Мы живём в окружающем мире, который состоит из предметов и явлений. Так или иначе, они постоянно влияют на наше сознание, и наше сознание их воспринимает.
Человек не просто видит то, что находится вокруг него, не просто слышит какие-то звуки или чувствует запахи. Он, порой даже почти подсознательно, оценивает всё это, классифицирует, пытается отобрать с точки зрения какой-нибудь пользы.
Механизм человеческого восприятия сложен и не до конца ещё изучен. Но определённые его признаки учёные выделяют, отмечают их особенности и способы воздействия на сознание.
Восприятие человеком окружающего мира в психологии называется перцепцией. Перцептивная психика имеет множество особенностей, которые ещё не до конца изучены.
Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Понятие и классификация
Перцепция (восприятие) — это многообразный процесс отражения явлений или предметов, когда они непосредственно воздействуют на органы чувств человека.
Соответственно, по влиянию явлений или предметов на определённые органы чувств человека классифицируются и виды перцепции:
- зрительная,
- слуховая,
- обонятельная и другие
Окружающая нас материя существует в сфере пространства, времени, движения и направления, по этим признакам восприятие классифицируется тоже.
Причём, пространство мы способны воспринимать, различая размеры предметов на разном расстоянии. Мы понимаем, что удалённый предмет кажется меньше по размерам, чем такой же, который находится рядом с нами. Но воспринимаем их всё равно, как одинаковые.
Наконец, в зависимости от сложности процесса восприятия, его подразделяют на мгновенное (в науке оно может определяться, как симультанное) и поэтапное (оно ещё называется сукцессивным).
Свойства и процессы
Перцепция имеет характерные свойства:
- предметность;
- структурность;
- целостность;
- избирательность;
- константность;
- апперцептивность (так называется зависимость от прошлого жизненного опыта);
- объёмность и его ограниченность.
Восприятие состоит из нескольких последовательных перцептивных процессов:
- обнаружения;
- различения;
- идентификации;
- категоризации;
- узнавания;
- опознания.
Таким образом, делаем вывод: перцептивный процесс — это процесс восприятия, который позволяет нам (причём, не только людям, но и животным) не просто пассивно созерцать окружающее, но и подвергать его оценке, воспринимать в развитии и в качестве возможности применения того или иного предмета.
Кстати, использование окружающих предметов в качестве орудий труда является одним из начальных признаков человеческого мышления.
По мнению психолога Б. Ананьева сенсорно-перцептивные процессы (он первым ввел такой термин) — это цепочка от органов чувств до сознания человека, и механизм этой деятельности зависит от его опыта, образов, закреплённых в сознании и даже диапазона двигательных функций.
Это интересно: Главные качества руководителя и психология управления людьми
Уровни перцептивной психики
Подразделяют 2 уровня перцептивной психики — низший и высший.
Низший уровень свойственен членистоногим и моллюскам.
У них есть предметное восприятие, разделение предметов на полезные и те, к которым следует относиться безразлично.
На высший уровень психики выходят уже развитые позвоночные. У них высоко развита нервная система, намного разнообразнее функции движения.
В их психическом восприятии появляются новые свойства и навыки:
- манипулирование предметами;
- обобщение на основе зрительного восприятия;
- деятельность с помощью этих предметов, основанная на обобщении всех этих факторов.
Во время познания ребёнком окружающего мира перцептивные действия проходят несколько основных этапов:
- На первом происходит знакомство с окружающими предметами.
- На втором этапе происходит определённая перестройка сенсорных процессов, которые происходят в органах чувств, дети начинают познавать пространственные свойства предметов.
- На третьем этапе действия в процессе восприятия уже не играют основной роли, их становится меньше, основную роль берёт на себя узнавание и осмысление воспринимаемого.
С появлением определения осознания происходящего после ощущений в науке появляется термин апперцепция.
Апперцепция
Что такое апперцепция в психологии? Термин апперцепция ввёл в науку исследователь Г. Лейбниц.
Он первым доказал, что перцепция — это просто восприятие действительности, а апперцепция — уже осознанное.
Если вернуться к уже сказанному, мы можем добавить, что апперцепция — высший уровень восприятия, максимальная степень которого принадлежит человеку.
Основатель экспериментальной психологии В. Вунд, основываясь на этом, доказал, что основное участие в данном процессе принимает внимание, как часть сознания.
Если внимание не фокусируется на каком-то отдельном предмете, не происходит и его осознания. Но стоит сосредоточению внимания произойти, начинается уже процесс апперцепции, которая и является основой осознанного мышления.
По теории апперцепции Вунда именно способность к такому восприятию и сделала человека человеком.
Восприятие неизбежно зависит от предшествующего опыта. Скажем, многие предметы мы вообще рассматриваем бегло, вскользь, потому что ежедневно с ними сталкиваемся.
Например, не будем же мы пристально рассматривать по утрам кухонный стол, за которым завтракаем, или яичницу, которую на этот завтрак подают.
А вот, если в первый раз попробовать, скажем, авокадо, воспринимать этот предмет мы будем иначе.
Апперцепцией и называют зависимость восприятия от предшествующего опыта человека.
Причём, эта зависимость может абсолютно по-разному выражаться по отношению к одному и тому же предмету.
Ребёнок, увидев круг, будет его только, как круг и воспринимать. Школьник неизбежно вспомнить об уроках геометрии. Автомобилист сразу подумает о колесе, а любитель цирка — об арене.
Большое значение в восприятии окружающего имеют профессиональные навыки.
Скажем, ландшафтный дизайнер, появившись в незнакомом саду или парке, сразу будет определять составляющие этого дизайна, садовник отметит ухоженность участка и влажность почвы, а ребёнок будут искать места, где можно будет поиграть или спрятаться.
Апперцепция во многом определяется возрастом человека и его знаниями.
С возрастом органы чувств, которые являются основой восприятия, изменяются, причём, не всегда в сторону развития. Слух, например, к старости становится часто хуже. Но рождается ребёнок уже с хорошим слухом.
Другое дело — зрение. Оно на протяжении жизни у человека развивается:
- младенцы плохо контролируют движения глаз и имеют чёрно-белое зрение;
- в 2 месяца они осознанно воспринимают глубину и удалённость;
- острота зрения в этот период у малышей уже адекватна этим показателям у взрослых людей;
- в 3 месяца они приобретает зрение цветовое;
Постепенно у ребёнка возникают перцепционные способности — средства, которые формируют представление об окружающем мире, когда отдельные его проявления воздействуют на органы чувств человека.
Основными показателями таких способностей на разных этапах развития ребёнка можно считать следующие качества:
- объём восприятия, он измеряется определённым количеством предметов, которые испытуемый может воспринять, скажем, в течение одной минуты;
- точность восприятия, под ним подразумевается соответствие образа предмета, сформировавшегося в сознании и собственно предмета в реальности;
- полноту, это степень подобного соответствия;
- быстроту восприятия, тут определяется время окончательного формирования образа предмета в сознании;
- эмоциональную реакцию ребёнка на исследуемый предмет.
Для развития этих способностей часто применяют перцептивное моделирование — методику, с помощью которой в детском саду учат детей воспринимать предметы, как составляющее определённого единого целого.
Например, ребёнку на одной из тетрадных страниц предлагается изображение круга.
А на другой — множество разрозненных элементов, из которых необходимо выбрать составляющие части именно показанного круга или другой геометрической фигуры.
Если подобные упражнения выполнять регулярно, постепенно усложняя задания, общее развитие воспитанника (а не только восприятие) произойдёт гораздо быстрее.
С взрослением у ребёнка формируется трансцендентальное единство апперцепции. Этот термин появился в философии Канта.
Согласно утверждению учёного, это — единство самосознания, которое производит представление «я мыслю». Оно не принадлежит к чувственности организма и составляет единое целое.
Именно единство нашего сознания, его представлений и ощущений позволяет нам окончательно сформировать верное представление о том или ином предмете.
Некоторые люди имеют отличную от других сенсорно-перцептивную сферу.
Основной её характеристикой является понятие сензитивности — формирование повышенной чувствительности определённых органов чувств под влиянием определённых условий или врождённых качеств. Например, чувство ритма или музыкальность могут быть врождённым качеством.
Но иногда на способность к перцепции влияет сфера деятельности человека. Например, чувствительность пальцев у шлифовальщиков и пианистов повышается с моментом совершенствования в данной профессии.
Это интересно: Стыд и чувство вины: как простить себя за ошибки прошлого?
Межличностная перцепция
Понятно, что воспринимать мы можем не только предметы или явления, но и окружающих людей, их слова.
Такой вид перцепции называется межличностной.
Существуют несколько определяющих факторов, которые определяют качество межличностного общения:
- превосходство одного индивидуума над другим, оно неизбежно формируется сразу по нескольким параметрам;
- внешняя привлекательность воспринимаемого партнёра общения;
- отношение к нему, сформированное опытом предыдущего общения.
Например, ребёнок уже с ранней стадии своего существования узнаёт мать, радуется её приходу, здесь механизм восприятия формирует у него положительные эмоции. А незнакомца он может попросту испугаться.
Что же касается превосходства одного индивидуума над другим, оно почти всегда проявляется в межличностном общении, абсолютно равных межличностных отношений просто нет.
Правда, они могут меняться в зависимости от условий. Например, в приготовлении еды или уборке квартиры муж может воспринимать супругу, как доминантную личность. Но за рулём автомобиля или во время ремонтных работ доминирует в действиях уже супруг.
Большое значение в межличностных отношениях имеет перцептивная сторона общения — диалог или разговор, в котором достигается полное (или близкое к нему) взаимопонимание собеседников.
То есть наше восприятие человека сформировано в такой полной форме, что мы можем предугадывать его мысли чувства.
Соответственно, есть и противоположная сторона, когда человек, в силу своей замкнутости или иных качеств, такой способностью не обладает.
То есть, для межличностного общения необходимы ещё и определённые умения. Их совокупность можно определить так:
- адекватное восприятие полученных сведений от партнёра по общению;
- способность проникать в их личностную суть;
- умение определить индивидуальное своеобразие собеседника;
- способность быстро составить верное представление о человеке.
Материализуется же межличностное общение, в основном, в слова (есть ещё и язык жестов), которые и являются основой межличностной перцепции.
Изучение перцепции — процесс разносторонний, как и само восприятие нами окружающего мира. Возможно, поможет не только развитию маленьких детей, но и вообще раздвинет границы возможностей людей.
Тeория перцептивного цикла: