Мотивы и цели деятельности человека в психологии


Мотивы деятельности человека

Деятельность человека регулируется его мотивами и сознательно поставленными целями.

При их отсутствии мотивы были бы подчинены только лишь эмоциям, носящим непродолжительный характер времени, а действия носили бы беспорядочный характер.

Что же такое мотивы и цели? Какую функцию они выполняют в жизни человека?

Содержание:

Мотивы и цели — что это?


Мотивы и цели - что это в психологии?

Мотив — это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.

Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.

Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.

Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека — он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.

Цель — это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.

Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней — например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.

Мотивы и цели деятельности - что это?

Цели также побуждают человека к деятельности.

При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.

Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.

к содержанию ↑

Чем они определяются?

Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.

Абрахам Маслоу, известный американский психолог, представил следующие базовые потребности, определяющие цели и мотивы личности:

  1. На первом месте стоит забота человека о своих физиологических потребностях — еде, сне, сексе, поддержании здоровья.
  2. При удовлетворении первичных потребностей человек будет заниматься своей безопасностью и комфортом — профилактикой здоровья, благоустройством жилища, постоянством и сохранностью тех условий, в которых он проживает.
  3. Являясь социальным существом, на третьем этапе человек будет стремиться наладить межличностные отношения — общение, дружбу, совместную деятельность, заботу о другом человеке и т. д.
  4. Чем они определяются: факторы

  5. При нормализации социальных потребностей индивидуум будет нуждаться в достижении к себе определенного отношения в обществе — уважения, признания, служебного роста, высокой оценки собственных действий.
  6. На последнем этапе раскрываются духовные потребности — процесс познания, творчества, самовыражения, саморазвития личности.

Соответственно, прежде всего человек склонен к удовлетворению физиологических потребностей, и только после того, как они будут реализованы, возникают потребности духовные.

Некоторые нужды являются постоянными — человек будет стремиться к их удовлетворению всегда. Другие могут возникать периодически, а некоторые — являться непостоянными, кратковременными — после того, как они будут удовлетворены, человек забывает о них.

Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.

к содержанию ↑

Виды и функции



Различают следующие функции мотивов:

    Виды и функции мотивов

  • побудительная — побуждение к какому-либо действию;
  • направляющая — при этом мотив направляет на себя действие человека;
  • целепорождающая — мотив ведет к действию, которое направлено на удовлетворение той или иной потребности;
  • смыслообразующая — придание действию субъективной значимости и важности.

Основной функцией мотива является побуждение и направление человека на какую-либо деятельность. При этом не все мотивы будут равнозначны — они будут находиться в определенной иерархической системе.

Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.

Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:

  1. Актуальные и потенциальные. Актуальные — это те, которые побуждают к текущим совершаемым действиям — например, человек трудится на высокооплачиваемой работе, проживает в комфортабельной квартире и основным мотивом есть сохранение текущего положения. Потенциальные — те, которые способны побудить к действию в случае изменения ситуации — тот же человек под угрозой сокращения будет мотивирован на поиски другой работы или развития в другом направлении.
  2. Основные виды и функции

  3. Ведущие и второстепенные. Мотивационная сфера имеет иерархию, которая хорошо просматривается при конфликте мотивов у человека. Например, друзья сделали предложение провести выходные дни на рыбалке, в то время как в эти самые выходные взята сверхурочную работа на дом. В итоге ведущим оказывается последний, так как благосостояние и поощрение руководства важнее, чем отдых, которому также хочется посвятить время.
  4. Смыслообразующие и мотивыстимулы.

    В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.

    Например, человек желает получить высокооплачиваемую работу, связанную с поездками в другие страны. Основным, смыслообразующим мотивом будет выступать высокое поощрение труда, второстепенным, мотивом-стимулом — расширение кругозора, общение с новыми интересными людьми.

  5. По обобщенности. Например, можно любить слушать музыку в стиле рок, а можно любить произведения только лишь какой-то определенной рок-группы.
  6. Классификация, виды и функции

  7. Сознательные и бессознательные. Одни мотивы можно четко осознавать — например, получить какое-либо образование для того, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу и получить возможность себя реализовать. Другие могут не осознаваться — например, арахнофобия, когда человек может бояться и избегать маленького паука, на самом деле не способного причинить ему вред.
  8. По предметному содержанию:
  • предметные. Определяют конечный результат деятельности — например, построить дом, приобрести автомобиль;

    При этом они могут не только отражать предмет, но и отношение к нему — взять, приобрести, отказаться, создать, сохранить, избежать чего-либо.

  • функциональные. Например — потребность человека в общении. Данное действие не имеет какой-либо конечной цели. Мотивацией выступает сама вовлеченность в тот или и ной процесс. Также примером может являться игровая деятельность;
  • нормативные. Данные мотивы не побуждают к деятельности, а ограничивают ее — например, нравственность.
к содержанию ↑

Мотивы профессиональной деятельности

Каковы мотивы профессиональной деятельности?

Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.

Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.

Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?

  1. Заработная плата и материальные вознаграждения. Часто именно денежное вознаграждение за профессиональный труд является основополагающим в мотивации работника. Каждый человек желает обладать материальными благами, при этом затрачивая для их достижения определенные усилия. Как правило, заинтересованные в материальном благосостоянии сотрудники предпочитают работать в одиночестве, чтобы получать деньги за свой собственный труд.

    Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.

  2. Комфортная обстановка и приемлемые условия работы. Если работодатель заботится о комфорте своих сотрудников, об организации рабочего места, эффективность последних может значительно возрасти.
  3. Четко изложенные задачи. Некоторые сотрудники предпочитают проработанный регламент действий, когда они могут опираться в своих действиях на заранее прописанные правила. Для них важно действовать согласно уставу, соответствовать принятым нормам и требовать от коллег того же. Другим сотрудникам важна большая свобода действий. Главные мотивы профессиональной деятельностиОни не нуждаются в регламенте, а, напротив, избегают его. Для них мотивацией является возможность решать поставленную задачу своими методами. Такие сотрудники не любят постоянного контроля над собой, постоянно стремятся к независимости, а иногда специально игнорируют правила, затрачивая на это массу своей энергии.
  4. Социальные контакты. У разных работников может быть различное отношение к социальным контактам на рабочем месте. Для одного типа людей мотивирующим фактором будет являться возможность общения с новыми людьми, они невосприимчивы к шуму, получают положительные эмоции при общении. Другой тип людей будет мотивирован такой работой, которая не требует общения с людьми — например, управление механизмами, работа за компьютером — там, где не требуется контактировать с коллегами.
  5. Признание обществом. Некоторые работники имеют потребность в их одобрении обществом за проделанную работу. Они не столько акцентируют внимание на размер заработной платы, сколько желают, чтобы их труд был замечен другими.

    Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.

  6. Влияние и власть. На профессиональном поприще можно реализовать свою потребность занять определенное место в социальном статусе, получив должность руководителя. Особенно важным мотивационным фактором это становится для тех людей, которые склонны к подчинению себе других людей. С позиции менеджмента такое стремление называют достижением целей посредством усилий других людей.
  7. Мотивы профессиональной деятельности человека

  8. Самореализация. В данном случае стимулом к труду является реализация сотрудником его навыков и знаний. При этом мотивирует сама возможность выполнения тех или иных действий.
  9. Совершенствование и развитие. Человек стремится к осваиванию новых навыков, у него есть потребность к самосовершенствованию.

    Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.

Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.

Потребности как мотив деятельности:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий