Понятие и проблема возраста в психологии


Понятие возраста в психологии

По мере взросления каждый индивид проходит определенные стадии развития.

Психологический возраст может не соответствовать реальным биологическим показателям.

Категория и понятие


Категория и понятие возраста

Что такое психологический возраст личности?

Существует общее понятие возраста, как определенного временного критерия, определяющего физиологические и психические свойства индивида.

Возраст может оцениваться с разных точек зрения: абсолютный (точное определение временных рамок существования человека вплоть до секунд), хронологический (жизнь от зачатия до смерти), биологический (состояние здоровья организма на определенном этапе жизни), социальный (соответствие уровня социального развития средним показателям, демонстрируемым ровесниками) и т.д.

Психологический возраст — уровень психического развития личности, определяемый путем соотнесения ключевых характеристик сознания индивида и существующих усредненных норм.

В основе психологического возраста лежит самоощущение человека и восприятие им окружающей действительности, уровень его развития и самореализации.

Данная категория оценивается не только самим индивидом, но и окружающими людьми, которые в процессе общения формируют субъективное мнение о степени зрелости личности.

Нередко психологический возраст не соответствует реальным биологическим показателям, физическому состоянию тела. Молодой, здоровый человек может чувствовать себя внутренне старым, а зрелая женщина может воспринимать себя юной девушкой.

Категория и понятие в психологии

Именно психологический возраст определяет направление деятельности, является основой для постановки целей и задач.

Человек ведет определенный образ жизни, который диктуют ему собственные внутренние установки и желания.

Выраженное несоответствие между внутренним самоощущением и реальным возрастом может приводить к серьезным проблемам в личной жизни, в профессиональной деятельности, мешать достижению социальных благ.

Часто именно подобные внутренние противоречия становятся основой для развития психосоматических заболеваний. По этой причине наиболее благополучным вариантом для личности является ситуация, при которой восприятие себя находится в гармонии с реальным возрастом.

Обычно люди, которые постоянно пребывают в ожидании важных, судьбоносных событий в будущем и не зацикливаются на прошлом, чувствуют себя значительного моложе реального возраста.

И наоборот, индивиды, склонные постоянно вспоминать и анализировать события прошедших дней и проявляющие слабый интерес к будущему, ощущают себя значительно старше реального возраста.

Также большое значение имеет степень реализации в жизни.

Основное понятие и категория

Люди, которые достаточно рано достигли больших высот и не видят путей для дальнейшего развития, могут ощущать себя старше.

А их ровесники, которые все еще строят планы и стремятся достигать новых целей, чувствуют себя совсем молодо.

к содержанию ↑

Структура

Данная категория состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Центральное новообразование. Это новые психологические качества личности, которые формируются на определенном возрастном этапе жизни.

    Они являются результатом выполнения определенных видов деятельности, во время которых формируются новые знания и умения.

  2. Ведущий вид деятельности. Ключевое направление активности индивида, которое определяет его дальнейшее развитие.
  3. Социальная ситуация развития. Сочетание внутренних процессов, происходящих в сознании личности, и внешних социальных условий, которые оказывают существенное влияние.
  4. Центральная функция сознания. На данном возрастном этапе формируется ведущая психическая функция, которая определяет мыслительную деятельность.
к содержанию ↑

Психологические этапы



Психологические этапы личности

На протяжении жизни индивид проходит несколько ключевых стадий психического развития, каждый из которых имеет свои типичные черты.

Принято выделять четыре возрастных этапа личности.

к содержанию ↑

Младенческий

Младенческий период длится до 1 года ребенка. Существует раннее и позднее младенчество. На первом этапе ключевое значение имеет восприятие окружающей действительности.

Ребенок полностью связан с матерью и через нее познает окружающий мир. Он не способен еще воспринять себя как отдельный объект.

В период позднего младенчества (ближе к году) вместо восприятия ключевое значение приобретают моторные функции. Ребенок открывает свое физическое «Я».

Он учиться садиться, ходить, вставать, ориентироваться в пространстве. Происходит формирование представлений о предметах через тактильный контакт.

В младенчестве ключевое значение имеет наличие близкого эмоционального контакта со значимыми взрослыми, открытый доступ к познанию окружающего мира.

к содержанию ↑

Ранний

Ранний возраст и его характеристика

Психологические границы раннего возраста — от 1 до 3 лет.

Ребенок перестает воспринимать близких людей как посредников при взаимодействии с окружающими предметами и явлениями.

Теперь он стремится самостоятельно проявлять активность и познавать все вокруг. Взрослые выступают лишь в роли помощников, которые оказывает содействие в приобретении малышом навыков и знаний.

Большое значение на этом этапе имеет развитие речи, благодаря чему ребенок обретает возможность дополнительного взаимодействия с окружающими.

Данный этап также состоит из разных периодов. Примерно до 1,8 лет ребенок осваивает отдельные слова, названия предметов. Его речь еще достаточно бессвязна и мало понятна окружающим.

Ближе к 3 годам малыш начинает полноценно формулировать свои мысли, выстраивая предложения. В итоге он оказывается способен поддерживать диалог с взрослыми и сверстниками.

к содержанию ↑

Средний

Средний возрастной этап состоит из трех уровней:

  1. Дошкольники (3-7 лет). Ребенок окончательно осознает свою отделенность от взрослого, который теперь становится образцом для подражания. Малыши полностью моделируют поведение родителей и других близких людей, применяя усваиваемые нормы при общении со сверстниками. В этот период формируется наглядно-образное мышление, присутствуют мотивы и цели деятельности. Ближе к 7 годам ребенок уже может анализировать свое поведение и поступки окружающих, делать выводы.
  2. Средний возрастной этап

  3. Младшие школьники (7-11 лет). Учебная деятельность становится основным направлением активности. Появляется умение планировать свое время, управлять поведением, контролировать эмоции. В этот период формируется воля, целеустремленность, дисциплинированность. Также развивается теоретическое мышление и морально-ценностное восприятие действительности.
  4. Подростки (12-17 лет). У ребенка происходит расширение сферы социальной активности. Отношения с родителями у большинства детей в этот период уходят на второстепенный план. Наибольшее значение приобретают сверстники, мнение которых становится наиболее важным. Происходит развитие самосознания, понимание собственного «Я». У ребенка возникает чувство взрослости — он стремится самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу.

    В этот период нередко возникают внутренние конфликты, которые приводят к осложнению отношений с близкими людьми.

    Ближе к 17 годам происходит смена стиля жизни, круга общения, интересов. Формируются устойчивые представления об окружающей действительности, вырабатывается определенная модель поведения.

к содержанию ↑

Зрелый

Зрелая личность

С 18 лет в современном обществе человек воспринимается в качестве зрелой личности, которая способна самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь.

Окончательно формируются морально-нравственные установки, модели поведения и общие представления об обществе. Жизнь человека состоит из удовлетворения потребностей в самореализации, достижении профессиональных успехов, материального благополучия и т.д.

Часто психологический и биологический возраст не соответствуют друг другу. Это приводит к тому, что зрелая по паспорту личность совершенно не является такой в действительности.

С психологической точки зрения понятие «зрелости» не ограничивается временными рамками, а связано с непосредственным самоощущением индивида и субъективной оценкой его поведения окружающими.

к содержанию ↑

Пожилой

Различают нормальное физиологическое и преждевременное старение, связанное с болезнями. В обоих случаях происходят необратимые возрастные изменения.

Все это влияет на восприятие человеком окружающего мира, его самооценку, психоэмоциональное состояние и поведение.

Выражается в том, что снижаться физическая и умственная активность, а также в остром переживании собственной ненужности, опустошенности, гневных и раздражительных реакциях на мир и людей.

к содержанию ↑

Проблема возраста в психологии

Основная проблема возраста в психологии

Данной проблеме в психологии уделяется большое внимание, поскольку не существует четкой взаимосвязи между хронологическим и психологическим возрастом личности.

С биологической точки зрения под возрастом понимается определенный промежуток времени, но к оценке психических процессов данный показатель не может применяться.

Два индивида, являющиеся ровесниками, могут находиться на совершенно разных уровнях психического развития. По этой причине любые периодизации являются достаточно условными, поскольку предоставляют лишь усредненную информацию.

Различные специалисты, занимающиеся изучением проблемы, разрабатывают опросники, которые позволяют определить опытным путем психологический возраст человека.

Основа данных опросников — выделение критериев соотнесения хронологического возраста с психологическим, на основе чего делается вывод о внутреннем самоощущении индивида.

к содержанию ↑

Как определить свой психологический возраст?


Понимание себя помогает человеку выявить влияние внутренних установок на формирование интересов, целей, задач. Даже стиль жизни, профессия, личные отношения и хобби во многом зависят от данного показателя.

Соответственно, получение желаемой информации позволяет объективно оценить собственную личность, наметить существующие проблемы и начать работу над собой.

Как определить свой психологический возраст: методы

Чтобы узнать свой психологический возраст, достаточно пройти профессиональный онлайн-тест.

Подобные тесты содержат вопросы, выявляющие степень уверенности в себе, целеустремленность, ответственность, развитие волевых качеств и т.д.

Сопоставление ответов на вопросы с реальным возрастом человека позволяет делать выводы о том, насколько его внутренне самоощущение соответствует биологическим показателям.

к содержанию ↑

Как сохранить психологическую молодость?

Наиболее верный путь к сохранению психологической молодости — постоянное стремление к достижению новых целей и позитивный взгляд на жизнь.

Даже в преклонном возрасте можно получать удовольствие от всего происходящего, если не зацикливаться на прошлом, а смотреть с оптимизмом в будущее. Человека старит уныние, однообразие, меланхолия, пессимизм.

Социальная активность, постоянный поиск новых хобби, работа над собой, увлеченность спортом и жизнерадостный настрой — это основные черты людей, которые чувствуют себя значительно моложе реальных лет.

Таким образом, психологический возраст определяется внутренним самоощущением человека. Чтобы оставаться вечно молодым, нужно всегда проявлять интерес к жизни.

Тест на психологический возраст:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Вопрос есть, но отвечать, по-видимому, никто не будет. Большинство людей противоречиво, какая-то гремучая смесь из проблем и тупиков. Как и раньше, во всём натыкаюсь на непонимание, т.к. у меня вообще не бывает массово известных проблем (но есть парочка нестандартных). Не знаю, что означает зрелость, если в этой статье также противоречиво сообщается, что социальная активность обеспечивает ощущение «моложе реальных лет». Это состояние — зрелость или незрелость? У меня лично тест показывает «вы в начале своего пути». Что это такое? Никогда и ни с кем не нахожу общего языка, нарушаю все правила, потому что по-другому ничего не добиться, а все советы выглядят — «побольше страдай». Задачи решаю подростковыми методами (и выгляжу так же). Всегда безубыточно. Для меня по-прежнему, как и в 7-м классе (мне 57), взрослые люди (родители тоже) — носители несусветной чуши, выполнение которой приводит только к вреду себе. А вредить себе я вообще не способна (алк, табак и др., безденежье, начальники, обслуживание детей-мужей, лишний вес, косметика, тряпки, сладости, дни рождения, клубы, дурацкие расходы в виде ювелирки, обжорства, авиаперелётов — всё скопом не для меня). Только творчество, режим, пассивный доход, который решён ещё в прошлом веке, когда и терминов таких не было. Я жёсткий аналитик, училась лет с 8 на Гегеле и К* (много их там), вижу наперёд, где будет вред. Т.о., жизнь проходит в социальных драках, которые давно надоели. Любой в моём окружении скажет, что у меня социальная незрелость.

Добавить комментарий