Что относится к психическим познавательным процессам личности?


Психические познавательные процессы

Когнитивные (познавательные) процессы анализируются разными науками, включая социологию, лингвистику, неврологию, антропологию и философию.

Что касается психологии, то когнитивная психология является областью, ответственной за изучение познавательных процессов.

Определение понятия


Определение основного понятия

Познание — что это в психологии?

Познание — это сбор фактов, информации и опыта путем восприятия, открытия или обучения, которые человек накапливает на протяжении всей своей жизни и образования и может использовать и применять к новому жизненному опыту.

Но нет единого, окончательного, общепризнанного определения того, из чего состоит знание, оно приобретается посредством сложных когнитивных процессов: восприятия, коммуникации, ассоциации и рассуждения.

Познание в психологии — это изучение и понимание психических процессов личности: желаний, намерений, убеждений.

Познавательные процессы относятся к ряду задач, которые мозг выполняет непрерывно. Он обрабатывает всю информацию, полученную из окружающей среды. Благодаря этим когнитивным процессам познание существует и позволяет нам исследовать мир.

Гармоничное взаимодействие между когнитивными процессами является фундаментальным, чтобы мы могли адекватно анализировать реальность и адаптироваться к ней.

Благодаря ментальным процессам мы можем быть гибкими к изменениям и требованиям ситуации. Наши исполнительные функции отвечают за координацию этих процессов.

Когнитивные процессы могут действовать вместе и отдельно. Например, люди с языковым расстройством все еще могут прекрасно воспринимать стимулы и решать математические задачи.

к содержанию ↑

Познавательная сфера и структура познания

Познавательная сфера и структура познания: понятия

Психология познания — это одно из основных течений теоретической психологии восприятия, это познавательная сфера личности, а именно: ощущение и восприятие, воображение, мышление, память.

Личность — это информационная организация, образованная в результате обучения.

Можно выделить четыре основных вида информации, в которых взаимные отношения создают личность: описания отношения субъект — окружение; о собственной персоне; описывающие окружение; описывающие собственные действия субъекта.

Анализируя эту сферу вместе с ситуацией можно точнее понять отношения между людьми и окружающей их, средой.

Когнитивные структуры — это психические процессы, которые люди используют для обработки и понимания информации. Они организуют информацию для обучения и запоминания.

Когнитивные структуры являются неотъемлемой частью понимания и памяти. Существует три категории когнитивных структур:

  1. Сравнительные мыслительные структуры, такие как запоминание и классификация.
  2. Символические структуры представления, такие как жесты, танец и музыка.
  3. Логические структуры рассуждения, такие как рассуждение, причина и следствие, оценка и решение проблем.

Познавательные структуры могут развиваться с течением времени.

к содержанию ↑

Психические процессы и их виды



Психические процессы и их виды: таблица

Процесс познания — это способность человека думать, помнить, обучаться, предвидеть.

Ресурс, который у нас есть, когда дело доходит до адаптации к окружающему миру, — это наше поведение.

Оно позволяет нам изменять нашу окружающую среду и нашу реальность, чтобы адаптироваться к тому, что происходит в нашей жизни. Мы знаем, что наше поведение влияет на внутренние когнитивные процессы.

Кратко о понятиях видов познавательных процессов даны в этой таблице:

Вид

Определение

Ощущение

Процесс отражения органов чувств, возникающий в процессе их стимуляции.

Восприятие

Отражение действительности, которая нас окружает в совокупности свойств и признаков предметов.

Речь

Совокупность звуков, средство для общения с другими индивидами.

Мышление

Высшая форма отражения действительности. В психологии определяется как процесс, ответственный за преобразование информации в целях ее упорядочения и придания ей значения.

Внимание

Когнитивный процесс, который позволяет позиционировать себя по отношению к соответствующим стимулам и, следовательно, реагировать на них.

Память

Отражение прошлых событий, опыта, переходящих в информационный фонд поведения.

Эмоции

Реакции на внешние раздражители.

Все они тесно связаны друг с другом. Хотя и сохраняют свою терминологическую независимость, многие из них не могут существовать без других.

Лучше смотреть на это разделение, как на искусственную классификацию, которая облегчает работу.

к содержанию ↑

Ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы отвечают за организацию и придание значения всем чувственным раздражителям.

Эта функция очевидна: именно знания об окружающей среде и позволяет ориентироваться в ней и взаимодействовать с ней. Это основные и необходимые навыки для достижения эффективной адаптации.

Речь

Что такое речь?

Человек является существом социальным.

Именно поэтому речь является столь важным процессом, дает нам возможность общаться с другими.

Эта связь людей осуществляется с помощью символического кода или языка.

Сложность нашего языка позволяет нам точно описать почти все, будь то прошлое, настоящее или будущее. Полезность этого процесса вытекает из нашей потребности поддержания сложных социальных отношений, которые позволяют нам выжить в агрессивной среде.

к содержанию ↑

Мышление

Мышление — сложный познавательный процесс.

Наиболее общепринятой является концепция, что мышление как психический познавательный процесс — это процесс, который должен работать как механизм управления в свете представленных нам ситуаций.

Исследование процесса мышления началось с логики Аристотеля. Это была не менее эффективная форма анализа, потому что человеческое существо не мыслит логически.

Рассуждение — быстрый, но немного неточный процесс, который позволяет нам эффективно работать в нашей среде. Функция мышления является спорной. Частично это связано с существующей терминологической неясности вокруг нее.

к содержанию ↑

Внимание

Внимание - определение

Жизнь имеет много стимулов, происходящих в одно и то же время, однако, мы способны сосредоточить наше внимание на стимулах, которые нас интересуют.

Некоторые действия, такие как ходьба и жевание, требуют мало внимания.

Тем не менее, другие виды деятельности, такие как разговор и язык тела, требуют концентрации. Существуют различные типы внимания, включая возбуждение, сфокусированное внимание, устойчивое внимание, избирательное внимание, чередующееся внимание и разделенное внимание.

К счастью, нам удалось автоматизировать определенные процессы, которые приходится повторять по нескольку раз в день, что позволяет легче сосредоточиться на других задачах.

Например, поначалу научиться водить машину и концентрироваться на том, что нужно делать, трудно, но через некоторое время это делается естественно и без размышлений. Внимание фокусирует наши ресурсы на серии стимулов, игнорируя остальные.

к содержанию ↑

Память

Память позволяет нам кодировать информацию для ее хранения и последующего обнаружения. Это необходимый процесс, от которого тесно зависят остальные когнитивные процессы.

Память позволяет запомнить такие яркие сведения, как например, какой город является столицей Франции, или процедурную информацию, например, езда на велосипеде.

Память - что это такое?

Память есть, потому что сведения о наших прежних переживаниях, которыми мы располагаем, действительно полезные.

Она позволяет нам угадать будущее и действовать на основе опыта.

Без этого процесса другие когнитивные процессы не существовали бы, потому что все они сильно поддерживаются памятью.

к содержанию ↑

Эмоции

Эмоции позволяют управлять нашим поведением, и действовать быстро и эффективно в ответ на потребности окружающей среды. Эмоции имеют три составляющие:

  • соматический: физиологические изменения, вызванные эмоциями;
  • поведенческий: спектр поведения, вызванные эмоцией;
  • эмоциональный: субъективный опыт индивидуума.

Большинство решений недостаточно важны для нас, чтобы тратить много времени на это. Именно тогда появляется эмоция.

Важно понимать, что для принятия любого решения в некоторой степени, способствуют наши эмоции.

к содержанию ↑

Центральная категория

Человек — существо общественное. Чтобы функционировать в обществе, мы должны общаться с другими его членами. Общение дает нам возможность обмениваться мыслями и взаимодействовать.

Умение общаться является основой человеческих контактов. Низкий уровень этих навыков ведет к одиночеству и чувству беспомощности, неудовлетворенности и неудач в личной жизни.

Центральная категория - общение

Межличностное познание в первую очередь достигается путем общения. Можно выделить несколько видов общения:

  • межличностное (происходящее между людьми);
  • внутриличностное (внутренний монолог);
  • социально-групповое;
  • агрегированное (с использованием технических устройств (телефон, компьютер)).

В процесс познания включаются такие элементы, как внешние признаки, оценка психологического состояния, усваивание и анализ полученной информации, общие умозаключения и, наконец, прогноз поведения данной личности, и свои действия.

Б.Ф. Ломовым были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения. Кроме того, такие понятия, как социальный и биологический можно также отнести к категориям.

Категорию личности можно назвать центральной в психологии познавательных процессов, т.к. выявление объективных связей социальных и природных качеств человека, соотношения биологических и социальных факторов в его развитии представляет одну из сложнейших задач науки.

Люди считают, что они хотят знать себя как можно лучше. В самом деле, есть любовь только для самопознания особого рода. Так или иначе, люди постоянно смотрят на себя: в зеркало или в лица других людей, в собственную память и воображение.

Центральная категория - самонаблюдение

Они хотят знать себя как можно лучше, поэтому находятся в постоянном и тщательном самонаблюдении.

Люди уверены, что знание о себе самих, если уже не полное, то хотя бы большое. Нет ничего более ошибочного.

Существует принципиальная разница между человеческим существом в целом и конкретным индивидуумом в частности. Существуют также понятия объективного и субъективного исследования.

Поскольку определяющим методом является объективный, самонаблюдение невозможно признать ни единственным, ни основным методом познания психических процессов.

к содержанию ↑

Развитие, диагностика и патология процессов


Цели нейропсихологической диагностики изменились с расширением знаний о механизмах мозга, психических функциях и поведении.

Главной особенностью психологической диагностики является ее междисциплинарность. Она основана на описании поведения, определения характера и направления его изменения, а также соединений с состоянием мозга.

Элементарной частью диагностики является прогноз, позволяющий предсказать последствий такого поведения и отдельных психических процессов.

Основная цель диагностики познавательных процессов оценить психические функции и поведение с использованием разнообразных психологических методов. Сочетает в себе знания из области клинической неврологии, психиатрии, лингвистики, теории о познании, а также других наук о человеке.

Развитие, диагностика и патология познавательных процессов

Для этого необходимо провести несколько анализов: анализ когнитивных функций (восприятия, мышления, функций памяти, речи, языка, письма, чтения, счета и т. д.), анализ аффективных процессов, связанных с выявленными и переживаемыми эмоциями, анализ собственной деятельности и поведения, анализ медицинской документации, анализ школьной документации.

Нужно провести беседу с исследуемым человеком и его близкими. Диагностика направлена на определение связей между способом поведения человека и состоянием его мозга (ума).

Диагноз должен помочь объяснить источник психической дисфункции, а также позволить выбрать соответствующую форму помощи (например, психологическую, медицинскую или экологическую).

Диагностика направлена на выявление того, какие дисфункции и патологические изменения (в т. ч. инсульты, дегенерации) влияют на психические процессы человека, например, когнитивную зону, личность.

Отношение возрастных изменений когнитивных функций к заболеваниям деменции для очень пожилого возраста изучено недостаточно. Поскольку старение, а также болезни деменции связаны с когнитивным дефицитом, это приводит к дифференциальным диагностическим проблемам в очень пожилом возрасте.

В связи с этой дифференциацией актуальными являются, с одной стороны, концепции когнитивного старения, синдрома деменции и болезней деменции, а с другой — эмпирические данные в отношении.

К патологиям относится: нарушение ощущений (повышенная чувствительность или же отсутствие чувствительности), нарушение восприятия (иллюзии, галлюцинации), нарушения памяти (амнезия, парамнезия), нарушение речи.

В этой статье все основные когнитивные процессы раскрыты очень поверхностным образом. Данные процессы являются предметом обширных, подробных исследований.

Интенсивное исследование каждого из них дает нам базовые знания, позволяющие понять, на чем основывается поведение и познавательные процессы человека.

Познавательные процессы человека:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий