Этапы развития мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности

Мотив — это тот самый импульс, который помогает человеку двигаться в направлении цели, преодолевая или обходя промежуточные препятствия.

Разнообразие мотивов и их проявлений можно наблюдать при подробном изучении мотивационной сферы.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Мотивационная сфера — что это?

Мотивационная сфера - что это такое?

У каждого индивида есть своя индивидуальная комбинация потребностей, которая определяет поведенческую стратегию.

Количество и содержание потребностей формируются в зависимости от образа жизни, условий существования, положения в обществе и т.д.

Но потребность — это самостоятельное понятие. А удовлетворение потребностей можно рассматривать лишь в связке с управляемым поведением.

Т.е. потребность является предпосылкой для мотивации, а мотивация выступает в качестве предпосылки для формирования набора действий, нацеленных на удовлетворение потребностей.

Исходя из этой формулы, мотивацию можно рассматривать как систему причин, определяющих поведение индивида. И сумма побуждающих к активности причин (на разных уровнях) образует мотивационную сферу.

Что такое мотивационное ядро?


Мотивационное ядро личности — это набор мотивов, связанных смысловым мотивом деятельности.

Оно также выступает главным критерием при определении типа мотивации (потребность в труде, общественно полезной работе, средствах существования и статусной идентификации). Каждая из 4-ех групп может стать основой мотивационного ядра.

Что такое мотивационное ядро личности?

Понятие «мотивационной сферы» и «мотивационного ядра» легко спутать между собой.

Но мотивационная сфера, по сравнению с мотивационным ядром, является более широким понятием.

В то время как ядро — лишь одна из составляющих.

Психология и особенности


Мотивационная сфера — это важнейший раздел психологии, так как мотивация формирует поведенческую активность индивида.

Мотивационная сфера имеет характерные особенности:

  • гибкий и множественный характер;
  • широкий спектр различных мотивов;
  • наличие системы классификаций (иерархическая структура);
  • устойчивость мотивов;
  • импульсную силу мотивов;
  • динамичность мотивов.

Множественность проявляется в увеличении и потребностей, и способов удовлетворения этих потребностей.

Психология и характерные особенности

Гибкость мотивации находит отражение в бесконечном количестве потенциальных способов и средств для удовлетворения идентичных потребностей.

Каждая отдельно взятая личность выбирает наиболее оптимальные варианты из всей совокупности возможных способов.

Иерархичность мотивов обоснована на логическом уровне, так как человек последовательно удовлетворяет индивидуальные потребности, переходя от более значимых (базовых) к второстепенным.

Наличие структурного деления также логически обосновано, потому что один мотив может включать в себя несколько потребностей. Так, органический мотив объединяет потребность в питье, комфортном температурном режиме и т.д.

Устойчивость подразумевает длительное сохранение мотивов даже после того, как отдельные потребности будут закрыты.

Возможны лишь некоторые количественные или качественные изменения, провоцирующие усовершенствование способов удовлетворения. Если человек действует в рамках материального мотива, он постепенно будет желать все большего количества денег или благ.

Динамичность подразумевает изменение отношения индивида к собственным потребностям и вытекающее из этого изменение силы и приоритетного статуса мотивов.

Б.М. Теплов выделил «короткую» и «дальнюю» мотивации, исходя из соображений перспективы.

Структура, психология и особенности

Мотивы «короткого» типа распространяются лишь на недалекое будущее.

Ну а дальние мотивы определяют стратегию долговременной активности.

От того, какой тип мотива влияет на поведенческую стратегию, зависит отношение индивида к совершаемым действиям.

Развитие сферы


Ученый А.Н. Леонтьев заложил основы в вопросе изучения развития мотивационной сферы у человека. Он подробно описал механизм преобразования мотива в цель (ключевая мысль: в процессе осуществления деятельности желанная цель преобразуется в побудительную силу, замещая мотив).

Мотивация связана с познанием окружающего мира и формированием интересов. А первые признаки проявления интереса можно отследить у детей, не достигших годовалого возраста.

Таким образом, мотивационная сфера начинает формироваться еще в младенчестве.

Этапы:

  1. Младенческий возраст. Деятельная активность проявляется в форме эмоций. Действия имеют ориентировочную и сенсорно-манипулятивную природу. Во время контакта с родителями и значимыми взрослыми потребности малыша растут, но возможности их удовлетворения остаются на первоначальном уровне.
  2. Развитие сферы: этапы

  3. Ранее детство. Малыш изучает и осваивает мир вещей (физический мир), используя для этого принятые в обществе шаблоны поведения. Деятельность носит предметно-орудийный характер.
  4. Дошкольный возраст. Развитие мотивационной сферы дошкольника связано с осознанием истинного смысла человеческой деятельности. Ребенок уже пытается поступать таким образом, чтобы его действия были общественно значимыми и могли получить оценку в социуме. Появляется мотивация учиться и овладевать новыми навыками, чтобы приспособиться к жизни. При этом малыш осознает, что он не достаточно подготовлен к освоению «мира взрослых».
  5. Школьный возраст. Ребенок стремится оградиться от взрослых и охотно идет на контакт со сверстниками. Его деятельность направлена на получение и обработку новой информации (знаний). Интеллектуальные и познавательные показатели растут.
  6. Подростковый возраст. Мотивационная сфера подростков активно расширяется. Индивид акцентируется на общении интимно-личностного характера.

    Происходит самоопределение и формирование нравственных идеалов. Подросток планирует свое будущее, приобретая новые мотивы.

  7. Старший школьный возраст. Индивид делает выбор в пользу ведущей деятельности, выбирая из доступных в условиях социальной среды вариантов. Ориентиром служит система жизненных смыслов, полностью оформившаяся к моменту выпуска из учебного заведения.

Как происходит развитие сферы?

В процессе взросления отдельные мотивы поведения занимают ведущее место и постепенно превращаются в черты личности.

Это может быть мотив оказания помощи, агрессивные или созидательные мотивы, мотив избегания ответственности и проч.

Так ценностно мотивационная сфера личности определяет саму личность, отражаясь в присущих ей чертах.

Диагностика

Диагностика мотивационной сферы помогает определить направленность личности и выявить истинные причины поступков.

Направленность личности представляет собой сумму устойчивых и независимых от внешних условий мотивов.

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Методика основана на принципе тематической классификации. Человек, проходящий испытание, присваивает неоднозначным стимулам место в индивидуальной классификации, руководствуясь при этом апперцепцией.

Фразы относятся к разным тематическим конструкторам. Поставленная задача достаточно проста: объединить одинаковые на взгляд испытуемого фразы под маркой одной темы.

Для проведения теста необходим набор стимулов, состоящий из 100 карточек с юмористическими фразами. В распоряжении испытуемого есть 10 тем-шаблонов (4 карточки на одну тему). 60 фраз можно идентифицировать как «многозначные».

Т.е. испытуемый может испытывать сложности с определением темы, и вынужден будет руководствоваться повышенной мотивационной значимостью тем.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - как проводится?

Темы:

  • садизм;
  • сексуальные взаимоотношения;
  • пагубные привычки;
  • финансы;
  • мода;
  • карьера;
  • внутрисемейные проблемы;
  • социальные проблемы;
  • бездарность;
  • глупость.

В оригинальном варианте методики названия тем могут отличаться от представленного списка.

Изучение потребности в общении и достижениях (метод ПО и ПД)

Методика представляет собой анкету, включающую в себя 22 утверждения. Испытуемый должен промаркировать каждое утверждение ответом «да» в случае, если его собственное мнение совпадает с утверждением. В случае несоответствия мнений испытуемый маркирует утверждение ответом «нет».

Утверждения носят обобщенный характер, поэтому рассматривать их надо вне конкретных ситуаций и обстоятельств (ориентируясь на типичный вариант развития событий).

Заполнять анкету нужно последовательно, не пропуская вопросы. Время на обдумывание ограничено.

Оценка теста происходит методом подсчета баллов, присвоенных испытуемому за каждый ответ.

Прямая диагностика

Прямая диагностика сферы

Потребностно-мотивационная сфера личности может быть изучена с помощью прямой диагностики.

В таком случае специалисту необходим непосредственный контакт с объектом исследования.

Интервью с тематическими вопросами позволяет точно выявить мотивы и интересы, так как человек не ограничен стандартными для анкеты вариантами ответов или набором стимулов.

Проективные методики

К числу самых популярных проективных методов относятся ТАТ-методика Г. Мюррея и тест Розенцвейга, методики неоконченных рассказов и предложений.

Адаптацией и модификацией теста ТАТ для русскоговорящего населения занималась Е.Т. Соколова. В ее варианте стимульные материалы состоят из 20-ти таблиц, которые за два сеанса (по десять единиц) в индивидуальном порядке предъявляются испытуемому.

По результатам теста можно определить потребность в эмоциональном взаимодействии, достижении успеха, избегания угрозы и т.д.

Рисуночный метод фрустраций Розенцвейга

Пример:

Рисуночный метод фрустраций Розенцвейга - что это?

Тест используют в двух формах: для детей и взрослых. Суть метода заключается в том, что испытуемый анализирует сцену межличностного контакта на картинках и знакомится с высказыванием одного из персонажей. После этого он дает ответ от имени второго персонажа.

Диагностика мотивационной сферы позволяет определить истинные мотивы человека, понять природу его чувств, эмоций и поступков.

Располагая данной информацией можно корректировать деструктивные стратегии поведения и добиваться положительной динамики в любой сфере жизни.

Потребностно-мотивационная сфера личности — основные понятия:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *