональном поприще, чтобы заразить подростка желанием ставить высокие цели и добиваться их.
  4. Поддерживайте чадо в моменты неудач, найдите в себе силы спокойно разбираться с откровенными косяками.
  5. Не устраивайте открытой слежки, но держите руку на пульсе.
  6. В любых ситуациях будьте на стороне подростка, ведь он должен научиться заново доверять вам. Сейчас он враждующий со всеми незнакомец, ничего не знающий ни о себе, ни о мире, ни о том, кому действительно можно довериться, а от кого нужно бежать без оглядки. И тогда вам будет проще налаживать диалог с собственным незнакомым, но любимым ребенком.

Мотивация к обучению не обладает свойством постоянно удерживаться в сознании даже у тех людей, кто удивляет окружающих своими интеллектуальными достижениями.

Но благодаря этому мы можем вовремя распознать, что какие-то задачи утратили актуальность или информация перестала поступать из хорошего источника.

Поэтому обнаружение факта утраты мотивации — не всегда проблема. Возможно, что это подсказка о необходимости что-то срочно изменить в жизни.

Как учиться, когда у тебя нет мотивации:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Думаю, как один из вариантов, мотивацией к обучению может служить огромное стремление к познанию в той или иной области. Проще говоря, чем больше человек узнает, тем более мотивированным он становится. Знаю это, наблюдая за своими детьми. А вообще, эта тема очень обширная и интересная.

Добавить комментарий