Признаки и особенности основных социальных институтов


Признаки социальных институтов

Социализация — один из главных способов формирования личности.

Нельзя недооценивать влияние общества на человека.

Тысячелетняя история цивилизации подарила нам примеры поведения, которые могут считаться правильными и рациональными в той или иной ситуации.

Содержание:

Восприятие этих примеров происходит именно с помощью социализации личности, то есть её включения в систему общественных отношений.

С помощью чего происходит социализация?


С помощью чего происходит социализация людей?

Социализация — это многогранный феномен.

Её цель состоит в том, чтобы человек усвоил основные знания, правила поведения и нравственные ценности той среды, в которой ему предстоит жить.

Она не является само собой разумеющимся процессом. Социализация — продукт длительного развития общества как цивилизационного феномена.

Интеграция человека в систему общественных отношений состоит из комплекса сложных психологических процедур воздействия на личность, которые направлены на достижение конкретных результатов (привитие понимания социальных процессов, передача системы знаний, норм и ценностей, распределение социальных ролей и статусов).

Порядок реализации этих процедур устанавливается тем социальным институтом, внутри которого она происходит.

Под социальными институтами в социологии, психологии, философии и смежных науках понимают способы объединения людей в группы для достижения определённых целей. То есть, институты социализации — это группы людей, которые влияют на личность с целью её приспособления к социуму.

Традиционными институтами (или агентами) социализации являются семья и культурно-просветительские структуры.

Стремительное развитие системы общественных отношений под влиянием роста значения информации и научно-технического процесса обусловило появление новых агентов социализации.

С помощью чего происходит социализация ребенка?

Интернет и СМИ сейчас оказывают не меньшее, а то и большее влияние на формирование личности, чем традиционные институты.

В зависимости от особенностей мышления родителей и их социальных ориентиров на становление как личности их ребёнка также могут влиять:

  • религия:
  • искусство;
  • наука;
  • массовая культура.
к содержанию ↑

Основные социальные институты личности и их особенности

Семья

В семье ребёнок впервые сталкивается с отношениями между людьми. Здесь же он усваивает первые модели социального взаимодействия, знакомится с ролями в семье, половыми стереотипами поведения.

Семья является институтом так называемой первичной социализации. Благодаря ей индивид приобщается к общественным отношениям в наиболее широком их понимании.

Интеграция личности в конкретные виды отношений составляет следующую стадию её социализации, имеет вторичный характер, базируясь на навыках приобретённых во время первичной социализации.

Влияние семьи

От социального статуса родителей зависит и первоначальный статус ребенка.

Это значит, что возможности ребенка изначально ограничены возможностями родителей. От семьи зависит:

  • с какими другими агентами социализации ребенок будет взаимодействовать;
  • как именно они повлияют на его личность;
  • суть умозаключений ребенка, которые будут сделаны в процессе социализации.

Уровень образования родителей, нравственные ориентиры и культурная самоидентификация отражаются на характерах всех их детей. Характер ребёнка, в свою очередь, определяет особенности процесса его дальнейшей социализации.

Отношение родителей к ребёнку формирует его понимание своего места в жизни. Именно глазами родителей он смотрит на собственное "Я" в первые годы жизни.

Сущность его "Я" зависит от того, какой стиль воспитания выбрали родители: авторитарный (навязывание своей воли и игнорирование желаний ребёнка), демократичный (привитие определённых поведенческих стереотипов путём достижения согласованного решения) или либеральный (вмешательство в процесс развития личности детей только в крайних случаях, при этом родители не заявляют о своей позиции, а следовательно — и о своём отношении к ребенку).

к содержанию ↑

Образование и культура

Образование и культура и их роль

В современном мире образование имеет ряд особенностей:

  1. Политика государственных органов большинства стран направлена на обеспечение доступа к образованию как можно более широких слоёв населения. Это обуславливает его универсализм, который, с одной стороны, способствует формированию цельных социальных групп, а с другой — нивелирует ряд индивидуальных особенностей личности.
  2. Процесс получения образования крайне формализован. Он ориентируется на достижение результата чётко указанными способами.
  3. Образование осуществляется людьми, для которых социализация — это род профессиональной деятельности. Данное обстоятельство обуславливает отличный от прочих агентов социализации порядок её проведения.

Важность получения образования состоит в том, что транслируемые в школах и высших учебных заведениях знания объективно отображают действительность (в отличие от субъективного взгляда родителей), что лучше способствует вхождению ребенка в существующую систему общественных отношений.

Образование также знакомит индивида с культурой окружающей его среды. Это формирует у него ощущение причастности к социально-культурной группе, осознание себя как части определённого народа, ответственность за нормальное функционирование с общественных структур.

Система образования формирует гражданскую позицию личности, определяет её национальную и культурную самоидентификацию.

к содержанию ↑

Наука

Значение науки

Наука формирует у индивида объективный взгляд на окружающий мир.

При соприкосновении с наукой человек подвергает ревизии свои накопленные социальные привычки, определяет уровень их рациональности.

С её помощью он определяет место событий, которые происходили или происходят с ним, в общей картине мироздания.

Выявление причинно-следственных связей явлений способствует тому, что индивид получает возможность прогнозировать последствия своего поведения в той или иной сфере. Это качественно улучшает его деятельность, повышает её результаты.

В отличие от образования, наука имеет чисто описательный характер и максимально избавлена от оценочных категорий.

Здесь меньше лазеек для манипуляций ввиду того, что наука акцентирует внимание на отображении характерных признаков действительности.

Образование же больше направлено на формирование у индивида соответствующего отношения к окружающей среде, её правильной, с точки зрения составителей образовательных программ, оценке.

Специфика науки

Требования, которые выдвигает наука для тех, кто её воспринимает (реципиентов), предусматривают строгое следование законам логики.

Это значит, что некоторые факты науки имеют для реципиентов принудительную силу.

Приняв определённые посылки, индивид вынужден принять и их следствия вне зависимости от своего желания и от того, как он эти следствия оценивает.

Специфика науки как института социализации способствует примирению личности с окружающим миром, снижению уровня её агрессии и желания подстроить среду обитания под себя любыми способами.

к содержанию ↑

СМИ

СМИ — это влиятельный регулятор общественной жизни. Они являются главным и наиболее крупным связующим звеном между личностью и окружающим миром. СМИ предоставляют индивиду сведения о тех аспектах реальности, которые его интересуют.

В этом контексте СМИ могут выполнять также идентифицирующую роль, объединяя определённое количество людей по их интересам (подписчики газет, журналов, владельцы аккаунтов на страницах СМИ в интернете).

Уникальность средств массовой информации как института социализации состоит в том, что они владеют удивительной способностью преподавать оценки под видом описаний.

СМИ - регулятор общественной жизни

Масс-медиа не просто описывают происходящие события, они вводят их в определённый контекст, тем самым вызывая у потребителя информации соответствующие ассоциации.

Для сохранения лояльности аудитории СМИ должны последовательно проводить в своих материалах те мотивы, которые способствовали решению индивида стать потребителем информации, предоставляемой этим СМИ.

Именно в СМИ идёт подбор сведений, которые станут достоянием широкой публики. При этом учитывается характер такой информации, то, как она сможет повлиять на своих потребителей.

Аудитория масс-медиа воспринимает те базовые установки, которые журналисты умело помещают в материал таким образом, что они оказывают влияние на реципиентов опосредованно, незаметно, постепенно.

Это в итоге способствует формированию у человека желаемых для руководителей СМИ взглядов на мир.

к содержанию ↑

Интернет

Влияние интернета на процесс социализации личности в условиях ХХI века очень ощутимо. В основном это обусловлено переносом инструментария других социальных агентов в Сеть. Интернет воздействует на всех других агентов социализации.

Влияние интернета

Родители ищут в интернете педагогическую информацию для осуществления правильного с их точки зрения воспитания ребенка, образовательные и культурные институты наряду с наукой и СМИ также представлены в интернете.

Кроме того, Интернет привлекает людей подросткового возраста невозможностью его полного регулирования со стороны властных институтов. Доступ к сладкому запретному плоду здесь не встречает никаких преград.

Это формирует у личности ощущение своей исключительности. Человек осознает себя более информированным, нежели остальная общественность.

Это обстоятельство способствует его положительной самоидентификации, пускай даже реальное влияние информации, которую он воспринимает, является деструктивным.

В интернете людям проще всего объединятся в сообщества. Поиск единомышленников не требует такого количества усилий, как в реальной жизни. Это также обуславливает популярность интернета как агента социализации.

Как и СМИ, интернет не предусматривает для индивида никаких санкций.

Это делает Сеть более приемлемым институтом социализации в глазах формирующейся личности по сравнению с семьей, образованием или наукой, где за несоответствие поведения человека принятым стандартам могут последовать негативные следствия.

Интернет в процессе формирования личности

На процесс формирования личности влияет большое количество факторов.

С развитием общества их становится всё больше.

Роль некоторых институтов в приобщении индивида к системе социальных отношений со временем снижается, однако значение первичных агентов социализации остаётся неизменным.

В то же время особенности соотношения первичных и вторичных агентов нельзя рассматривать как процесс одностороннего влияния.

Вторичные агенты способствуют окончательному формированию личности, которая со вступлением в семейные отношения станет агентом первичной социализации для нового поколения.

Социальные институты и их функции — кратко:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий