Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности


Пути формирования мировоззрения

Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.

В сумме вся эта информация образует категорию под названием «мировоззрение» и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.

Периоды становления


Периоды становления в течении жизни

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения — это динамичный процесс.

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к возрастным ступеням, связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем самостоятельности и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

к содержанию ↑

Дошкольный возраст

Точкой отсчета можно считать дошкольный возраст. В этот период у малыша формируются прочные ментальные базовые конструкции, складываются первичные черты характера.

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий, направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Дошкольный возраст - точка отсчета

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

к содержанию ↑

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы.

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, ценностей и целостной картины мира.

к содержанию ↑

Подростковый период

Подростковый период - представления о мире

Именно в подростковом возрасте можно говорить о мировоззрении как о полноценном элементе личности.

Человек, достигая данного периода, уже имеет некую базу знаний, опыта, способности к абстрактному мышлению и анализу.

И именно в подростковом возрасте парни и девушки задаются вопросом о жизни и своей роли в ней, о причинах того или иного поведения окружающих.

Подростки уже имеют персональные нравственные ориентиры и действуют не по указке взрослых, а исходя из собственных представлений о «плохом» и «хорошем». Имеет место активный поиск себя.

к содержанию ↑

Период юношества

На этом этапе мировоззрение опирается на научную базу и систематизированных знаниях/убеждениях о мире. Человек активно выбирает свой жизненный путь, руководствуясь личными ориентирами.

Он уже может осознать себя и свою жизнь как нечто логичное, цельный процесс имеющий направление, перспективу и смысл.

Именно в юношестве человек впервые сознательно выбирает жизненный путь, который требует от парня или девушки формирования социальной ориентации (установление планки своего социального положение и методов достижения этой планки).

к содержанию ↑

Этапы формирования

Основные этапы формирования

Наука выделяет три этапа формирования мировоззрения:

  • мироощущение;
  • мировосприятие;
  • миропонимание.

Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологического базиса для мировоззрения.

Выражается в отношении индивидуума к природе и окружающем мире, выраженном в форме чувств и действий. Образ мира, который формируется на этапе мироощущения, называют «лоскутным».

Мировосприятие — это целостное видение картинки мира и отношение к этому «образу». Внешний мир проходит фильтр, состоящий из внутреннего мира.

Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира при этом основана на научных знаниях и рациональном объяснении действительности и явлений, происходящих в этой действительности.

к содержанию ↑

Источники



Мировоззрение формируется на базе внутренних и внешних процессов, которые позволяют человеку создавать свою систему взглядов. Информация поступает из разных источников, чтобы подвергнуться анализу и усвоиться.

    Различные источники

  1. Познавательный источник. Человек познает окружающий мир через собственные эксперименты и опыты (обыденное познание), а также посредством научного обучения (в школе, институте, курсах и т.д.). Обыденное познание приносит плоды в виде несистематизированной информации, которая позволяет ориентироваться в мире. Например, когда человек длительное время остается на солнце и получает удар, он может поставить солнце во главу проблемы и сделать вывод о небезопасности пребывания на пляже без зонтика. Именно так работает обыденное познание. А вот научное познание может уже объяснить причины теплового удара, его виды и последствия.
  2. Нормативный/ценностный источник. Нормативный источник формируется на базе ценностей, а также «кодекса поведения в обществе», который негласно регулирует отношения людей.

    Осмысленные убеждения позволяют человеку верить в истинность и правоту своих действий.

  3. Практический источник. Знания, не задействованные на практике, не всегда являются благодатным материалом для формирования мировоззрения.

    Практический источникНо если человек использует их проверяя случайную информацию или устойчивые аксиомы, подключается внутренний «оценщик», который может сделать новые выводы на основе примененных на практике знаний.

  4. Эмоциональный источник. Человек в некоторой степени зависим от своих эмоций, поэтому некоторые идеалы, ценности и убеждение формируются на уровне чувств и интуиции.
к содержанию ↑

Способы

Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением, можно выделить следующие способы (методы):

  • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
  • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
  • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

Способы и методы

Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание.

В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

к содержанию ↑

Пути — пассивный и активный


Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения, он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.

Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.

Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.

Главные пути - пассивный и активный

Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.

Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.

При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках манипуляторов.

Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.

И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы:

  • опыт;
  • метафоры;
  • информация.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

Мировоззрение — это первая ступень уверенности. Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий