Главные качества руководителя и психология управления людьми

Психология управления людьми

Управление коллективом — сложный комплексный навык, который должен освоить каждый директор или наемный менеджер.

В статье рассказывается об особенностях управления персоналом, стилях и профессиональных качествах руководителя.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Предмет психологии управления

Понятие и предмет психологии управления

Психология управления — это сфера, рассматривающая методы воздействия на людей в коллективе, а также успешность этих методов, способы их совершенствования и применения в различных нетиповых ситуациях.

Предметом психологии управления можно считать несколько аспектов:

  • развитие человека в процессе трудовой деятельности, влияние труда на личность, характер;
  • эффективность методов психологического влияния на сотрудников в процессе управления;
  • взаимоотношения исполнителей между собой, деловые связи между разными представителями иерархии коллектива.

Особенности и закономерности управленческой деятельности

Управленческая деятельность ставит задачу объединения группы людей для совместной работы и достижения общих целей.

К особенностям, отличающим управление от других видов деятельности, можно выделить:

  1. Наличие иерархии. В любом коллективе всегда идет разделение на руководство и исполнителей.
  2. Организационные функции менеджера. Управление — это отдельный вид работы, включающий воспитательную, направляющую, аналитическую и прочие функции.
  3. Конечный продукт труда менеджера — информация. Посредством команд, рекомендаций или советов, лидер управляет коллективом, который уже в свою очередь создает физический или интеллектуальный продукт.

Руководство: понятие


Руководство — это целенаправленный процесс, основной задачей которого является регуляция поведения подчиненных и направление их усилий на достижение определенных целей.

Стили

Стили руководства

В теории и практике менеджмента существует 3 ключевых формата управления, сильно отличающихся по приемам и сущности:

  1. Авторитарный. Проявляется в глобальном доминировании руководителя, акцентировании лидерства на его персоне. Методы управления подаются жестко, в виде команд и приказов. Начальник требует полного подчинения, регулярного информирования о любых изменениях в делах фирмы. По поводу принятия решений ни с кем не советуется и занимается ими исключительно единолично. В коллективе с авторитарным менеджером царит тяжелая атмосфера, людям со слабым характером приходится туго. Отсутствует дружелюбие, креатив, творческая деятельность затруднительна, инициатива критикуется (поскольку «правильные» решения могут прийти в голову только начальнику).

    Выговоры, лишения премий, выкрики и критика личности подчиненного — частые признаки подобного стиля управления.

  2. Демократический (классический). Противоположен авторитарному. Наиболее эффективный метод руководства, поскольку предполагает конструктивное общение, разъяснительные беседы, разделение обязанностей. Лидер старается вызвать у сотрудников интерес к работе, активно приветствует инициативу и нестандартные решения проблем. На собраниях работники высказывают мнение о делах компании, предлагают нововведения. При этом менеджер внимательно слушает и запоминает информацию. В коллективах с демократическим стилем царит спокойная дружелюбная атмосфера, коллеги редко ссорятся. Стили управленияЧасто успехи и свершения работников отмечают премиями, наградами, повышением. Основные инструменты воздействия на коллектив со стороны менеджера: рекомендации, советы, просьбы. Строгость и приказной тон используются редко, в критических ситуациях или при загруженной работе.
  3. Либеральный. Данный вид управленческой деятельности подразумевает практически полное отсутствие инициативы и давления со стороны менеджера. Его отношение к подчиненным часто приводит к беспорядку, повышению уровня безответственности, ухудшению эффективности и работоспособности компании. Основная причина — человек не является профессионалом в контексте управления. Или не знает конкретных приемов, или ему не хватает опыта. Страх отдавать приказы или давать советы, стремление плыть по течению, легкая апатичность дестабилизирует коллектив.

    Управляющий, использующий либеральный стиль часто сам попадает под влияние коллектива, ожидая инициативы и принятия решений от сотрудников.

Какой является наиболее эффективным?

Строго говоря, каждый стиль имеет место быть в определенный период жизни фирмы или в зависимости от направления организации.

Например, либеральный стиль может прижиться в творческом коллективе, где исполнители достаточно опытны и могут обойтись без советов менеджера. Элементы авторитаризма эффективны в условиях тяжелой работы, сдачи проекта.

Какой вариант является наиболее эффективным?

Основной стиль, который стоит применять ежедневно — демократический.

Он позволяет наладить хорошие деловые отношения между управляющим и сотрудниками, установить доверие и держать показатели эффективной работы на достойном уровне.

Типы руководителей


Каким он должен быть?

Каковы главные положительные качества, необходимые руководителю компании?

Лидер — человек с определенным характером, складом ума и качествами. Поставленный сверху управленец может быть совершенно непригоден к руководству, если у него эти качества отсутствуют.

Лидера видно и без выглаженного костюма. Его позиция чувствуется в обычном повседневном общении. Как определить, что перед вами истинный лидер:

  1. Инициативность. Активность, которая чувствуется даже в жестах, мимике, интонациях. Лидер привык достигать целей, вести за собой команду. Он предлагает решения, обосновывает их логическими аргументами, рассказывает и показывает как поставленную цель достичь. Он точно не будет сидеть в углу и отмалчиваться. Часто лидеры открыто высказывают позицию, без малейшего стеснения. Лидер будет отстаивать свою точку зрения, если уверен, что он прав.
  2. Руководитель: каким он должен быть?

  3. Предприимчивость. Лидер отслеживает тенденции, постоянно прокачивает навыки управления, читает соответствующие книги. И все это — применяет на практики. Есть теоретики, которые знают «как надо», но бездействуют. Лидер — полная им противоположность. Он постоянно в движении, он пробует, пытается. Анализирует обратную связь и ставит новые задачи.
  4. Отсутствие страха неудачи. Это один из параметров предприимчивости. Лидер пробует сделать — и смотрит что получилось. Он не задается вопросами «А что, если не получится?». Он решительно продвигается к цели. Если не хватает знаний — получает, не хватает опыта — наверстывает. Или находит компетентных в решении задачи людей. Для него желание успеха сильнее боязни проигрыша.
  5. Стратегическое мышление. Одно из центральных, ключевых качеств в характере управленца. Умение прогнозировать, подмечать тренды, настроения в обществе.

    Лидер — планировщик, способный не только создать реалистичный план, но и вносить в него изменения по ходу меняющихся обстоятельств.

  6. Хладнокровность. Он рассудителен, сконцентрирован в любых форс-мажорных обстоятельствах. Не впадает в панику. Сразу ищет решение поставленной задаче, без «ухода в себя», рефлексирования, самокопания. Лидер не теряет самообладания, он рационален.
  7. Каким он должен быть в организации?

  8. Новаторство. Лидер не приспособляется, он пытается изменить окружающий мир, в меру своих возможностей. Им движет страсть внести вклад, сделать что-то новое — то, что до него никто не делал.
  9. Независимость мышления. Лидер прохладен к мнению общество, конкурентов, злопыхателей. Но он не слеп — он игнорирует лишь шум, бесполезную информацию (слухи, сплетни). Талантливый управленец способен не только отыскать информацию, но и отделить ее от лжи, подтасовки фактов, подмены понятий.
  10. Харизма. Подразумевается способность эмоционально влиять на людей: заряжать энергией, мотивировать, успокаивать, поднимать дух команды в случае поражения.

Худший из управленцев

Плохих руководителей в терминологии менеджмента называют антилидерами.

Антилидер — человек, не имеющий ни задатков, ни знаний, ни навыков в управлении, но каким-то образов оказавшийся в начальниках.

Как распознать антилидера? Поможет краткая характеристика:

  1. Излишняя самоуверенность. Фундаментальное, базовое качество, от которого и «пляшет» большинство остальных. Суть: «Я лучший во всем, разбираюсь в деле лучше вас всех, так что делайте что говорю». Человек не осознает собственных недостатков, а потому не может развиваться, анализировать ошибки (даже увидеть их порой не способен), выслушивать советы подчиненных не желает. Уверен в постоянной собственной правоте: «Есть два вида мнений: мое, и неправильное».
  2. Худший из управленцев: антилидер

  3. Расхождение слов с действиями. Человек бы и рад выполнить обещания, но результат летит в корзину, если результат вообще имеется. Все благодаря пункту 1.
  4. Плохой выбор окружения. В ближний круг такой начальник подпускает тех, кто ему поддакивает. Ему важно быть правым, и подхалимы, чувствуя это — давят на слабое место. Стоит ли говорить, что страдают профессионалы, которые вместо осыпания босса комплиментами, честно выполняют свою работу!
  5. Несправедливость отношений к исполнителям. Следствие предыдущего пункта. Боссу приятен льстец, а не молчаливый специалист. Мастерам своего дела свойственно иметь чувство собственного достоинства.

    В итоге: профи увольняются, уходя к конкурентам, а подхалимы выполнять обязанности не спешат. Коллектив разваливается.

  6. Недоверчивость и попытки сделать все самостоятельно. Антилидер не доверяет коллективу и влезает в сферы, где он ничего не смыслит. По факту, управленческая функция отходит на второй план, и коллектив стремится к хаотичности, лишается собранности, цельности, дисциплинированности.

Как должен вести себя с подчиненными?

Имеет ли право руководитель кричать на подчиненного? Психологическое давление на исполнителей в жесткой форме неприемлемо. Если начальник кричит или оскорбляет в иной форме, нужно поговорить с ним наедине о причинах подобного поведения.

Как начальник должен вести себя с подчиненными?

Что, если руководитель оскорбляет и унижает?

В случае регулярных, повторяющихся случаев оскорбления, лучший вариант — уйти из организации.

Если после бесед с начальников, ситуация не меняется, стресс будет повторяться вновь и вновь.

Как руководить коллективом?


Навыки руководителя основные:

  • понимание людей, потребностей;
  • способность мотивировать сотрудников, использую различные методы мотивации к деятельности (как поощрение, так и наказание);
  • умение ставить понятные цели перед коллективом;
  • умение поддержать человека в трудной ситуации;
  • навык стратегического планирования;
  • умение видеть просчеты, анализировать ошибки в трудовой деятельности;
  • способность работать с информацией. Находить данные, проверять их достоверность, отделять от фальшивых и некачественных;
  • знание теории менеджмента, способность применять их в практической плоскости.

Как заставить подчиненных выполнять требования?

Невыполнение требований — факт сомнения в лидерском положении управляющего, недоверии к авторитету.

Для того, чтобы сотрудники следовали инструкциям, нужно давать им подробный план работы, затрагивающий все детали ее выполнения.

Также важно пресекать попытки понизить или нанести урон репутации и вовремя ставить человека на место, если он делает замечания или отказывается выполнять работу по непонятным причинам.

Процесс и подходы к принятию решений

Процесс и подходы к принятию управленческих решений

Управленческое решение — это результат конечной умственной работы руководителя.

Оно включает в себя несколько пунктов:

  1. Постановка цели.
  2. Сбор и обработка данных, вычисление количества ресурсов, которые нужно задействовать в решении задачи.
  3. Прогнозирование результатов деятельности, возможных неудач, выработка альтернативных путей действия.
  4. Обсуждение решения с коллегами и исполнителями.
  5. Формирование окончательного решения и донесение его до сотрудников.

Управление коллективом — сложный психологический процесс. Но при регулярной тренировке навыков и выработке нужных качеств, любой человек может освоить искусство менеджмента и стать достойным лидером.

Пять главных качеств сильного управленца:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *